|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Арктический ящик Пандоры24 ноября 2011 22:03
Арктика более доступная Повышение температуры в Арктике превышает глобальное в несколько раз. Это связано с резким увеличением притока тепла из низких широт. В результате летом происходит более интенсивное таяние арктических льдов и в целом можно наблюдать сокращение толщины ледяного покрова. Самые низкие более чем за 70-летнюю историю наблюдений показатели толщины льдов были зафиксированы в 2007 году. Второй по значимости минимум был в сентябре нынешнего года. "Эти изменения сильно влияют на хозяйственную деятельность в Арктике, – отметил на круглом столе в РИА "Новости" заведующий отделом взаимодействия океана и атмосферы Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Генрих Алексеев. – Здесь находятся огромные запасы углеводородов, которые в результате сокращения [площади и толщины] льда становятся более доступными". Потепление климата сказывается благоприятно и на судоходстве через арктический бассейн. Северный морской путь становится более открытым. "Появляется даже возможность прохождения по высокоширотным трассам через Северный полюс, что сильно сокращает путь из Европы в Азию через Северный Ледовитый океан по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал", – отметил Алексеев. Однако, по его словам, эта возможность может быть реализована не раньше, чем через 50–70 лет, и при условии, что потепление в Арктике будет продолжаться. Но и тогда, уточнил учёный, этот путь будет открыт только в течение двух месяцев – августа и сентября. …и более опасная Но отступление льдов несёт и определённые опасности для хозяйственной деятельности человека на этом регионе. Как объяснил Генрих Алексеев, в результате таяния ледового покрова появляются большие пространства открытой воды. При сильном волнении эта вода начинает разрушать арктические берега, которые сложены из вечной мерзлоты и легко поддаются эрозии. "Это реальная опасность для инфраструктуры, расположенной на суше", – подчеркнул он. Вторая проблема, возникающая в связи с потеплением климата – айсберги, которые, по словам исследователя, уже появляются и в Баренцевом море. Прежде всего они значительно затрудняют добычу на плавающих нефтяных платформах. "Считалось, что добыча углеводородов – один из самых безобидных способов влияния на экологию. Но недавняя авария в Мексиканском заливе изменила эту точку зрения. Сегодня даже при нулевом выбросе углеводородов учитывается возможность аварии, на ликвидацию которой будут потрачены миллионы рублей, а негативное влияние на окружающую среду будет значительным", – рассказала заведующая аналитической лабораторией Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН Инна Немировская. По её словам, аварийная ситуация на любой нефтяной платформе в Арктике будет иметь более серьёзные последствия, чем это было в Мексиканском заливе. "Льды, как промокашки, легко сорбируют нефтепродукты. Нефть, попавшая в лёд, может переноситься на колоссальные расстояния. Например, если случится разлив в Карском море, он потом может быть идентифицирован где-нибудь в проливе Фрама у берегов Норвегии", – отметила она. Однако Немировская констатировала, что "не добывать нефть на арктическом шельфе мы сейчас не можем". Хрупкая Арктика "Было бы наивно говорить, что нельзя добывать нефть, – согласился с ней координатор программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Кокорин. – Но пути нефти и пути животных [в Арктике] пересекаются. Нефть добывать надо очень аккуратно, особенно понимая, что в ледовых условиях она ведёт себя иначе". Кроме того, негативные последствия для экологии региона имеет и судоходство. "Полыньи, которые наиболее удобны для движения судов, являются линиями жизни для биоты. Тут, конечно, надо искать компромисс. Если полыньи расположены высоко, например, к востоку от Северной Земли, то они должны быть no-go зонами. Если они находятся на юге, то суда могут там проходить, но по строго определённым маршрутам и соблюдая очень жёсткие стандарты. Тогда хрупкая природа Арктики не будет разрушена", – рассказал Кокорин. Также он отметил, что одной из важнейших задач в 2012 году должно стать создание национального парка "Берингия". Эта мера позволит сохранить популяцию белых медведей, большая часть которых обитает именно в восточной Арктике. В результате потепления климата и таяния льдов эти животные испытывают трудности с поиском пищи. Из-за ухода кромки льда к северу медведи вынуждены оставаться на берегу, вследствие чего участились случаи нападения голодных животных на человека. "Этот парк должен охватывать едва ли не большую часть акватории Чукотского и Берингова морей. Но это не значит, что он перекроет Северный морской путь. Просто маршруты прохождения судов будут более жёстко регламентированы", – подчеркнул он. Ещё одной важной задачей в следующем году должна стать выработка единых стандартов деятельности в Арктике для полярных стран, которые действовали бы на всей территории региона. По словам Кокорина, именно этот вопрос станет темой Третьего международного форума "Арктика – территория диалога", который состоится в сентябре 2012 года.
Еникеева Альфия
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |