Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Новые университеты: борьба за выживание

11 ноября 2011 16:34

Фото с сайта www.polit.ru
Фото с сайта www.polit.ru
Наряду со старыми университетами, имеющими давно сложившуюся репутацию, регулярно появляются новые, которым только предстоит себя зарекомендовать на достаточно специфическом рынке. Одна из его особенностей – именно роль сложившейся репутации.

Появление новых университетов находится в одном контексте с ростом спроса на высшее образование, с одной стороны, и с разговорами о необходимости инноваций — с другой. В этом смысле под "университетом" подразумевается институт, который одновременно занимается и исследовательской, и преподавательской деятельностью по нескольким дисциплинам. К этому могут добавляться практические разработки, которые непосредственно конвертируются в промышленность. В этом месте вступает в дело полемика о том, какой должна быть наука: элитной или общедоступной, свободной или направляемой извне.

Когда дело доходит до практики, то есть до формирования и развития университета, ответ на этот вопрос во многом зависит от источников финансирования. А это, не в последнюю очередь, зависит от того, какую нишу занимает университет. В стране с развитой научно-образовательной традицией ему придется встраиваться в уже существующую систему. Кроме того, он еще должен встроиться в систему международного научно-образовательного сообщества.

Британия

Чтобы посмотреть, как это происходит в конкретных случаях, обратимся сначала к опыту Великобритании. Британские университеты появлялись слоями, и в каждом случае новое поколение университетов знаменовало собой определенные общественно-политические изменения. Последнее поколение появилось в 1992 г., когда в результате принятия Акта о послешкольном и высшем образовании (Further and Higher Education Act 1992) 35 британских политехнических институтов получили статус университетов. Этот акт внес также значительные изменения в систему финансирования университетов. На тот момент в Британии действовали университеты трех предыдущих поколений: "старинные университеты" (ancient universities), университеты из красного кирпича (red-brick universities) и университеты из листового стекла (plate-glass universities). Новые пока что существуют под названием "новые" или "современные" (new/modern universities).

Роберт Андерсон (Robert Anderson), историк, профессор Эдинбургского университета, который сейчас энергично участвует в дискуссии о проблемах британских университетов, считает, что появление каждого нового поколения было этапом борьбы между двумя принципиально различными взглядами на науку, в разные эпохи принимавшими специфическое воплощение. Один принцип состоит в том, что наука должна быть фундаментальной, то есть абсолютно свободной и независимой от экономических или политических соображений. Только в таких условиях возможны настоящие прорывы, которые потом могут конвертироваться в прикладные формы. Но эти формы — удел уже ненаучных инстанций. Другой принцип утверждает важность и теоретической, и прикладной сторон научной деятельности.

Практическое воплощение первого принципа заключается в том, что университет должен быть независим от внешних воздействий и очень внимательно подходить к подбору кадров.

Из этого следует, во-первых, что его должно содержать государство, дабы он мог свободно выполнять свою общественную функцию аккумулятора знания, и, во-вторых, что там могут учиться только представители элитных школ, получивших хорошую базу для дальнейшего развития. Последнее фактически закрывает путь в науку представителям малоимущих слоев населения.

Второй принцип предполагает, что образование с акцентом на профессиональные навыки, а не теоретические исследования, тоже следует считать научным.

Это подразумевает, что институты прикладного профиля тоже следует считать университетами; что им можно и нужно ориентироваться на практические запросы современности; и что доступ в такие учебные заведения должен быть как можно более открытым.

Поколения

Университеты из красного кирпича появлялись во второй половине XIX — начале XX вв. Строго говоря, их было шесть, но к ним иногда также относят некоторые другие, отпочковавшиеся от старых, но структурно сходные с этими шестью. Некоторые из них (например, Бирмингемский университет и университет Лидса) до изменения статуса были медицинскими школами. Изменение статуса (превращение в государственные университеты) означало, что они могли присуждать ученые степени и получать государственное финансирование наряду со "старинными университетами" [1] – Оксфордом, Кембриджем, Сент-Эндрюс и пр.

В отличие от "старинных", университеты из красного кирпича делали ставку как на теорию, так и на практику, хотя общую образовательную модель заимствовали у старших товарищей.

Государственный вклад в бюджет университетов составлял тогда порядка 1/3 от общего финансирования, и такое положение дел закрепилось в 1919 г. с появлением Комитета по университетским грантам (University Grants Committee, UGC).Комитет занимался распределением государственных средств между университетами.

Следующее поколение появилось в 1960-е гг. В 1963 г. был опубликован Доклад Роббинса (Robbins Report; по имени экономиста, главы Факультета экономики Лондонской Школы Экономики Лайонела Робинса, руководившего его подготовкой), в котором было прямо сформулировано, что образование должно быть общедоступным. Доклад стал выражением общей тенденции.

Примерно тогда же министр образования, баронесса Дженни Ли, начала работу над созданием Открытого университета (Open University). Это был принципиально новый проект, который предлагал не просто общедоступное (без вступительных испытаний и с возможностью бесплатного обучения), но и дистанционное образование. Появившееся тогда университеты ("из листового стекла" — по характерной для того времени архитектурной специфике) были созданы на базе семи колледжей продвинутых технологий.

Новые университеты организовывались в виде кампусов, где студенты жили, учились и находились в тесном контакте с преподавателями. Это согласовывалось с оксфордской-кембриджской моделью, согласно которой научно-учебная жизнь должна проходить в относительной изоляции от ненаучной жизни, чтобы наука не зависела от внешних влияний. Тогда идея кампусов как оранжерей для взращивания свободного знания стала настолько популярной, что даже университеты из красного кирпича, которые прежде не обременяли себя организацией студенческих городков, начали тоже выделять и обустраивать помещения, в которых могли бы селиться студенты.

Однако созданием семи университетов дело фактически ограничилось. В 1965 г.была принята политика "бинарной" образовательной модели, и это сильно сократило возможности преобразования учебных заведений в университеты. Бинарная модель предполагает жесткое разграничение институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями (университетов), и институтов, занимающихся профессиональной подготовкой и прикладными разработками. Успевшие появиться в то время университеты всячески акцентировали исследовательскую сторону своей деятельности. Но другим технологическим колледжам получить доступ к университетским государственным субсидиям стало гораздо труднее. Это привело к тому, что в период с 1969 по 1992 гг. новые государственные университеты в Британии не появлялись.

Пополнение

Радикальные изменения начались в конце 1980-х гг. Главное состояло в том, что в 1988 г. был распущен Комитет по университетским грантам. С тех пор распределением финансов занимаются различные ведомства, к которым университеты должны обращаться сами. Андерсон пишет, что Комитет служил буфером между университетами и правительством, не давая государству прямо влиять на направление исследований. Хотя формально независимость и возможность самоуправления у университетов остались, они теперь вынуждены больше руководствоваться коммерческой продуктивностью и общественной актуальностью своих изысканий. Кроме того,

все британские университеты (с единственным исключением, о котором речь пойдет ниже) государственные, а это значит, что на государственные пособия могут рассчитывать только те, которые в той или иной форме работают в рамках неформального государственного заказа.

Наконец, в 1992 г. были созданы 35 новых университетов из политехнических институтов. Тогда же была отменена бинарная система. Конкуренция среди университетов в борьбе за средства к существованию мгновенно обострилась. У только что созданных университетов было то преимущество, что они де-факто были более доступными (и, соответственно, более привлекательными) для широкой общественности, чем престижные старые университеты, а то, что они из политехнических институтов превратились в университеты, только придало им обаяния. С другой стороны, их самих было много. Все сразу сменили названия, заменив в них слово “polytechnic”на “university”. Исключением был Anglia Polytechnic University, который, впрочем, в итоге сдался и в 2005 г. переименовался в Anglia Ruskin University. Руководство объяснило это тем, что слово “polytechnic” устарело, и люди его неверно интерпретируют.

Альянсы

В отсутствие Комитета по университетским грантам и в условиях возросшей конкуренции университеты стали объединяться между собой в альянсы, чтобы отстаивать свои общие интересы. Первыми в 1994 г. сгруппировались наиболее престижные университеты: они образовали так называемую Russell Group (Группа "Рассел"). Сейчас в нее входят 20 университетов, в том числе Оксфорд, Кембридж и Лондонский университет ("Золотой треугольник"), а также университеты Эдинбурга и Глазго. Самый молодой университет, входящий в эту группу, – это Уорикский университет (University of Warwick), появившийся в 1965 г. [2].

Инициатива оказалась эффективной: университеты Russell Group получают самые большие гранты. Среди своих преимуществ Группа называет передовые позиции в исследовательской и инновационной деятельности, а также и приближающиеся к идеальным условия для обучения.

В ответ на это в том же 1994 г. была образована 1994 Group, в которую вошли 19 университетов: среди них один старинный — Сент-Эндрюс (1413 г.) и ни одного "нового" (самые молодые из университетов-участников образованы в 1966 г.). Группа 1994 своей главной задачей считает отстаивание интересов своих университетов как внутри страны (стабильное финансирование), так и на международном рынке. Исследования и инновации тоже, конечно, вынесены в число приоритетов, но кроме того акцентируется равенство возможностей для всех студентов независимо от их происхождения и социального статуса.

Помимо собственно исследовательской и образовательной деятельности, Группа 1994 организует проекты, направленные на повышение эффективности обучения. В частности, начиная с 2007 г. группа реализует проект Enhancing the Student Experience, цель которого состоит в том, чтобы усовершенствовать коммуникацию и взаимодействие между студентами и институтами, где они обучаются. Сюда входит формирование ожиданий от обучения, информирование об административных изменениях и вовлечение студентов в академическую среду. Еще один масштабный проект (.pdf) группы 1994 состоит в адаптации входящих в ее состав университетов к изменениям, внесенным в законодательном порядке в школьную программу.

Университеты, образованные в 1992 г., в долгу не остались и в 1997 г. создали свою собственную группу Campaign for Mainstream Universities, которую позднее переименовали в million+. В состав группы входят 26 новых университетов. Она называет себя мозговым центром (think tank) и сообщает (на сайте), что занимает активную позицию в "политической полемике о роли университетов в экономике и обществе".

Своей "миссией" группа считает формирование такого финансового режима, при котором университеты (видимо, входящие в ее состав) получали бы достаточную финансовую поддержку, чтобы обеспечивать качественное образование, проводить исследования и быть по возможности общедоступными. Кроме того, группа работает над встраиванием своих университетов в частные и государственные проекты, которые могут быть заинтересованы в их разработках. Университеты-участники, со своей стороны, образуют систему, в рамках которой они могут сотрудничать и помогать друг другу. Центр million+ организует многочисленные совещания и дискуссии, анонсы которых публикуются на его сайте. Судя по преобладающей тематике этих мероприятий, основную ставку альянс делает на привлечение студентов. Отсюда обсуждение доступности высшего образования, визовой политики для студентов, числа мест для набора новых студентов и т. п.

Проблемы

В сложившейся ситуации Роберт Андерсон усматривает несколько проблем, требующих фундаментального решения. Несмотря на формальное уравнение всех университетов в правах, разница в престиже и конкурентоспособности заметна невооруженным глазом. Группа "Рассел", в которую объединились наиболее влиятельные университеты, успешно отстаивает свои интересы, получает большие гранты и благодаря этому поддерживает их стандарты, приоритеты и статус. При этом правительство добивается, чтобы студенты платили за образование больше, а государство — меньше. А это может привести к тому, что британское образование снова начнет распадаться на элитное и посредственное, и доступ к элитному будет определяться имущественным цензом.

Если во времена возникновения университетов из листового стекла идея демократизации образования состояла в том, чтобы расширить доступность образования, которое на тот момент было элитным, то теперь может начаться обратный процесс.

При этом людей, желающих получить высшее образование, стало значительно больше, чем раньше.

Исходя из всего этого, считает Андерсон, необходимо пересмотреть систему высшего образования в Великобритании, опираясь на исторический опыт и опыт других стран. Прежде всего,

неэффективно само уравнивание университетов при их очевидных различиях.

Во-первых, несмотря на введение единой системы вместо бинарной, одни университеты тяготеют к теоретическим исследованиям, а другие — к преподаванию и практике. И то, и другое востребовано. Во-вторых, существуют нестыковки между законодательствами разных частей Британии, и унификация университетов сюда не вписывается. В-третьих, у одних университетов больше возможностей для привлечения средств и встраивания в текущую экономическую ситуацию, а у других больше возможностей для долгосрочных фундаментальных проектов. Эти различия нужно анализировать и исходя из них перестраивать условия. При этом, подчеркивает Андерсон, нельзя полагаться на идею о том, что рынок сам всё устроит наиболее эффективным образом.

Американская альтернатива

В США ситуация принципиально иная. Если в Британии почти все университеты государственные, и многие проблемы связаны с этим, то в Америке есть три типа университетов: государственные, частные некоммерческие (private non-profit) и частные коммерческие (for-profit; чтобы отличать от некоммерческих, их еще иногда называют проприетарными — proprietary).

Строго говоря, юридического статуса "университет" в США нет, хотя слово вполне употребительно. Обычно так называют высшие учебные заведения, объединяющие в себе несколько направлений и имеющие право присуждать ученые степени.

Государственные университеты

Государственные университеты создаются и поддерживаются государством на уровне штата. Внутри штатов такие университеты обычно объединяются в систему (системы) с единым центральным управлением в лице внеуниверситетского "штатного" ведомства, но сами по себе тоже располагают некоторой автономией. Число университетов в системе может варьировать: в штате Арканзас, например, две университетские системы, в одной из которых 5 университетов (и еще 10 учебных заведений, в названиях которых нет слова "университет"), а в другой 10. Когда появляется новый государственный университет, он обычно автоматически встраивается в систему соответствующего штата. В Университете Калифорнии (University of California – не путать с California State University, это другая система) 10 университетов с кампусами, причем самый новый из них (UC Merced) появился в 2005 г. Его создание связано с тем, что стало слишком много желающих учиться в университетах системы, и они с нагрузкой не справлялись.

Частные некоммерческие

Частные университеты сначала регистрируются как некоммерческие организации, а затем получают в соответствии с законодательством статус высшего учебного заведения. Исторически сложилось так, что частные некоммерческие университеты в США самые престижные и преуспевающие. В их числе Гарвард, Стэнфорд, Принстонский университет, а также Массачусетский технологический институт (MIT), которому, в отличие от британских собратьев не нужно из соображений презентабельности вставлять в название слово "университет", хотя все признаки университета у него есть.

Частные некоммерческие университеты могут тоже вступать в различные группы – как внутриамериканские, так и международные. Таких объединений очень много. Некоторые из них ориентированы на финансирование и политические стратегии, другие – на научный обмен. В отличие от Великобритании, у них нет такой отчетливой структуры по принципу исторической конкуренции. Кроме того, в них зачастую могут входить как частные, так и государственные университеты (например, Association of American Universities).

Благодаря этому давнему разделению на государственные и частные вузы проблемы, о которых говорит Андерсон по отношению к Британии, частично снимаются. Сравнительно недавно была попытка привить эту модель и Соединенному Королевству. В 1983 г. появился Букингемский университет (University of Buckingham) – единственный частный университет Великобритании. Он очень небольшой – там всего около тысячи студентов. Идея его создания заключалась как раз в том, чтобы обеспечить ему независимость от государства. В качестве колледжа он появился еще в 1976 г., а позднее получил университетский статус и право присуждать ученые степени. В каком-то смысле независимости его организаторы добились – университет действительно существует не за счет государства. Но чтобы оставаться на плаву и конкурировать с другими университетами, Букингемскому пришлось позаботиться о преимуществах, что и обусловило его облик. От других университетов его отличает то, что он предлагает интенсивную учебную программу, и степень там можно получить уже через два года обучения. Как следствие, он ориентирован, прежде всего, на обучение иностранных студентов, которым выгоднее получить степень в более сжатые сроки. Иными словами, в нынешнем виде он вынужден скорее выживать, нежели заниматься свободными и независимыми исследованиями. С другой стороны, выживать ему удается, и определенную нишу он занял.

Что касается американской академической среды, то

одна из главных проблем исследовательских университетов заключается, в первую очередь, в поиске источников финансирования.

Эта тема подробно разбиралась в статье об исследовательских университетах, опубликованной в 2008 г. в журнале Technology in Society. Некоторые академические области сейчас пользуются большой популярностью, и в них инвестируют ресурсы, а ученые, соответственно, получают гранты. Другие, соответственно, прозябают. В разные периоды приоритеты разные. Например, с 1997 по 2003 гг. резко возросло финансирование в области медицинских исследований, а в физику, геологию и социологию инвестировали сравнительно мало.

Начинать исследования в непопулярных областях рискованно: это может закончиться тем, что проект зачахнет из-за отсутствия финансовой поддержки. Поэтому

многие исследователи предпочитают пойти по безопасному пути и разрабатывать только те направления, которые в настоящий момент считаются перспективными, а это сильно сужает сферу исследований.

Коммерческие университеты
На многих российских ресурсах рекламируется некий Walden University. Это довольно молодой американский университет (он появился в 1970 г.), расположенный в штате Миннесота. Сейчас он энергично развивает программы дистанционного обучения с применением онлайн-технологий. Университет представляет собой вполне характерный пример коммерческого вуза. Его задача привлечь побольше студентов, желательно со всего мира, и он стремится стать как можно более удобным и востребованным. Он ориентируется, прежде всего, на тех, кому нужно получить степень из карьерных интересов. В ряде случаев тут, вероятно, ключевую роль играет магическое воздействие фразы "получить образование за рубежом/в США" – неважно, где именно. Как бы то ни было, показателен девиз университета (у большинства американских университетов есть девизы): “A higher degree. A higher purpose” (Выше степень. Выше цель). Для сравнения — лаконичный девиз Гарварда: Veritas (истина).

Коммерческие университеты наперебой предлагают обучение по востребованным специальностям, которые позволяют получить хорошо оплачиваемую должность. Это, прежде всего, менеджмент, бухучет, юриспруденция, работа с персоналом (психология и управление человеческими ресурсами) и прочие элементы корпоративной сферы. Еще очень популярны специальности в области образования и организации учебных процессов.

Большинство коммерческих университетов в США появились в XX в. Но особенно активно они стали множиться после всё того же 1992 г. Только в США, в отличие от Британии, дело было в том, что тогда изменили законодательство в отношении вузов (.pdf), и зарегистрироваться в качестве высшего учебного заведения стало проще, чем раньше. Для того, чтобы степени и сертификаты, выданные такими университетами и колледжами, обладали хоть каким-нибудь весом, им необходимо пройти аккредитацию. Хотя пройти аккредитацию сейчас довольно просто, это делают не все. При этом некоторые неаккредитованные колледжи и университеты намеренно вводят своих клиентов в заблуждение, утверждая, что аккредитацию прошли. Это одна из многочисленных претензий к коммерческим вузам. Другая состоит в том, что образование они дают весьма посредственное, а степени и сертификаты зачастую продают.

Впрочем, как считает автор статьи, опубликованной в издании The Chronicle of Higher Education, проблема здесь, прежде всего, в отсутствии слаженной системы регулирования и контроля над деятельностью таких заведений. Но,

по крайней мере, в одном направлении их вклад в развитие образования вполне нагляден – именно они больше всех заинтересованы в развитии технологий для оснащения учебно-научной среды.
Примечания
[1] Всего их в Британии сейчас шесть: Оксфорд и Кембридж (Англия) и университеты Сент Эндрюс, Глазго, Абердина и Эдинбурга (Шотландия). До того, как Ирландия получила независимость, в их числе был еще Дублинский университет.

[2] Входящий туда же Манчестерский университет, юридически образованный в 2004 г., получился из слияния двух университетов, основанных в 1824 и 1851 гг.

Анна Сакоян

источник: Полит.Ру

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы