|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Университетский формат журналистики08 ноября 2011 17:03
– Елена Леонидовна, МГУ готовится отметить трехсотлетие М.В.Ломоносова, чье имя он носит. Поскольку Ломоносов был еще и одним из первых русских журналистов, спрошу вас: как далеко мы ушли от их традиций? – Готовясь к этому юбилею и изучая его статьи, я вдруг поняла, насколько актуальными оказываются сегодня слова Ломоносова. Напомню, что он написал очень интересный трактат, который называется "Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии". Там он пишет о том, что журналистика должна не превращаться в орудие, предназначенное исключительно для заработка средств к жизни, а служить разысканию истины. В этом – свобода философии, под которой Ломоносов подразумевал свободу слова. – Что же может помочь журналисту найти истину по Ломоносову? – Ломоносов сформулировал семь принципов, или стандартов, работы журналиста, которые на современном языке звучали бы так: точность, объективность, уважение к источнику, невозможность плагиата, важность анализа, скромность и уважение к читателям. Отрицая как партийную систему руководства журналистикой, так и журналистику, основанную только на коммерции, мы можем вернуться к идеям Ломоносова, который сказал, что журналисты не должны переступать "надлежащих граней", определяемых задачами их деятельности, добавив: "Силы и добрая воля – вот что от них требуется". – Последние события на факультете довольно ясно показывают, как "партийная" и коммерческая журналистика "бьются" за умы и сердца ваших студентов. Даже не напирая особо на историю с приездом на факультет президента РФ Дмитрия Медведева, вспомним хотя бы тот же выпуск календарей. Журфак стал первопроходцем в области политических календарей, не так ли? Надо полагать, в предвыборную пору эта традиция продолжится? – Начало традиции, если быть точным, положил не политический календарь, а календарь, близкий к лайфстайл или фэшн-журналистике. Однако традиция появления политических календарей подмечена совершенно правильно. Они стали ответом со стороны тех, кто твердо разделяет концепцию журналистики как четвертой власти и "сторожевого пса демократии" и не согласен с имиджем наших студенток только как красивых моделей, некритично настроенных к руководству страны. Появление этих календарей отражает определенные настроения в студенческой аудитории, которая является социально активной и хотела бы заострить политический диалог в стране. – Можно ли считать календарь новым средством политической массовой коммуникации – голосом молодежи в политике? – Календари – это не СМИ, а элемент публичной сферы, в которой разные студенты выражают свои мнения. Все студенты имеют на него право – и те, которые абсолютно лояльны к власти, и те, которые оппозиционны к ней. В чем-то календари действительно выражают голос молодежи. В целом календарь – это часть своего рода корпоративных коммуникаций. С этой точки зрения мы можем рассматривать наши календари как выражение разных взглядов студентов, учащихся на факультете журналистики. Мы должны признать, что наличие таких разнообразных календарей – это и есть отражение различных взглядов нашего общества. – За студентами журфака закрепляется имидж свободомыслящих студентов. А насколько факультету удается привить своим подопечным понимание этической составляющей журналистской профессии? – Мы очень горды тем, что наши студенты социально активны. В то же время, когда мы говорим о журналистской этике, мы не всегда понимаем под этим термином собственно этический компонент. Для многих журналистов этика – это профессиональный стандарт, то есть объективность, точность, возможность и необходимость предоставлять площадку для взглядов самых разных сторон, учет многих мнений, толерантность к чужой точке зрения. Мы стараемся учить студентов этим стандартам. Но им не всегда удается их воплощать в жизнь. – Почему? – Часто потому, что теория расходится с практикой, а часто из-за того, что сами студенты усваивают эти стандарты как учебный материал, а не как руководство к профессиональной деятельности. Мне кажется, факультету надо больше взаимодействовать с медиакомпаниями, журналистами и редакторами, чтобы выработать общую ценностную площадку. В общем, профессиональные и этические стандарты журналиста часто неразделимы, очень важны, и нам бы хотелось, чтобы студенты применяли на практике все, что слышат на лекциях. – Неоднократно отмечалось, что университетский формат преподавания в МГУ существенно отличается от западной модели, где студентам предлагают осваивать чисто практические навыки. В каком же формате все-таки лучше изучать журналистику? – У нас довольно редкое сочетание с точки зрения мировой практики. Согласна, что во многих странах мира журналистика рассматривается как исключительно прикладная профессия. Но, как показывает практика западного рынка труда, бакалавры, выходящие из школ журналистики, работают рядовыми репортерами, а аналитическими журналистами, управленцами в сфере СМИ или высококлассными публицистами становятся, лишь получив магистерское образование. Сегодня мы переходим на эту двухступенчатую систему, сформировавшуюся на Западе. Наша старая пятилетняя система, когда университет готовил специалистов по журналистике, также соответствует этому комбинированному подходу. – Какие основные реформы и изменения были проведены на факультете за те три года, которые вы являетесь деканом?
– Факультет всегда готовил высококлассных специалистов с широким гуманитарным образованием, которых ценит не только российская, но и глобальная медиаиндустрия. И личность декана не должна на это влиять.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |