Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 4 декабря 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Ценности России: возрождение морали или чего хотеть от общества

09 января 2007 23:48

изображение с сайта justus.com.ua
изображение с сайта justus.com.ua
Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма, и какими средствами он этого добился.
(А. Эйнштейн)
Все реформы, за исключением нравственных, оказываются бесполезными...политические реформы могут с корнем вырвать сорную траву, но после этого почва останется голой, и еще вопрос, что будет на ней произрастать благородные плоды или новая сорная трава.
(Т. Карлейль)

Все мы неоднократно слышали, читали и думали о том, что живем в некий переходный период. Причем это касается не только российской действительности. Речь идет уже и о переходном характере взаимодействия между государствами и целыми цивилизациями. С. Хантигтон говоря о "столкновении цивилизаций", отмечает, что ценности не-западных цивилизаций настолько многовариантны, что не замечать их означает лишь обострить и без того наметившиеся конфликты между Западом, исламскими странами, Китаем и т.д. Война идеологий закончена, впереди война ценностей. Причем именно она более опасна! Действительно, трудно не согласиться с Хантингтоном в данном вопросе.

Почему я начинаю думать о ценностях российского общества в международном контексте? Наверное, потому, что есть некие всеобщие процессы. И, если честно, так не хочется, чтобы когда-нибудь: лет через 200 – 500 великий ученый межцивилизационно – галактического масштаба назвал наше время "темными веками".
Ведь мы живем в эпоху синтетических концепций, приходя к пониманию того, что деление на черное и белое теперь не в моде, да и не актуально в принципе. Это не плохо, но все же, в итоге главное – найти то самое оптимальное серое, с которым можно и хочется жить. Системы общественных ценностей это касается непосредственно!

Как и многие государства, сейчас, наше государство встало на демократические рельсы развития. И конечно, это накладывает свой отпечаток и на ту систему ценностей, которая формируется.
Но и предыдущий культурный опыт пытается проникнуть в новую систему, показывая не самые лучшие свои стороны. Я не имею ничего против традиции патернализма и того пути, по которому Россия шла почти весь XX век. Но индивидуальную активность это несколько снижает. А именно индивидуальная активность – важнейший стержень складывающейся сегодня в России системы ценностей. Пробуждаются те автономные элементы, которые в последствии оформятся в гражданское общество. Совершенствуется законодательная база, регулирующая именно такие местные формы социальной активности.

В различных словарях можно встретить примерно следующее определение: "Система ценностей – модель ценностей общества или группы, в которой индивидуальные ценности взаимосвязаны таким образом, что каждая из них усиливает другую, образовывая тем самым согласованное целое". Это совершенно справедливо, индивидуальные мотивы и ориентиры должны быть связаны в гармоничное общее целое.

Но активность индивидов – это только фундамент. Какие же еще ценности российского общества должны образовать некое системное целое?
Начну с социальных и политических ценностей, закончу экономическими, хотя, конечно, такого четкого деления тут нет.

В первую очередь это честность. Да, именно она. Мы слишком часто ищем обходные пути, вплоть до того, что решаем, как обойти закон, вместо того, чтобы соблюсти его (хотя, конечно, далеко не все законы идеальны). Любим выставлять на показ "потемкинские деревни", скрывая те недостатки, над которыми надо работать. Это касается и отношений начальник – подчиненный в различных сферах. Привычка не беспокоить вышестоящих "мелкими проблемами" и преклоняться перед начальством на самом деле скрывает несамостоятельность и пристрастие к действиям "из под тишка".
Отсутствие честности сегодня мешает грамотно воспроизводить и политическую элиту. А ведь именно ее замкнутый и подчас некомпетентный характер служит источником отсутствия взаимопонимания в отношении социальных процессов. Важно не допустить регресса элиты, ее стагнации. Способных и действительно интеллектуальных людей в политической сфере должно быть больше. Знакомства и контакты всегда становились источником мощного резерва для элиты, но более жесткий образовательный ценз просто необходим.
Следующая важнейшая составляющая формирующейся системы ценностей – уважение к людям (независимо от их национальной принадлежности!). Уважение не за принадлежность к какой-либо социальной или политической силе и т.д., а просто уважение, как к тем, кто нас окружает. Сюда же можно отнести и уважение к культурным традициям. Сегодня мы перестали перенимать западные идеалы, как это было в начале 90-х. Постепенно образуются клубы военно-исторической реконструкции событий разных периодов. Все больше детских и молодежных русских ансамблей. Это не может не радовать. Даже в развлекательной сфере стало больше исконных элементов, вплоть до включения славянских номеров в шоу-программы различных мероприятий и празднования масленицы в молодежных ночных клубах.

Что же касается политической составляющей в системе ценностей, то само наличие демократического института прямых выборов – к сожалению еще не все, что нужно для ощущения сопричастности избирателей политической жизни государства. Тем более это важно, если учесть поправки, внесенные в законодательство о выборах буквально на прошлой неделе. Например, отсутствие нижнего порога явки избирателей, отмена графы "против всех", позволяют людям думать, что их мнение попросту уже никого не интересует. Отсюда берет свое начало природа разговоров о возврате остатков прежнего режима и "закручивании гаек". А ведь ценность политически осведомленного и активного гражданина – важнейший индикатор существования настоящей, а не фасадной демократии. Вряд ли работа с населением во имя благополучных выборов пробудит подобные начала в людях. Незначительное повышение размера социальных выплат на 30 рублей и реализация национальных проектов этой активности так же не прибавят. Нужно как-то иначе давать понимать людям их значимость. Этот процесс, безусловно, идет, но не на том уровне, на котором хотелось бы. Как это сделать? Пока не нашла абсолютно венного ответа на данный вопрос.

И конечно, нельзя оставить без внимания экономическую составляющую нашей ценностно-нормативной системы. Бизнес только ради бизнеса – не самое удачное сочетание на свете. Очень хочется побольше социально – ответственных инициатив. Конечно, это медленнее окупается, но гораздо больше весит. Тем более, что все начинается с уплаты налогов. Предпринимательское сообщество должно постепенно прийти к пониманию того, что благотворительность ради уклонения от налогов – не то, что вписывается в рамки нового порядка.
Итак, здесь мы возвращаемся к честности. Чтобы замкнуть нашу систему ценностей в гармоничное целое, добавлю связь экономической и политической составляющих. Процесс поддержки ценных предпринимательских инициатив властными структурами уже запущен. Но он Яне достаточно предан огласке. Разрабатываются и уже существуют подобные программы, но предпринимателей нужно информировать активнее. В противном случае целому социальному слою деловых и активных людей, политические процессы будет просто безразличны.
И действительно, может наше сложное пограничное время открывает процесс для творчества в области создания прочной системы ценностей? В любом случае, как бы трудно не проходил этот процесс, всегда следует держать в уме одно вечно актуальное высказывание "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства" (И. Кант).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Анна Отраднова

автор материала: Отраднова Анна Игоревна

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы