Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Минобрнауки России о вузовской успеваемости

26 октября 2011 15:47

Помощник министра образования и науки РФ Анна Деревнина. Фото с сайта www.strf.ru
Помощник министра образования и науки РФ Анна Деревнина. Фото с сайта www.strf.ru
В этом году российские школы окончили около 700 тысяч одиннадцатиклассников. Примерно каждый третий из них мог поступить в вуз на бюджетное место. При этом улучшилось качество подготовки абитуриентов: средний проходной балл ЕГЭ составил 61,5, что на 2,5 балла выше, чем в прошлом году. Также эксперты отмечают растущий интерес поступающих к физико-математическим наукам, биотехнологии, геологии и педагогике. По сравнению с 2010 годом, средний проходной балл ЕГЭ на эти направления увеличился на 3 балла. Об итогах приёмной кампании 2011 года STRF.ru рассказывает помощник министра образования и науки РФ Анна Деревнина.

Одной из особенностей приёмной кампании 2011 года стал окончательный переход на двухуровневую систему образования. В связи с этим понятно сокращение количества бюджетных мест при приёме на первый курс специалитета, но почему то же самое произошло с бакалавриатом?

– Сценарий приёмной кампании 2011 года определялся условиями демографического спада. По сравнению с 2005 годом, количество выпускников одиннадцатых классов сократилось более чем вдвое. В этом году около 700 тысяч ребят окончили школы. В прошлом году их было на 100 тысяч больше. По прогнозам, этот спад будет продолжаться до 2018 года.

При этом контрольные цифры приёма сокращаются существенно медленнее. Это связано с обеспечением государственных гарантий бесплатного высшего образования: минимальное количество обучающихся – 170 студентов на 10 тысяч человек населения. В 2011 году мы почти подошли к нижней черте.

Несмотря на снижение количества студентов относительно численности населения, доступность высшего образования растёт. В 2011 году вероятность поступления на бюджетное место выпускника школы выросла на 45 процентов, по сравнению с 2005 годом

(количество бюджетных мест составило 438 на 1000 одиннадцатиклассников, в 2005 году – из тысячи выпускников только 301 мог претендовать на бесплатное высшее образование).

Собственно, эти ножницы и определили сценарий: мы беспрецедентно увеличили количество бюджетных мест в магистратуру и значительно снизили приём первокурсников – не только на специалитет, но и на бакалавриат.

Что касается приёма на первый курс, то здесь произошло принципиальное перераспределение соотношения бюджетных мест в специалитете и бакалавриате. В 2010 году абитуриенты ещё поступали в основном на пятилетнее обучение – 75 процентов поступающих выбирали специалитет (242 тысячи человек), а 25 процентов – бакалавриат (82 тысячи). В 2011 году это соотношение уже было 10 процентов (24 тысячи) на 90 процентов (287 тысяч).

Такая качественная смена картины связана с тем, что в этом году мы полностью перешли на двухуровневую систему обучения. Из 457 стандартов высшей школы осталось всего 111 "моноспециальностей" для тех отраслей, где велика доля стабильного государственного заказа: оборонно-промышленного комплекса, здравоохранения, наукоёмких производств и искусства.

Что касается бюджетной магистратуры, её увеличили почти на 25 процентов (с 35 до 43 тысяч бюджетных мест). Это было продиктовано двумя причинами. Во-первых, те ребята, которые поступали четыре года назад на бакалавриат, отучились и в этом году претендовали на бюджетную магистратуру. Во-вторых, право обучаться на бюджетных местах в магистратуре есть и у дипломированных специалистов. Минобрнауки России и ректоры вузов беспокоились, найдётся ли необходимое количество хорошо подготовленных абитуриентов, ведь контрольные цифры приёма были заявлены высокие. Это оставалось интригой для нас. Но в целом в этом году приём в магистратуру состоялся.

Ещё одна особенность этого года – магистратура фактически вся очная.

Заочных бюджетных мест чуть более 700. В бакалавриате на первом курсе доля бюджетной заочной подготовки тоже уменьшена, хотя и не так значительно, – с 25 до 22 процентов. Всё-таки заочные формы хороши при получении второго высшего образования, а первое нужно получать в режиме full time. Ребятам, которые поступают сразу после школы в университет, нужно очное обучение. Как из 17-летнего выпускника школы заочно подготовить инженера, даже в течение пяти лет, для меня большой вопрос.

Планируется ли окончательно отказаться от специалитета даже по тем направлениям подготовки, где сегодня осуществляется пятилетнее обучение?

– Политики полного отказа от специалитета нет.

Сколько вузов в этом году не выполнило план по контрольным цифрам приёма и как эти данные повлияют на формирование госзадания по подготовке специалистов в следующем году?

– Пока мы располагаем подобной информацией только о 320-ти высших учебных заведениях, которые подведомственны Минобрнауки России. Из этих вузов 22 не выполнило план по контрольным цифрам приёма на первые курсы бакалавриата и специалитета. Всего незаполненными остались около тысячи бюджетных мест на первом курсе. Ещё в шести высших учебных заведениях подобная ситуация сложилась с магистратурой. Среди вузов-штрафников – Московский государственный текстильный университет, Курганский государственный университет, Северо-Кавказская гуманитарно-технологическая академия, Санкт-Петербургский морской технический университет, Смоленский государственный университет.

Одна из причин пустующих бюджетных мест в том, что в этом году был запрещён дополнительный набор. Есть две плановые волны зачислений. Раньше, если у вуза после второй волны обнаруживались незаполненные бюджетные места, то прибегали к практике донабора, когда на эти места принимали ребят с очень низкими баллами по ЕГЭ, то есть еле-еле троечников. Уровень таких студентов вызывает вопросы, из-за чего в 2011 году мы отказались от этой практики.

При этом у вузов уровень невыполнения плана по контрольным цифрам приёма разный. Где-то по уважительным причинам 2–3 места пустуют, а где-то – недобор существенный. Например, в одном институте на первом курсе 150 незаполненных мест. Конечно, у каждого вуза причина такого положения дел своя – всё-таки вузы очень разные, расположены в разных регионах, среди них есть классические университеты и отраслевые институты… Но у меня, например, особую тревогу вызывает тот факт, что в списке штрафников есть ведущие вузы. Например, один федеральный университет и один национальный исследовательский университет.

В федеральном университете ситуацию объяснили так: был повышен минимальный уровень результатов ЕГЭ по математике и физике, и в одном из удалённых филиалов из-за этого порога не смогли набрать шесть абитуриентов по физико-математическим наукам. Это недавно присоединённый филиал; с качественной подготовкой там пока сложно, плюс в регионе плохая демографическая ситуация. Что касается национального исследовательского университета, то он не добрал студентов в магистратуру. При этом напомню, что одна из основных задач НИУ – развитие магистратуры, аспирантуры, докторантуры. Они должны стать местом притяжения талантливых выпускников со всей страны. То, что у них не выполнен план по заявленной цифре приёма в магистратуру, мне кажется тревожным сигналом.

Но есть одна общая для всех вузов причина пустующих бюджетных мест – неправильная маркетинговая политика.

То, что ректоры проштрафившихся высших учебных заведений сегодня заявляют план приёма на следующий год ещё больший, чем в 2011-м, тоже говорит об отсутствии правильно выстроенной маркетинговой стратегии. Конечно, при конкурсном распределении контрольных цифр приёма на 2012 год мы будем учитывать ситуацию нынешнего года.

По каким основным направлениям министерство увеличивает контрольные цифры приёма, а по каким снижает?

– Рост в основном характерен для специальностей, которые нужны для развития приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики. Но этот рост небольшой – примерно 9–10 процентов за пять лет. Во многом увеличение бюджетных мест по этим специальностям происходит за счёт магистратуры.

Наиболее значимый рост контрольных цифр приёма (30 процентов за последнюю пятилетку) наблюдается по направлениям подготовки, связанным со стратегическими компьютерными технологиями и программным обеспечением.

Что касается сокращения, то в течение 5–6 лет министерство планово снижает государственный заказ на подготовку экономистов и юристов, которых в стране выпускается достаточно много, в том числе и за счёт платного обучения. Кроме того, уменьшение контрольных цифр приёма коснулось и педагогики. Скажем, количество бюджетных мест на первом курсе педагогических вузов было уменьшено за пять лет с 90 до 57 тысяч. Прежде всего, это связано с тем, что их выпускники в таком объёме не приходят в школу и в таком количестве они школе сегодня не нужны. При условии, что у нас в стране около миллиона учителей, для эффективного функционирования общего образования достаточно, если ежегодно 40–50 тысяч новых педагогов будут приходить в школу. По факту нужно ещё меньше – 20–25 тысяч новых педагогов ежегодно. Ведь учителя пенсионного возраста, которые уже выработали стаж, остаются в школе. Реальных вакансий для молодых ещё меньше. На первое сентября этого года в школах было менее 10 тысяч вакансий. Сейчас они уже наполовину заполнены. Выпускники педагогических вузов не идут работать в школу не только потому, что они не хотят, но и из-за того, что мест там не так много.

По каким направлениям подготовки в этом году увеличилось качество приёма, а по каким наблюдалась обратная ситуация и с чем это связано?

– В целом качество приёма улучшилось. Проходной балл ЕГЭ в этом году составил 61,5, что на 2,5 балла больше, по сравнению с прошлым годом. По отдельным направлениям рост гораздо более существенный, например по физико-математическим наукам, геологии, разработке полезных ископаемых, приборостроению, биотехнологиям. Заметьте, я называю те направления, которые являются приоритетными. Это означает, что сигналы о том, что стране и экономике нужны такие специалисты, услышаны. Ребята, которые лучше подготовлены, выбирают эти профессии. Кстати, знаменательно, что по экономическим специальностям средний балл в вузах не вырос. Он там традиционно высокий, но он сохранился на уровне прошлого года.

Очень приятно, что выросло качество подготовки абитуриентов, которые выбирают педагогическую сферу деятельности: средний проходной балл ЕГЭ у будущих учителей увеличился на 4,5. Профессия становится более престижной, что связано не только с увеличением зарплат (проект, который Минобрнауки России активно ведёт совместно с регионами), но и с повышением социального статуса учителя и улучшением условий его работы.

Среди наших подведомственных вузов у 38 педагогических и классических университетов средний балл ЕГЭ при приёме на педагогические специальности составил больше 60-ти – такая хорошая четвёрка. Эти вузы распределены по всей России: Башкирский, Чувашский, Липецкий, Томский, Пермский и Уральский педагогические университеты. Но есть и специальности с традиционно низкими проходными баллами, так называемая "замыкающая тройка": переработка лесных ресурсов, морская техника и сельское и рыбное хозяйство. Чтобы стать студентом на одном из этих направлений, достаточно набрать на Едином государственном экзамене всего 52 балла.

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова в одном из выступлений говорила, что абитуриентов, поступающих на бюджет, не должны смущать ребята, которые идут вне общего конкурса, – льготники, целевики, победители олимпиад, потому что их не очень много. Это действительно так? Будут ли введены какие-то ограничения для этой категории абитуриентов?

– Действительно, их не так много. В целом 15 процентов от всего приёма на первый курс – ребята, которые поступали вне конкурса. Это победители олимпиад (2 процента), льготники (4,5 процента) и целевики, которых разрешено было принимать до 20 процентов. По факту в среднем получилось около 9 процентов целевого приёма. Но проблема в том, что все они концентрируются на тех специальностях, где высокий конкурс. Когда мы слышим, что невозможно поступить потому, что пришли олимпиадники, льготники и целевики, то, как правило, речь будет идти не о таких направлениях подготовки, как "физико-математические науки", "автоматика в управлении" или "морская техника". Чаще всего подобная ситуация наблюдается в юриспруденции, экономике и менеджменте. Хотя целевая подготовка всё-таки должна быть прежде всего в оборонной промышленности, авиастроении, и т. д. Поэтому в проекте новых правил приёма есть изменения относительно абитуриентов, поступающих вне общего конкурса, но принципиально они картину не изменят.

Первое: олимпиадник сможет воспользоваться только одной льготой при поступлении. Я думаю, что это не составит большой проблемы для победителей олимпиад, потому что, как правило, эти ребята уже заточены на определённую специальность и определённый вуз. Порядка, может быть, станет чуть больше, и прозрачней будет зачисление. Второе: целевой приём будет сокращён с 20 до 15 процентов. Но в среднем и сейчас такое количество целевиков найти трудно. Этот уровень высок по некоторым направлениям подготовки. Однако там, где он обоснованно высокий, министерство будет согласовывать этот целевой заказ.

Как введение ЕГЭ повлияло на качество приёма в вузы?

– Во-первых, Единый госэкзамен становится реальным инструментом, который позволяет измерить качество приёма. С его помощью можно сравнивать регионы, вузы, направления подготовки. Другого такого инструмента у нас сегодня нет. Безусловно, ЕГЭ будет использоваться как важный фактор при конкурсном распределении контрольных цифр приёма и при оценке эффективности деятельности вуза в целом. Потому что уровень проходного балла ЕГЭ показывает, насколько востребовано или не востребовано то или иное высшее учебное заведение. Во-вторых, введение Единого госэкзамена существенно повысило академическую мобильность. Все отмечают, что выросло количество иногородних студентов. Речь не о том, что в Москву стекается больше ребят из регионов, а о том, что во все ведущие региональные университеты приезжают абитуриенты из разных областей. Значительно вырос процент сельской молодёжи, которая сегодня поступает на бюджетные места. Это, безусловно, заслуга ЕГЭ.

Тормоз для привлечения в ведущие университеты талантливой молодёжи у нас сегодня один – ситуация с общежитиями, которая недавно обсуждалась на встрече с ректорами. Во-первых, это нецелевое использование студенческих общежитий. Не секрет, что там сегодня живут не только студенты. В ходе плановой проверки общежитий к первому сентября, которую провело Министерство образования и науки РФ, было возвращено более тысячи мест, используемых нецелевым образом. Во-вторых, конечно, то, что не все общежития сегодня предоставляют достойные условия для жизни: это и туалеты в конце коридора, и обшарпанные помещения, и совершенно непригодная мебель. В этом году вузам на ремонт общежитий было выделено беспрецедентное финансирование – два с половиной миллиарда рублей. Третий фактор – строительство новых общежитий. В 2011/12 году в рамках федеральных целевых программ запущено строительство 29 общежитий, вузы получат дополнительно почти полмиллиона квадратных метров жилья для студентов, что будет, конечно, существенным фактором в поддержке академической мобильности.

Еникеева Альфия

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы