Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Идеология глобализации и интересы России: возможна ли гармония

09 января 2007 23:24

изображение с сайта promved.ru
изображение с сайта promved.ru
Прежде чем ответить на этот вопрос, надо разобраться с основным понятием в современном глобальном мире, в мире, в который пытается войти и закрепиться и наша страна, – вступая в ВТО, активизируя внешнюю политику, дипломатию, выступая посредником в международных конфликтах, налаживая экономическое сотрудничество и т.д. С понятием – глобализация.

Глобализация – это, безусловно, естественный, необратимый процесс, основанный на стремлении человечества к интеграции, объединению, формированию,– если обратиться к термину, введенному В.Б. Кувалдиным, – "мегаобщества". И это вполне объяснимо – мир стал слишком тесен и у человечества, судя по всему, осталось лишь два пути: либо уничтожать друг друга, освобождая жизненное пространство, либо размывать границы, различия – унифицировать мировое пространство насколько это возможно, дабы облегчить взаимодействие между народами, нациями, цивилизациями в сферах культуры, политики и бизнеса. Разумеется, существуют культурные, этнические различия людей – которые неприкосновенны, связаны с историей – именно поэтому даже в единой Европе – государства остаются национальными, вполне самостоятельными структурными единицами. Но существовать обособлено, независимо – уже не в состоянии никто, за исключением, пожалуй, с очень большими оговорками нескольких небольших стран-вечных-оппозицинеров (Северная Корея, Куба, некоторые страны Латинской Америки и самые слаборазвитые и дикие страны Африки). Особенно глобализация затронула как раз не слабые страны, а крупные, с претензиями на лидерство и влияние. Ведь, по сути, экономический аспект глобализации, такой как вывоз предприятий из развитых стран в страны третьего мира принес этим странам лишь добро – уменьшил безработицу, принес образование и возможности узнать другую культуру; в то время как крупные страны, региональные лидеры оказались "вброшены" в сложнейшие глобальные процессы, заставив решить глобальные проблемы, универсальных способов и методов решения которых нет.

Очевидно, что глобализационные процессы уходят своими корнями очень глубоко, но сама глобализация – феномен ХХ века, и связана она с объективными причинами:
1) информационная революция, принесшая с новыми способами коммуникации – новые возможности, новые формы взаимодействия – а с ними, и новый экономический базис.
2) Либерализм стал конституирующим основанием для глобального мира, принеся с собой культ успеха и культ дела.
Эпоха интернационализации завершилась – капиталы, идеи, товары, люди уже не хотят просто перемещаться между границами государств – они хотят чувствовать себя везде комфортно, как "у себя дома". Отсюда, очень важно понять, что глобализация – не набор денежных потоков, хаотичных рынков и "перекрикиваний с разных концов поля битвы", как это было возможно в древнее время, вместо дипломатии.

Суть характера глобализации – в упорядоченном взаимодействии. Это не просто объединение чего-то и как-то – это новая форма взаимодействия. В экономике конца ХХ века – глобальной экономике – это взаимодействие национальных рынков, упорядоченное, но при этом очень открытое. В политике – это уверенное движение, пусть не без проблем и конфликтов – к мировому правительству, которое сможет решать глобальные проблемы (экология, миграция населения, имущественное и социальное расслоение в глобальном масштабе и т.д.) не методами национально-государственных образований, а новыми методами, соответствующими произошедшим изменениям.

Экономика запустила процесс глобализации, именно экономические процессы делают его необратимым – но какой будет эта глобализация – зависит от взаимодействия культур, наций, цивилизаций. Глобализация крайне противоречивый и многогранный процесс, где у каждого процесса, как у медали – две стороны.
Таким образом, очевидно, что у глобализации нет идеологии, в прямом смысле этого слова, также как у несущегося по рельсам поезда нет механиков, переделывающих его на ходу. Есть лишь условия и цель. У глобализации есть фундамент, основанный на либеральных идеях и есть цель – глобальный мир без границ, при сохранении относительной самостоятельности структурных единиц системы. Надо отказаться от популизма и четко разделять термины и понимать суть глобализации.

Цель задается Европой, как родоначальником идей, ставших основой всех современных мировых процессов и "глобализацию после реализации" мы видим в старушке-Европе. Идеи глобализации, либеральные идеи были приняты большинством стран, куда только эти идеи смогли попасть. Рухнул Советский Союз, когда слишком много людей, включая элиту узнали, что можно жить по другому, что есть разнообразие еды и стран, развлечений и слов, ведь нельзя устать от своего дома, если ты никогда не был на улице и не чувствовал запаха свежести после дождя. В Исламском мире женщины стали снимать чадру, потому что они тоже захотели быть женщинами, свободными в своем выборе, быть хозяйками своего тела и мысли. Идеи либерализма говорят, что человек – самостоятельная личность, равная Богу хотя бы в интерпретации его слов (протестантизм), говорят о свободе делать и говорить то, что ты хочешь, исповедовать любую религию, иметь любую национальность и иметь право влиять на тех, кому ты же и доверил право защищать тебя. Либерализм ограничивает личность и свободу, не давая превратиться последней в "волю" лишь принципа, близкими каждому жителю Земли, принципами, едиными для всех религий – назвав эти принципы основными законами, конституциями и т.д. Именно поэтому либеральные идеи оказывают столь разрушительное воздействие на традиционные общества – они обращаются к потаенным человеческим чувствам, не временным чувствам – таким как обида, ущемленность (комплексы), а к основам. Безусловно, в государствах с глубокими традициями, особенно религиозными, каждая волна либерализации оборачивается жесточайшей реставрацией. Но именно эта цикличность в сумме с бескомпромиссностью традиции приводит к тому, что следующая волна либерализации охватывает и затягивает еще больше людей. Традиция основана на мистическом страхе и привычке, а свобода на выборе и именно это обеспечивает неизбежный триумф свободы и прав, как конституирующих оснований любой системы.

В то же время правила игры на глобальной арене задаются страной-лидером. К сожалению, именно действия этой самой страны в течение последних 6 лет сильно мешают культурной, идейной – естественной экспансии. Правила экономической игры, которые установила США универсальны и врядли будут изменены даже после смены лидерства. По той причине, что они выгодны бизнесу, экономике. А именно экономика оказывала, оказывает и будет оказывать абсолютное влияние на решения, принимаемые политиками.

Таким образом, мы видим, что:
1) глобализация вступает в конфликт с традицией лишь по тому, что традиция всегда препятствует любой модернизации, особенно принесенной из вне.
2) Подобный конфликт приводит к двум результатам: либо традиция и идейные основания глобализации образуют синтетическую систему; либо, в случае, если идейные основания близки, то приходят к компромиссу и со-существованию.
3) Традиция всегда обречена на трансформацию, т.к. ничто не может противиться естественному течению времени.
4) Глобализация, порожденная экономикой, всегда будет являться ее инструментом, а, как следствие, идти к неизбежному: размыванию границ.
5) Глобализация не направлена на уничтожение культур, она предлагает унифицировать по западному (либеральному) образцу то, что не устраивает в традиционной системе самих "жертв глобализации".
6) Глобализация, как процесс, не является идеологией "золотого миллиарда". Имущественное расслоение является болезнью глобализации, вполне излечимой со временем – как можно говорить о бедных странах Африки, из которых пьют сок "проклятые капиталисты", если колонизация, а в наше время – крупный бизнес принесли в ту же Центральную Африку образование, медицину, уровень жизни, пример более удобного быта – само понятие государства?

Глобализация никак не противоречит интересам России, т.к. каждое государство в глобальном мире – самостоятельная единица, которая, безусловно, вынуждена считаться с гораздо большим числом факторов, чем при обособленном существовании. Геополитические интересы России, как страны, претендующей на лидерство и использующей для этого прежде всего энергетический ресурс не могу противоречить цели глобализации, т.к. совместные предприятия, открытые границы и т.д. со странами-соседями, явно более слабыми, выгодны России. Идейные основания глобализации соответствуют чаяниям большинства жителей русской равнины, которые в полной мере ощутили на себе как минусы непродуманной капитализации, так и плюсы капитализации осмысленной. И лишь слабость самой России на всей своей территории за Уралом и отсталость многих регионов мешают единству народа именно на ценностно-культурных основаниях. Таким образом, проблемы России – в России, а не в глобализации. И именно глобальный мир, в котором страна размером с 1\6 часть суши не может быть незаметной, позволяют России вести свою игру. Глобализация выгодна нашей стране, т.к. мы – часть западной цивилизации. Мы должны взять лучшее оттуда и избавить Россию от потрясений, в том числе авторитарного типа. В таком случае неизбежно слияние русской традиции, очень близкой к западной, с либеральной моделью экономики. Скорее всего, это и есть социал-демократический путь плюс "культ дела" плюс открытый рынок – путь, которому и суждено стать базовой моделью общества для национально-государственных образований – структурных единиц глобального мира.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Валерий Сидоренко

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы