Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Наука в трёхлетнем бюджете

21 октября 2011 15:26

Основные получатели расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения (млрд рублей). Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Основные получатели расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения (млрд рублей). Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Сегодня Государственная Дума рассмотрит в первом чтении проект закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Какие в нём заложены расходы на науку и инновации?

Позади планеты всей?

Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2012 году составят 323,3 миллиарда рублей, в 2013-м – 327,7 миллиарда, в 2014-м – 283,6 миллиарда рублей. Их доля в ВВП будет сокращаться: в 2012 году – 0,55 процента, в 2013-м – 0,51 процента и в 2014-м – 0,39 процента. Такая динамика идёт в разрез не только с ориентиром обновляемой сейчас КДР ("Стратегия-2020"), в которой эти расходы оцениваются на уровне 0,7 процента ВВП, но и с целевым показателем одобренной правительством Стратегии инновационного развития. В документе предполагается довести расходы на НИР до 2,5–3 процентов ВВП к 2020 году; правда, больше половины из них должен взять на себя частный сектор. Судя по всему, в числе стран-лидеров по этому показателю Россия ещё долго не окажется.

Всем сёстрам по серьгам – разным

Какие ведомства и учреждения получат бюджетные средства на научные исследования и разработки, показано в таблице 1.

Бюджетные ассигнования на науку отражены в разделе "Общегосударственные вопросы", где выделены подразделы фундаментальные и прикладные научные исследования, а также в разделе "Национальная экономика" – прикладные исследования (см. таблицу 2).

На ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы" будет направлено 20,48 миллиарда рублей в 2012 году и 23,30 миллиарда рублей в 2013-м (сумма по трём разделам федерального бюджета: "Общегосударственные вопросы", "Национальная экономика", "Образование").

В разделе "Образование" выделены расходы "на выполнение научно-исследовательских работ в соответствии c тематическим планом фундаментальных исследований" НИУ ВШЭ. В 2012–2013 годах они составят 159,9 миллиона рублей ежегодно, в 2014 году – 162,3 миллиона.

Значительные средства в проекте трёхлетнего бюджета выделяются на прикладные исследования в "оборонке", причём год от года их количество будет увеличиваться: 163,08 миллиарда рублей – в 2012 году, 201,74 миллиарда – в 2013-м и 240,53 миллиарда рублей – в 2014-м. Деньги пойдут на разработку новых видов вооружения, военной и специальной техники (в рамках гособоронзаказа) и промышленную утилизацию устаревших образцов, на уничтожение запасов химического оружия, обеспечение безопасности полётов воздушных судов и прочее.

Продолжится стимулирование самых результативных исследовательских коллективов и учёных. В бюджете на 2012–2014 годы выделено по 40 миллионов рублей на ежегодную выплату премий правительства РФ в области науки и техники и по 20 миллионов рублей на выплату государственных премий; 10 миллионов рублей будут расходоваться ежегодно в течение трёх лет на президентские премии в области науки и инноваций и 3,5 миллиона – на правительственные премии в области науки и техники для молодых учёных. Расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные исследования гражданского назначения (млрд рублей). Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные исследования гражданского назначения (млрд рублей). Иллюстрация с сайта www.strf.ru

Деньги на инновации

Заложены в бюджет и расходы на поддержку инновационного развития. Так, инновационная инфраструктура образовательных учреждений обойдётся государству в 2012 году в сумму около 3 миллиардов рублей.

Заказы реального сектора экономики на НИОКР будут софинансироваться государством через Фонд "Сколково", Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, другие институты развития.

На создание иннограда "Сколково" в 2012 году выделят 22,0 миллиарда рублей, в 2013-м – 17,1 миллиарда, в 2014-м – 17,1 миллиарда рублей. Напомним, его главная цель – коммерциализация научно-исследовательских разработок.

Поддержка технопарков в сфере высоких технологий будет в форме межбюджетных субсидий 7 субъектам Российской Федерации в размере 1,5 миллиарда рублей ежегодно (с 2012 по 2014 год).

На развитие ОЭЗ в трёхлетнем бюджете предусмотрено 24 миллиарда рублей. Каждый год по 6 миллиардов рублей государство будет вносить в уставный капитал ОАО "Особые экономические зоны" для создания объектов инфраструктуры и иных объектов на территории 7 субъектов РФ. Правда, по мнению Счётной палаты, социально-экономический эффект от деятельности некоторых из них – технико-внедренческих ОЭЗ Санкт-Петербурга и Томска – весьма низкий.

Финансирование наноиндустрии пойдёт по двум линиям. Фонд инфраструктурных и образовательных программ получит субсидии в размере 10,6 миллиарда рублей в 2012 году, 2,9 миллиарда – в 2013-м и 2,3 миллиарда рублей – в 2014 году. Взнос Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Роснано" в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций составит в 2012 году 22,2 миллиарда рублей.

На реализацию 38 проектов по пяти приоритетным направлениям, утверждённым президентской комиссией по модернизации, планируется выделить в 2012 году 10 миллиардов рублей, в 2013-м – 6,3 миллиарда, в 2014-м – 3,6 миллиарда рублей (сокращение финансирования связано с завершением десяти проектов в 2013 году).

Все довольны?

Разработчики проекта федерального бюджета нашли именно такие возможности финансирования науки и инноваций. Конечно, при обсуждении бюджета в Госдуме будет звучать критика, и не только по поводу недостаточно высоких расходов, например, на фундаментальные исследования. Комитет Госдумы по науке и наукоёмким технологиям в своём заключении обратил внимание на отсутствие координации финансирования научных исследований. Бюджетным планированием занимается 71 организация. Это, по мнению членов комитета, приводит к параллелизму и препятствует консолидации ресурсов государства для реализации крупных научно-технических проектов и введения в хозяйственный оборот результатов НИР.

Депутаты рекомендуют повысить ответственность органов исполнительной власти, государственных академий наук и госфондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности за целевое и эффективное расходование бюджетных средств. Только как это сделать – не говорят.

Резервы пополнения доходов бюджета за счёт "развития рынка интеллектуальной собственности и потребления новаций (прежде всего технологий)" обнаружил Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Дополнительным источником средств инновационного развития экономики в заключении комитета признано софинансирование инвестиционных проектов частным бизнесом.

Есть и другие резервы пополнения доходной части бюджета. Увеличить налогооблагаемую базу можно за счёт снижения уровня коррупции, сокращения долгов по налогам и сборам, повышения эффективности использования госсобственности, декриминализации экономики и легализации её теневой составляющей, улучшения качества таможенного и налогового администрирования. Так, теневой сектор экономики составляет, по разным оценкам, не менее 25 процентов ВВП, а доля контрабанды во внешнеторговом обороте страны – не менее 30 процентов. Однако задействовать эти резервы не просто.

Чего не стоит делать, так это увеличивать государственные заимствования. В обоснованности их роста усомнилась Счётная палата. Объём государственного долга составит в 2012 году 12,3 процента ВВП, а к 2014-му возрастёт до15,7 процента ВВП. На одно лишь его обслуживание (оплату процентов) в 2014 году из бюджета уйдёт 579,2 миллиарда рублей, что более чем вдвое превысит расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения.

Придётся жить по средствам в надежде, что когда-нибудь наука и инновации начнут приносить доходы в бюджет.

Горбатова Анна

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы