|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Наука в трёхлетнем бюджете21 октября 2011 15:26
Позади планеты всей? Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2012 году составят 323,3 миллиарда рублей, в 2013-м – 327,7 миллиарда, в 2014-м – 283,6 миллиарда рублей. Их доля в ВВП будет сокращаться: в 2012 году – 0,55 процента, в 2013-м – 0,51 процента и в 2014-м – 0,39 процента. Такая динамика идёт в разрез не только с ориентиром обновляемой сейчас КДР ("Стратегия-2020"), в которой эти расходы оцениваются на уровне 0,7 процента ВВП, но и с целевым показателем одобренной правительством Стратегии инновационного развития. В документе предполагается довести расходы на НИР до 2,5–3 процентов ВВП к 2020 году; правда, больше половины из них должен взять на себя частный сектор. Судя по всему, в числе стран-лидеров по этому показателю Россия ещё долго не окажется. Всем сёстрам по серьгам – разным Какие ведомства и учреждения получат бюджетные средства на научные исследования и разработки, показано в таблице 1. Бюджетные ассигнования на науку отражены в разделе "Общегосударственные вопросы", где выделены подразделы фундаментальные и прикладные научные исследования, а также в разделе "Национальная экономика" – прикладные исследования (см. таблицу 2). На ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы" будет направлено 20,48 миллиарда рублей в 2012 году и 23,30 миллиарда рублей в 2013-м (сумма по трём разделам федерального бюджета: "Общегосударственные вопросы", "Национальная экономика", "Образование"). В разделе "Образование" выделены расходы "на выполнение научно-исследовательских работ в соответствии c тематическим планом фундаментальных исследований" НИУ ВШЭ. В 2012–2013 годах они составят 159,9 миллиона рублей ежегодно, в 2014 году – 162,3 миллиона. Значительные средства в проекте трёхлетнего бюджета выделяются на прикладные исследования в "оборонке", причём год от года их количество будет увеличиваться: 163,08 миллиарда рублей – в 2012 году, 201,74 миллиарда – в 2013-м и 240,53 миллиарда рублей – в 2014-м. Деньги пойдут на разработку новых видов вооружения, военной и специальной техники (в рамках гособоронзаказа) и промышленную утилизацию устаревших образцов, на уничтожение запасов химического оружия, обеспечение безопасности полётов воздушных судов и прочее.
Продолжится стимулирование самых результативных исследовательских коллективов и учёных. В бюджете на 2012–2014 годы выделено по 40 миллионов рублей на ежегодную выплату премий правительства РФ в области науки и техники и по 20 миллионов рублей на выплату государственных премий; 10 миллионов рублей будут расходоваться ежегодно в течение трёх лет на президентские премии в области науки и инноваций и 3,5 миллиона – на правительственные премии в области науки и техники для молодых учёных.
Заложены в бюджет и расходы на поддержку инновационного развития. Так, инновационная инфраструктура образовательных учреждений обойдётся государству в 2012 году в сумму около 3 миллиардов рублей. Заказы реального сектора экономики на НИОКР будут софинансироваться государством через Фонд "Сколково", Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, другие институты развития. На создание иннограда "Сколково" в 2012 году выделят 22,0 миллиарда рублей, в 2013-м – 17,1 миллиарда, в 2014-м – 17,1 миллиарда рублей. Напомним, его главная цель – коммерциализация научно-исследовательских разработок. Поддержка технопарков в сфере высоких технологий будет в форме межбюджетных субсидий 7 субъектам Российской Федерации в размере 1,5 миллиарда рублей ежегодно (с 2012 по 2014 год). На развитие ОЭЗ в трёхлетнем бюджете предусмотрено 24 миллиарда рублей. Каждый год по 6 миллиардов рублей государство будет вносить в уставный капитал ОАО "Особые экономические зоны" для создания объектов инфраструктуры и иных объектов на территории 7 субъектов РФ. Правда, по мнению Счётной палаты, социально-экономический эффект от деятельности некоторых из них – технико-внедренческих ОЭЗ Санкт-Петербурга и Томска – весьма низкий. Финансирование наноиндустрии пойдёт по двум линиям. Фонд инфраструктурных и образовательных программ получит субсидии в размере 10,6 миллиарда рублей в 2012 году, 2,9 миллиарда – в 2013-м и 2,3 миллиарда рублей – в 2014 году. Взнос Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Роснано" в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций составит в 2012 году 22,2 миллиарда рублей. На реализацию 38 проектов по пяти приоритетным направлениям, утверждённым президентской комиссией по модернизации, планируется выделить в 2012 году 10 миллиардов рублей, в 2013-м – 6,3 миллиарда, в 2014-м – 3,6 миллиарда рублей (сокращение финансирования связано с завершением десяти проектов в 2013 году). Все довольны? Разработчики проекта федерального бюджета нашли именно такие возможности финансирования науки и инноваций. Конечно, при обсуждении бюджета в Госдуме будет звучать критика, и не только по поводу недостаточно высоких расходов, например, на фундаментальные исследования. Комитет Госдумы по науке и наукоёмким технологиям в своём заключении обратил внимание на отсутствие координации финансирования научных исследований. Бюджетным планированием занимается 71 организация. Это, по мнению членов комитета, приводит к параллелизму и препятствует консолидации ресурсов государства для реализации крупных научно-технических проектов и введения в хозяйственный оборот результатов НИР. Депутаты рекомендуют повысить ответственность органов исполнительной власти, государственных академий наук и госфондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности за целевое и эффективное расходование бюджетных средств. Только как это сделать – не говорят. Резервы пополнения доходов бюджета за счёт "развития рынка интеллектуальной собственности и потребления новаций (прежде всего технологий)" обнаружил Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Дополнительным источником средств инновационного развития экономики в заключении комитета признано софинансирование инвестиционных проектов частным бизнесом. Есть и другие резервы пополнения доходной части бюджета. Увеличить налогооблагаемую базу можно за счёт снижения уровня коррупции, сокращения долгов по налогам и сборам, повышения эффективности использования госсобственности, декриминализации экономики и легализации её теневой составляющей, улучшения качества таможенного и налогового администрирования. Так, теневой сектор экономики составляет, по разным оценкам, не менее 25 процентов ВВП, а доля контрабанды во внешнеторговом обороте страны – не менее 30 процентов. Однако задействовать эти резервы не просто. Чего не стоит делать, так это увеличивать государственные заимствования. В обоснованности их роста усомнилась Счётная палата. Объём государственного долга составит в 2012 году 12,3 процента ВВП, а к 2014-му возрастёт до15,7 процента ВВП. На одно лишь его обслуживание (оплату процентов) в 2014 году из бюджета уйдёт 579,2 миллиарда рублей, что более чем вдвое превысит расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения. Придётся жить по средствам в надежде, что когда-нибудь наука и инновации начнут приносить доходы в бюджет.
Горбатова Анна
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |