|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Чему нас учит семья и школа11 октября 2011 15:09
Итак, по мнению авторов документа, первая развилка подразумевает решение о завершении начатых институциональных изменений (модернизационный сценарий) или возвращение к модели советского образования. Вторая развилка связана с возможностью ограничиться стабилизационным сценарием или предложить ответы на современные и будущие вызовы для системы образования. Третья развилка (в случае выхода за стабилизационный сценарий) связана с выбором приоритетного объекта преобразований и инвестиций для ответов на вызовы "завтрашнего дня". Что делать: вкладывать усилия и средства в привычную и понятную систему школ и детских садов или "выйти" в сферу открытого образования, задействовать новые ресурсы и возможности? Так как общество не готово принять полностью ни один из предложенных сценариев (модернизационный, стабилизационный, инновационный), то разумное сочетание всех их, по мнению авторов концепции, позволит начать новый этап в развитии отечественного образования. Одним словом, раньше все думали больше о том, как усовершенствовать инфраструктуру. Потому что после 90-х школы лежали в "руинах": устаревшие оборудование, мебель, пособия, учебники и т.д. А сегодня, когда компьютеры и интерактивные доски в основном завезены, школы частично отремонтированы, Интернет проведен, настала пора думать "о вечном". О том, как учить и чему учить. Сами авторы считают, что достижение качественных результатов может прийти не только через обновление содержания самой школы, но и через обновление внешкольной сферы образования и социализации. Для этого нужен выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования. Именно оно дает перспективы использования новых ресурсов и возможностей. Понятно, что школа занята своими проблемами и обсуждаемые перспективы для нее умозрительны. Поэтому, считают авторы концепции, осуществить инновационный сценарий можно, опираясь на заинтересованность семей в развитии потенциала собственных детей. Как считает ректор Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Ярослав Кузьминов, какая-то родительская активность наблюдается в период начальной школы, затем она угасает. И только ближе к выпуску из школы родители опять начинают обращать внимание на школу. Чтобы побудить таких родителей заниматься развитием своих детей постоянно, считают авторы нового документа, необходимо предусмотреть стимулирование их активности и инвестиций в сферу неформального образования и социализации. При этом под инвестициями следует понимать не только финансы, но и нематериальные ресурсы (внимание, личное время, активность). Например, за счет запуска механизмов конкуренции между семьями за успешность ребенка (участие в олимпиадах, портфолио ученика и т.д.) Инновационный сценарий может опираться, пишут далее авторы проекта, на потенциал, накопленный в медиасфере, индустрии детских товаров, организациях неформального образования и социализации, лучших школах, реализующих не только учебные, но и современные образовательные практики. Разумеется, это развитие сектора неформального образования тоже надо как-то стимулировать. Например, через механизмы государственно-частного (поддержка детских индустрий, медиапроекты) и социального партнерства, поддержки (налоговые льготы, гранты) общественных и частных инициатив и т.д. Авторы считают, что система неформального образования должна быть децентрализована. То есть никаких государственных инструментов лицензирования и аккредитации. Чтобы избежать опасности, что научат не тому и не так, предлагают опираться на механизмы саморегулирования (ассоциации поставщиков и потребителей услуг). Кроме всего этого важны дополнительные стимулы для муниципальной политики. С тем чтобы появилась заинтересованность местных властей в создании инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков по месту жительства. Для медийно-социальных проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения (Интернет, кино, ТВ), нужна, естественно, помощь государства. Заинтересованных в таких проектах среди каналов сегодня практически нет. Более того, большой экран сегодня служит деградации молодого поколения. Любые попытки создать альтернативную систему образовательных услуг упираются в вопрос денег. Поэтому авторы особо отмечают, что стимулирование развития сектора неформального образования и социализации не приведет к всеобщей платности образования, а будет способствовать повышению доступности и качеству платных услуг. Для многодетных и нуждающихся семей проблемы денег решат все те же сертификаты, позволяющие оплатить услуги неформального образования. Предложения новых реформаторов звучат заманчиво. Но... сегодня институт семьи в РФ претерпевает глубочайший кризис. Почти половина детей в возрасте до 5 лет живут в неполных семьях, почти 30% детей рождается вне брака. Почти 85% молодых семей с детьми из сельской местности и в небольших городах живут в крайней бедности. Теоретические обоснования темы участия семьи в образовании хороши, только реальная жизнь оказывается гораздо сложней...
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |