Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Кто "рубит" реформы Путина?

10 октября 2011 19:19

Глава Правительства РФ Владимир Путин. Фото с сайта www.premier.gov.ru
Глава Правительства РФ Владимир Путин. Фото с сайта www.premier.gov.ru
Под шумок громких лозунгов о инновациях, диверсификациях и укрупнении высших школ в Петербурге фактически уничтожается единственный в России вуз, готовящий без отрыва от производства высококлассных инженеров — Северо-Западный заочный технический университет.

В самом начале нового учебного года, 16 сентября, ректору Северо-Западного заочного технического университета Александру Кондратьеву вручили приказ Министерства образования за подписью Андрея Фурсенко. Согласно приказу, уникальному вузу, готовящему без отрыва от производства высококлассных инженеров "под ключ", то есть не требующих доучивания и переподготовки, предстоит стать довеском Горного университета.

Формально речь идет о слиянии двух вузов похожей направленности. Однако заинтересованные лица понимают, что никакого слияния тут нет и быть не может, и дают неоднозначному процессу весьма резкие оценки: саботаж идей вице-премьера об инновациях в системе подготовки специалистов, чиновничий беспредел и даже рейдерский захват. Кроме того, зреет социальная напряженность в самом университете: более 800 опытнейших профессоров и преподавателей фактически вынуждены начинать свою карьеру с нуля — их берут в Горный на испытательный срок с дальнейшей переаттестацией. Около 20 тысяч студентов со всего Северо-Запада и других регионов остаются не только без профильных дипломов того вуза, куда целенаправленно шли, но и без перспектив на будущее: уже сейчас многие потенциальные работодатели говорят, что в определенных отраслях промышленности выпускники с дипломом Горного университета будут выглядеть, мягко говоря, странно.

"Функции государства в исполнении конституционных прав молодежи сводятся к двум основным направлениям: это квалифицированная подготовка молодежи, осуществляемой путем дневного обучения, а также государственные гарантии наращивания квалификации и адаптации в процессе построения карьеры. Последним мы и занимаемся, — говорит ректор СЗТУ, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего образования РФ, доктор технических наук, профессор Александр Кондратьев. — Первые заочные факультеты и институты появились в СССР, наша система была взята за основу на Западе, где в 50-х появились открытые университеты. Они стали делать то, что впоследствие сформулировал Владимир Путин: тиражирование новых технологических подходов производства в массовое производство, и подготовка работающего человека с учетом новых технологий".

Профессор Кондратьев рассказывает, как 6-7 лет назад в СЗТУ стали детально изучать пути решения задач кадрового сопровождения модернизационных и инновационных процессов, для чего пришлось полностью перестроить структуру университета. Появились 8 профильных отраслевых институтов и 2 факультета общей инженерной подготовки, была полностью пересмотрена информационно-технологическая составляющая учебного процесса. В результате, начиная с 2007 года, резко возрос приток студентов из других вузов (от 800 до 1500 человек). В СЗТУ пошли люди, желающие получать реальное профильное образование практически на своем рабочем месте, собирающиеся делать карьеру и зарабатывать, а не получать просто "корочки".

"Горный университет — очень хороший классический дневной вуз. Ключевое слово — дневной. Нельзя стать хорошим горным инженером заочно. Но также нельзя стать успешным начальником цеха в 25 лет, в 22 придя из университета. А у нас таких — большинство, потому что они росли и учились от рабочих, — говорит ректор. — Горный дает исходные компетенции, а мы с самого начала выполняем задачу образовательного сопровождения карьеры, выстраиваемой на производство. Это, собственно, и есть те инновации, о которых говорят президент и премьер".

В СЗТУ корреспондента "Росбалта" встречали почти два десятка профессоров и преподавателей. Примечательно, но в речах этих уважаемых людей отчетливо слышится тревога не столько за себя, сколько — простите за высокопарность — за будущее России.

"Вуз, который дает прекрасное образование без отрыва от производства, — это социальный проект. Во всем мире растет роль дистанционного образования, а мы, получается, его уничтожаем, — считает профессор Олег Золотов. — Мы за последние 5-7 лет так перестроили образование, что аналогов ему нет. Это и личный контакт со студентами, телемосты, скайп, командировки (как наших преподавателей в филиалы, так и студентов). Это все — уникальные технологии работы со студентами, которые заняты на производстве. В Горном такое невозможно. Поймите: мы не готовим теоретиков — у нас только практики, обеспечивающие реальный сектор экономики. К нам люди идут сознательно для того, чтобы стать инженерами. Наши выпусники работают на АЭС в Сосновом Бору, в крупнейших нефтяных и газовых предприятиях региона, в Пикалево, Тихвине и Великих Луках. Туда просто невозможно прямо со студенческой скамьи послать вчерашнего школьника — выпускника Горного. Это совершенно другой контингент".

"Дистанционное обучение — это еще и возможность получить образование людям из дальних городов и сел, прокормить семьи, делать карьеру без ущерба для работы, — волнуется профессор Владлен Изморик. — Или пусть лучше они по подворотням слоняются? Мы идем туда, у кого нет другой возможности получить хорошее образование. Кроме того, мы учим людей с ограниченными возможностями, инвалидов. Уже 19 лет заключенные из трех колоний получают у нас высшее образование. Горный институт — это престижно, но большинства наших специальностей там попросту нет!".

Волнует преподавателей и правовой аспект. Дело в том, что всего год назад СЗТУ весьма успешно прошел аттестацию и аккредитацию, находится на высоких позициях в рейтинге российских вузов — и тут буквально удар под дых.

"Мы живем в правовом государстве или нет? Минобразования одной рукой дарует — другой тут же отнимает. Я убежден: только ученые советы обоих вузов — нашего и Горного — должны решить, насколько необходимо это странное объединение", — считает профессор Юрий Сенников.

Конечно, волнует преподавателей и собственная судьба. Дело в том, что уважаемых специалистов формально в Горный берут, но — на испытательный срок.

"Сотрудники теряют удовлетворение от того, чем занимались всю жизнь, — переживает профессор Борис Беляев. — Я 37 лет в этом вузе, мы непосредственно связаны с предприятиями, я знаю лично всех директоров, и они, и мы получали удовлетворение от результатов нашего общего труда. А теперь мы теряем почву под ногами. Я хочу быть на передовых позициях, мне неинтересно читать курс электротехники для вчерашних школьников. Конечно, мы можем интегрироваться, но мы потерям связи с периферийными городами".

Горой стоят преподаватели и студенты и за своего ректора, который фактически сделал СЗТУ тем, чем он является сегодня — одним из лучших современнейших вузов России. Однако и уважаемый профессор Кондратьев может остаться не у дел — два ректора одному вузу не нужны. И эта проблема не менее остра для университета, чем другие.

Руководство и преподаватели СЗТУ понимают, что реформа высшей школы в России назрела, уровень образования оставляет желать лучшего. Одним из направлений этой реформы действительно является реструктуризация. Однако в данном случае ситуация напоминает театр абсурда.

"Мы постоянно слышим от Путина и Медведева программные вещи по реформе высшей школы. Основной курс страны в этом направлении — диверсификация производства, как следствие — развитие политехнического образования населения, — считают ученые СЗТУ. — До начала сентября мы были уверены, что находимся на острие реализации тех справедливых принципов, которые звучат сверху. И мы мысли не могли допустить, что то, что мы делаем, будет фактически уничтожено. Вроде бы на словах все прогрессивно, но на деле это никакое не слияние, а типичное поглощение".

В университетской среде уже пошли слухи о рейдерском захвате альма матер. Дело в том, что СЗТУ находится в "золотом" месте Петербурга: на Марсовом поле. По слухам, ближайшего соседа СЗТУ — компанию "Ленэнерго" — уже не так давно "попросили" из насиженного соседнего здания, сейчас ходят упорные разговоры о повторении этого маневра с соседним Государственным университетом культуры и искусств и, соответственно, с СЗТУ. Говорят, на этом месте со временем некими предпринимателями планируется построить новый развлекательный комплекс с элитным отелем. Впрочем, пока это только слухи.

Однако растущая волна недовольства и возмущения со стороны огромного количества студентов СЗТУ (для сравнения — в СЗТУ их почти 20 тысяч, а в Горном — 8) — уже не слух, а реальность. Пока руководство вуза старается сдерживать социальную напряженность, но очевидно, что "зажать" реализацию гражданских прав и свобод ни студентов, ни коллектива не сможет даже самый законопослушный начальник. Крайне огорченные и разочарованные преподаватели и студенты СЗТУ даже готовы поверить в то, что "вдруг царь не знает, что за его спиной делается".

"Ведь сам Владимир Путин пару лет назад говорил об упорядочении дистанционных методов обучения. И мы это делали и делаем. Может быть, вкралась просто техническая ошибка, вся информация не доведена до руководства?" — надеются в СЗТУ.

Хочется верить, что надежды эти не призрачны. Технически существует возможность отмены приказа в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, в частности, с опубликованным в апреле 2011 года проектом постановления правительства РФ "О проведении эксперимента по распределенному и трансграничному образованию". Полагаем, что этих обстоятельств более чем достаточно.

Марина Бойцова

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы