Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 7 ноября 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Диплом на три буквы

30 сентября 2011 15:45

Фото с сайта www.alltoday.ru
Фото с сайта www.alltoday.ru
Будущее отечественных программ MBA под сомнением. С одной стороны, их поддавливает магистратура, с другой – западные бизнес-школы. Плюс российские работодатели не особенно жалуют обладателей дорогих "зелёных корочек", забывая об их особых познаниях в бизнесе и нацеленности на карьерный рост сразу после приёма на работу. В этих условиях нашим бизнес-школам приходится очень тяжело, и, по мнению экспертов, многим из них в скором времени ничего не останется, как признать свою неконкурентоспособность. Несмотря на то что спрос на дипломы MBA по-прежнему есть, налицо тенденция к полной девальвации российского бизнес-образования.

Тяжёлые времена российским программам MBA пророчат сами руководители отечественных бизнес-школ. Выступая на недавнем круглом столе в РИА "Новости", декан Высшей школы бизнеса МГУ Олег Виханский признал, что этот проект уже сейчас находится в глубоком кризисе и требует существенной трансформации. Однако понять, что с ним надо делать, пока никто не в силах. "Пропадает рынок, под который изначально составлялись эти программы, – рынок 30-летних слушателей, – отметил Виханский. – Мы пытаемся разбить его на два сегмента: один для совсем молодых ребят, только окончивших бакалавриат, а второй – для совсем взрослых людей, примерно между 40 и 50 годами, которым не нужны базовые знания в области финансов и стратегии, а просто необходимо для себя определиться, как дальше вести бизнес".

Причин того, что отечественное бизнес-образование оказалось в подвешенном состоянии, несколько. В первую очередь это перегрев предложения на рынке. Как отмечает ректор Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Сергей Мясоедов, бурный рост рынка, на котором вращались довольно приличные деньги, вызвал и большое количество "пены" – всевозможных фирм и фирмочек, предлагающих псевдо-MBA, что обрушило престиж продукта.

На фоне этого очень ясно обозначилось непонимание отечественными работодателями ценности бизнес-образования.

Если в США и ряде европейских стран, как известно, степень MBA служит обязательным условием для принятия кандидата на менеджерскую должность, то в России гораздо больший вес имеют предыдущий опыт работы, а также личные связи.

Многочисленные социологические опросы показывают, что знания, полученные российскими слушателями в бизнес-школах, впоследствии, как правило, не находят применения в отечественных компаниях, а руководители этих компаний ценят сотрудников с MBA не больше, чем тех, кто не имеет престижных корочек, и во время кризиса увольняли их не реже, чем всех остальных. Впрочем, спрос на дипломы бизнес-школ порой искусственно создают менеджеры по персоналу, как правило, не понимающие смысла иностранной аббревиатуры, но желающие доказать своему начальству и коллегам, какую сложную вакансию они закрывают и каких высококлассных специалистов подыскивают. "Эта прослойка кадровиков сделала MBA своеобразным пропуском в компанию, который нужно только однажды предъявить на входе и больше можно никому не показывать, – пришла к выводу эксперт в области бизнес-образования Ольга Гозман. – Поэтому появилось много желающих получить по дешёвке MBA, в какой угодно школе или даже просто купить диплом. Их цель – попасть в определённую фирму".

Кроме всего прочего, во время финансового кризиса рынок бизнес-образования серьёзно, на 20–30 процентов, просел, что прошло относительно безболезненно для очень малого числа бизнес-школ. Плюс к этому на рынок пришёл новый игрок, претендующий на лакомый кусок пирога MBA, – магистратура по менеджменту. В ближайшие пять лет, по оценкам Сергея Мясоедова, порядка 40 процентов молодёжной аудитории MBA уйдёт на магистерские программы, предлагающие менее дорогие и, по российским меркам, более престижные дипломы. Независимым бизнес-школам, не встроенным в структуру вузов, придётся искать альянсы с более сильными в финансовом плане игроками, в роли которых могут выступать, например, крупные коммерческие компании или госкорпорации.

Рынок бизнес-образования, и сегодня имеющий тенденцию к разделению на элитарное и относительно дешёвое и "скороспелое", будет чётко разграничен, а в будущем и вовсе сокращён до минимума.

Сохранить устойчивые позиции, скорее всего, удастся лишь школам, имеющим международную аккредитацию (сегодня в России их 11) и авторитетный преподавательский состав, с приглашёнными из крупных западных вузов профессорами. Им, впрочем, тоже придётся нелегко, поскольку в новых условиях они уже будут конкурировать не столько с удержавшимися на плаву посредственными отечественными школами, сколько с сильными западными. Потенциальные слушатели MBA, едва ли стеснённые в средствах на образование (сегодня MBA в ведущих российских бизнес-школах стоит не менее 450 тысяч рублей), сегодня ещё нередко выбирают обучение в России, потому что в основной своей массе получали первое образование в СССР и не очень хорошо владеют английским. Но уже через несколько лет, когда до MBA дорастёт поколение 1990-х и 2000-х, у которого нет проблем с иностранными языками, предпочтение будет отдаваться западным школам. И даже если к тому времени ведущие отечественные школы заработают себе имя, сопоставимое с мировыми брендами (во что, конечно, пока трудно поверить), и в их стенах будут преподавать признанные во всём мире гуру бизнеса, всё равно российские слушатели будут стремиться на Запад, хотя бы для того, чтобы окунуться в новую среду и получить новые впечатления. За слушателей придётся серьёзно бороться, приглашать за очень хорошие гонорары иностранных преподавателей. За счёт этого и цены на обучение в отечественных бизнес-школах устремятся к мировым, и конкурентные условия для них станут ещё более жёсткими. Правда, каких дивидендов ждут от выхода в "большое плавание" наши школы, честно говоря, пока не очень понятно.

"На сегодняшний день школы, получившие международную аккредитацию, к сожалению, ни в чём не выиграли, – пришёл к выводу Сергей Мясоедов. – Приток новых слушателей – не более 5 процентов, то есть в пределах статистической погрешности. Но ведущие игроки всё равно идут на глобальные рынки, потому что понимают: либо будут оценивать себя по международным стандартам качества и на них же ориентироваться, либо – снова строить социализм в отдельно взятой стране".

Председатель Совета Минобрнауки России по программе MBA, ректор Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ Леонид Евенко признал, что

сама идея бизнес-образования изначально была чуждой нашей стране, в которой управленцев не учили за два года, а растили чуть ли не десятилетиями.

И это тоже одна из причин, по которой не приходится рассчитывать на бурный расцвет программ MBA в России. При самом пессимистичном варианте развития событий этот вид образования вообще исчезнет в России. В более оптимистичных сценариях рисуется его развитие в элитарном сегменте, с постоянным стремлением к повышению качества и гонкой за мировыми стандартами. Леонид Евенко полагает, что профессиональному сообществу в области бизнес-образования для сохранения своих пока ещё прибыльных проектов необходимо объединиться в саморегулирующуюся организацию и двигаться вперёд единым фронтом.

Что это даст в целом российской системе образования? Очевидно, хорошую почву для развития конкуренции на рынке образовательных услуг, где пока что хозяйничает, причём не всегда эффективно, государство. В итоге это должно способствовать повышению качества программ дополнительного образования всех вузов и школ. Но, опять же, надо оговориться, что это возможно лишь в том случае, если массовое стремление замкнуться в национальном колорите с такими известными пороками, как продажа дипломов и экзаменов или выдача псевдодипломов, не девальвирует робкие попытки единичных учебных заведений встроиться в международное образовательное пространство.

Быкова Наталья

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы