Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 7 ноября 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Абитура-2012: работа над ошибками?

31 августа 2011 15:03

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
Первого сентября намаявшиеся за лето абитуриенты наконец официально примкнут к студенчеству. Одних усадят в аудиториях вузов мечты, другим останется довольствоваться радушием институтов-середнячков, третьим предстоит внушить себе интерес к профессии, которая в списке образовательных приоритетов значилась "про запас". Но есть и те, кому по разным причинам, так и не удастся в этом году посидеть на университетской скамье. Во всяком случае, без дополнительных трат.

Информационная блокада

По заявлению Российского студенческого союза (РСС), в результате сомнительных действий приемных комиссий целого ряда вузов "пострадали тысячи абитуриентов". Спрос на престижные альма-матер в этом году вырос, что логично привело к увеличению проходных баллов. "Однако в итоге, — объясняют свое недовольство в РСС, — во многие вузы были зачислены абитуриенты, которые находились "в хвосте" рейтинговых списков".

Причин тому несколько. Во-первых, элементарная нервозность, нарастающая пропорционально "этажности" процесса приема. Ситуация: абитуриент не попадает в список рекомендованных к зачислению в первой волне. Дождаться, подадут его соперники документы или нет, ему не хватает выдержки. Он относит оригиналы аттестатов в вуз попроще, а "топы" списка тем временем отказываются поступать в тот, который наш абитуриент считал лучшим. В итоге лучший вуз набирал студентов из числа троечников, которые изначально занимали последние позиции рейтинга.

Выгоды здесь вроде бы нет. Но при этом "информационные сайты многих вузов не позволяли получить оперативные данные об изменениях в рейтинговых списках и шансах на поступление в учебное заведение, — напоминают в РСС. — Телефоны приемных комиссий или постоянно не отвечали, или постоянно были заняты. А главное – приемные комиссии, нарушая собственные устные обещания, не уведомляли абитуриентов о возможности их зачислении на бюджетное место и не предлагали принести оригиналы документов для завершения оформления поступления. Абитуриенты оказались в информационной блокаде. В результате в учебные заведения на бюджетные места могли быть зачислены или заплатившие за поступление, или "свои люди".

Вузу нужно – вуз найдет способ

ВГИК, сценарно-киноведческий факультет, отделение драматургии. Туда очень хочет попасть девочка Саша с не самыми высокими результатами ЕГЭ. И все-таки надежда на бюджетное место у нее жива — до первого общения с членами приемной комиссии, которые без обиняков разъясняют, что к чему, настоятельно рекомендуя и девочке, и ее маме снизить запросы до платного отделения. Делать нечего. Саша сдает творческие конкурсы, дополнительные экзамены по литературе и русскому, мама тем временем занимается оформлением кредита в банке. Позже, когда ее дочь была рекомендована к зачислению, вуз запросил за обучение почти на 50 тыс. рублей больше оговоренного.

"На 01.06.11 года на сайте были вывешены расценки на обучение. В частности, стоимость обучения на интересующем нас отделении составляла 134 400 рублей в год. Такую же цифру нам сообщили в приемной комиссии… Но когда мы пришли 24 августа заключать договор на обучение, оказалось, что стоимость повышена, и нам надо будет платить 181 904 рубля за курс. Но мы на такую сумму не рассчитывали! Я государственный служащий, воспитываю дочь одна. Заплатить эту сумму мы не сможем. Теперь мы поставлены в безвыходное положение — приемная компания в вузы закончена и моя дочь не имеет возможности выбрать другое учебное заведение", — это письмо мама абитуриентки отправила в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Там обещали принять меры.

Проблема в том, что далеко не всем из тех, чьи права были нарушены, приходит в голову на это пожаловаться. А если несогласных нет, с какой стати вузам менять политику общения с абитуриентами? Вузу выгодно заманить к себе побольше "платников" — вуз их заманивает. Уговаривает, угрожает, сбивает спесь.

Так, уже во время неформального обсуждения итогов приемки на официальном ЕГЭ-форуме Anastasia1993 вспоминает муки поступления в Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова: "У меня много баллов. 275. Милый мальчик в приемной комиссии мне выдал вот такой монолог: "На платное не будете подавать? Нет? Ну вы все-таки подайте! Оно, конечно, понятно, что у вас высокие баллы, вы и на бюджет, может быть, пройдете, но все-таки, подайте!"

Вузу нужно закрывать не только платные, но и бюджетные места. Причем предпочтительно в первую волну. Это стремление в перспективе сохранит ему престиж и объемы бюджетных ассигнований. Но как вузу быть, когда тех, кого он хочет учить, наделили правом выбора( да каким: 5 вузов, по три направления в каждом!). Вуз идет по пути наименьшего сопротивления и для подстраховки просит предоставлять оригиналы – уговаривая и, опять-таки, угрожая. По закону их обязаны вернуть по первому требованию абитуриента в течение одного дня. Но зная расписание приема документов у конкурентов, всегда можно выдать аттестат за пять минут до дедлайна.

"Еще факт, — Anastasia1993 продолжает рассказ о закулисье Первого меда. — Они отбирали оригиналы у народа. То есть кто хотел сдать копии, в итоге сдавали оригиналы. Уж не знаю, как они это делали и с какой стати они гарантировали поступление тем, у кого баллы около 250, но люди выходили и плакали. Что самое интересное, у меня они ничего не отобрали, я осталась при своих подлинниках. Я не знаю, подавали ли они на платное, но уж больно это все подозрительно. Я лично со своими 98 баллами по профильному предмету на бюджет не прошла..."

На особом положении

Накаляли обстановку не определившиеся с предпочтениями абитуриенты-льготники — победители всероссийских олимпиад, которых по закону принимают без экзаменов, сироты и выпускники с ограниченными возможностями, идущие вне конкурса. Вопреки здравому смыслу они подавали заявления в несколько вузов по нескольким направлениям.

"Олимпиадников и льготников вообще говоря не так много, — уточняет директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. – Но вот уже несколько лет вызывает серьезное недовольство тот факт, что, подавая заявления на узкие специальности, пользующиеся спросом, они в итоге претендуют практически на все места. Причем так во всех вузах – и в гуманитарных, и в технических, и в технологических, – где есть специальности, по которым идет узкая подготовка и на которые принимаются, как правило, 25 человек (максимум – 50). Так вот вдруг оказывается, что среди этих 25 человек 20 автоматически зачисляются по результатам олимпиады. На конкурс выставляется буквально несколько мест. Хорошо, если пять-семь, а бывает, что и одно-два".

Более того, еще нужно понять, определились эти 20 или нет. Вуз держит места. Дети без привилегий, замучавшись гадать "уйдут – не уйдут", уходят сами, предусмотрительно предпочитая синицу журавлю. Эксперты от образования давно обсуждают пути решения этой проблемы. Нашли несколько. Одни, по словам Абанкиной, предлагают заменить для сирот и инвалидов право льготного поступления на право бесплатной (за счет средств федерального бюджета) подготовки к последующему поступлению на общих основаниях. Статистика свидетельствует в пользу этого варианта: поступивших вне конкурса после первой же сессии частенько отчисляют. Баллов им хватает, а базы, к сожалению, не всегда.

Другое предложение – квотирование бюджетных мест. Пусть-де поступают вне конкурса, но конкурируют при этом между собой, как, например, это делают целевики. По звучанию – справедливо. По мнению общественного большинства, неприемлемо. "Льготное зачисление – это мера социальной поддержки ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, — объясняет Ирина Абанкина. — Ограничивать их в этом праве равносильно лишению поддержки".

Не меньше нареканий, предложений и контраргументов слышится, когда эксперты затрагивают в спорах олимпиадников. С одной стороны, вузам выгодно принимать абитуриентов с дипломами победителей – лучше кандидатов в стране не сыскать. С другой — объективность результатов таких соревнований вызывает у образовательного сообщества все больше сомнений.

"После того, как олимпиады стали давать столь существенные преимущества при зачислении, многие заговорили об их коррумпированности, — отмечает Абанкина. — Появились целые команды, которые готовят ребят именно к олимпиадам, появились олимпиадные репетиторы, взяточничество. Правда это или нет, нужно разбираться".

Пока же специалисты предлагают ввести в систему приема новый термин – "олимпиадное портфолио". Сотруднику приемной комиссии было бы проще отличить мошенника от потенциального доктора наук, будь у него на руках результаты нескольких конкурсов. Впрочем, это условие ставит в неравное положение гениев с сельской и городской пропиской, а следовательно, тоже отклоняется.

В общем, эксперты сошлись на том, что льготников необходимо ограничить хотя бы в плане выбора специальностей. Как стало известно "Росбалту", Министерство образования и науки подготовило проект приказа о порядке приема в вузы, который, в частности, запрещает абитуриентам с преференциями подавать заявления в несколько вузов. Если проект утвердят, будущие поколения льготников смогут использовать свое особое положение в рамках одного только конкурса.

"Им не отказывают в праве пробоваться в другие вузы – пожалуйста, можешь поступать, но уже на общих основаниях. Этот вариант еще обсуждается, — подчеркивает Абанкина, — но по большому счету устраивает всех".

Поправки на мошенников

Принципиальных позиций в новом проекте приказа несколько. Во-первых, вузам вменяется в обязанность проверка подлинности ЕГЭ-сертификатов, справок, предполагающих льготное зачисление, и других сведений об абитуриентах. Согласно действующему порядку приема, вуз "имеет право" на такую проверку. Видимо, последние скандалы натолкнули чиновников на мысль о том, что далеко не всем этим правом выгодно пользоваться.

В случае выявления подлога проект предлагает применять административные санкции как к должностным лицам, так и к самим абитуриентам. Абитуриентам-нарушителям угрожают штрафом в размере от 10 до 30 тыс. рублей. Едва ли, правда, такая мера стеснит человека, сумевшего изыскать средства на покупку ЕГЭ. Но вот если обман раскроется после зачисления, вуз вправе будет мошенника отчислить. Т.е. если во время обязательной диспансеризации нарушений опорно-двигательных функций у юноши со справкой об инвалидности не обнаружится – юношу приютит армия.

Примечательно, однако, что у вузов такое право было всегда. Закон не запрещает корректировать уставы. Просто по какой-то причине их предпочитали не корректировать, сетуя на беззащитность перед произволом и коррупцией (естественно, не в образовании).

"Руководитель любого образовательного учреждения может усомниться, проверить и, если в уставе это прописано, принять соответствующее решение, — отметили в Рособрнадзоре. – Между вузом как организацией, предоставляющей услугу, и студентом как человеком, потребляющим эту услугу, должны быть четко прописанные отношения. Но устав – это сложная, кропотливая работа. К тому же чем он яснее, тем меньше возможностей для маневров".

Теперь их (сожмем кулачки) заметно поубавится. К примеру, набирать студентов на платные отделения можно будет только после публикации приказа о поступивших на бюджет, что поумерит по замыслу пыл приемных комиссий в охоте за "платниками". Пятого августа вузы должны обнародовать данные о распределении бюджетных мест и только 10 августа – о платных.

Кроме того, проект Минобрнауки вводит ограничения для целевого набора на уровне 15% (в действующей версии – 20%), запрещает вузам назначать дополнительные испытания по разным направлениям в один день (у абитуриентов появится право резервного дня) и обязывает ректоров уточнять в приказах основания для зачисления студентов. Т.е. если среди поступивших при проходном балле в 280 нежданно-негаданно очутится человек со 150 баллами, придется пояснить, как так случилось: целевик он, скажем, или сирота.

"Прозрачность на сайтах, — комментирует Ирина Абанкина, — сняла бы те скандалы, которые каждый раз сотрясают общественность. Виноват вовсе не ЕГЭ, а желание мошенничать".

Даже сейчас, когда о приемной кампании, казалось бы, давно пора и думать забыть, без нескольких дней и одного посвящения студенты продолжают вбрасывать в Интернет все новые и новые подробности ее проведения — деталь за деталью, случай за случаем, вопрос за вопросом. Почему минувшая кампания прошла не иначе, по закону, а так, как прошла? Почему права абитуриентов нарушались? И почему абитуриенты нарушали Право? Вразумительных ответов по-прежнему нет. Есть предложения, поправки, проекты, догадки. Хорошие предложения. Дельные поправки. Обоснованные проекты. Но какой прочности механизм надо изобрести, чтобы и его не свела на нет практика?

Дарья Миронова

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы