|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Китайцы рассказали о планах по изучению Арктики25 августа 2011 17:08
Климат в Арктике непосредственно влияет на климат в Китае – вот почему Китай заинтересован изучать данный регион и сотрудничать с Россией в этом вопросе. Китайские учёные, участвовавшие в видеомосте в РИА "Новости" 24 августа, консолидированно назвали эту причину основной. Ли Юаньшэн из Исследовательского центра по изучению полярных территорий КНР сказал, что арктические воздушные массы приходят на китайскую территорию, из-за чего там происходят различные природные катаклизмы. Арктика – основной регион, где формируется погода Северного полушария, в том числе на территории Китая. Особенно чувствителен для Китая сектор Восточной Арктики. "Мы хотим сотрудничать в этой сфере, обмениваться информацией, – обратился г-н Ли Юаньшэн к российским коллегам, находившимся в этот момент в студии. – Мы бы хотели иметь свой летательный аппарат, который смог бы приземляться на Северном и Южном полюсах. И мы в этом вопросе тоже ищем поддержки". Надо сказать, что только летательного аппарата китайцам и не хватает, потому что практически всё остальное для работы в полярных областях у них есть. С 1980-х годов Китай проявляет серьёзный интерес к Арктике, а в 1999 году начал самостоятельную научную экспансию, когда впервые китайский ледокол MV Xue Long, переделанный из украинского торгового судна, через Берингов пролив прошёл в Северный ледовитый океан и достиг Канады, застав её береговую охрану врасплох. (Да, канадцы были напуганы "красной" угрозой задолго до 2007 года, когда механический манипулятор "Мира" воткнул флаг РФ на дне, в точке Северного полюса.) В 2003 году состоялась вторая экспедиция на ледоколе, а затем ещё две – в 2008-м и 2010-м, продолжительностью с июня по сентябрь. В последних экспедициях решались, главным образом, геологические и океанографические задачи. К 2013 году китайцы построят второй ледокол. Есть у них и постоянно действующая (с 2004 года) исследовательская станция на Шпицбергене. Кстати, участвовавший в видеомосте Аркадий Тишков, замдиректора Института географии РАН, охарактеризовал зарубежные научные станции, в том числе китайскую, на Шпицбергене, по сравнению с российскими базами, как космические технологии и каменный век, что не может не огорчать. А вот что сказала по поводу интереса к Арктике г-жа Хоу Цзинлинь, эколог из Института окружающей среды и городского развития Академии социальных наук КНР: "Мы активно участвуем в мероприятиях Киотского протокола. Нас волнует общее изменение климата на планете и его влияние на наш регион". В прошлом году в Китае было много природных катаклизмов, сообщила г-жа Хоу Цзинлинь, – сильная засуха и жара на севере страны и сильные дожди, наводнения на юге. Учитывая, что на севере Китая выращивают зерновые, а на юге – рис, эти проблемы серьёзно повлияли на сельское хозяйство страны. Китайские учёные полагают, что между природными катаклизмами последних лет и устойчивым повышением глобальной температуры может быть связь и что таяние арктических льдов играет критическую роль в этом процессе. Не только "кухня погоды" интересует Китай, но и Севморпуть, потому что он облегчает доставку грузов между Китаем и Европой. "Мы заинтересованы в развитии Севморпути, он представляется нам очень привлекательным", – сказал Ли Юаньшэн. Его коллега Мао Ханьин сообщил подробности: "Дорога через Арктику из Шанхая в Гамбург получается короче, чем южным путём, на порядок 7 тысяч морских миль. Некоторые маршруты из Китая по Севморпути сокращаются почти в половину". В Китае уверены, что освоение Севморпути будет иметь стимулирующее воздействие и на неарктические государства, даже несмотря на то, что круглогодичное использование этого маршрута невозможно. Вот почему Китай наблюдает за тем, что делают в Полярном регионе пять государств, составляющих Арктический совет, какую политику проводят. "Мы внимательно следим за этим и считаем, что китайские представители могли бы участвовать в этих мероприятиях. Мы коренным образом заинтересованы в освоении этого региона", – настаивал Мао Ханьин. Он также рассказал о планах по изучению Северного ледовитого океана. Китай намерен раз в два года проводить экспедиции на ледоколах, продолжать наблюдения на своей научной станции: "Я надеюсь, что Россия займёт более открытую позицию в отношении международного изучения Арктики, сможет предоставить более благоприятные условия для прохода наших судов через российские воды. Кроме того, мы бы хотели на одном из арктических островов, покрытых мощным ледовым панцирем, пробурить скважину, чтобы изучить состояние льда и процесс его изменения. Я не знаю, есть ли такая практика, когда китайская экспедиция постоянно работает на российской территории. Если есть, то мы бы хотели сотрудничать и следить за изменением климата". Ли Юаньшэн уточнил: "У нас, откровенно говоря, мало возможностей для проведения исследований в этом регионе, а мы хотели бы активно участвовать в его изучении". На призыв немедленно откликнулся Аркадий Тишков. Он посоветовал китайским учёным обратиться в Институт географии РАН, чтобы провести работы по бурению морского льда и изучению ледовых кернов. На прямой вопрос, заинтересован ли Китай в углеводородных запасах Арктики, львиной долей которых, как известно, владеет Россия, и намерен ли участвовать в их освоении, учёные ответили утвердительно. В принципе, обе стороны видеомоста согласились, что Арктике не избежать активного освоения. Даже Родион Суляндзига, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, казалось, не видел в этом трагедии. Но не один раз подчеркнул, что делать это следует очень вдумчиво, расчётливо и осторожно. Все участники диалога поддержали его. А г-жа Хоу Цзинлинь уточнила, что прежде нужно понять, как выдержит Арктический регион промышленное освоение. Если будет развиваться транспорт, будут добываться полезные ископаемые, неизбежно загрязнение экологии. Как Арктика переварит такое загрязнение? По её мнению, в Арктике нельзя строить крупные города, потому что уровень наших технологий, в частности по переработке отходов жизнедеятельности, не позволяет снизить нагрузку на окружающую поселение территорию. "Будет ли принят международный экологический охранный документ по Арктике? – поинтересовалась эколог. – В его составлении должны участвовать все заинтересованные страны". Китай не имеет арктических территорий, не входит в Арктический совет и не может претендовать на полезные ископаемые арктического шельфа. Но он умеет считать выгоду от использования арктических трасс, научных исследований и возможного участия в международных проектах по разработке полезных ископаемых в качестве инвестора или подрядчика. И поскольку выход к Арктике лежит через Россию, то с нами нужно в этом вопросе считаться. В заключение напомню, что 21–24 сентября в Архангельске пройдёт второй форум "Арктика – территория диалога", в котором будут участвовать и международные эксперты. Программа форума нацелена на обсуждение транспортных и инфраструктурных вопросов в Арктике.
Пичугина Татьяна
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |