Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 28 марта 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Коммуникативное образование

10 августа 2011 21:20

Иллюстрация с сайта www.polit.ru
Иллюстрация с сайта www.polit.ru
Считаю себя человеком двух миров – не один год работаю, преподаю в двух странах – в России и США. Не один год занимаюсь продвижением коммуникативного образования в России. Не один год меня как специалиста по коммуникации занимает вопрос: Почему коммуникативное образование (коммуникативная подготовка), общественная значимость и полезность которого, казалось бы, весьма очевидны, не получает должного утверждения и распространения в российских вузах? И это на фоне того, что в мировой педагогической практике (достаточно познакомиться с материалами Болонского процесса) коммуникативная компетентность – одна из обязательных составляющих в подготовке современного специалиста! Я не ставлю задачу ответить – или попытаться ответить – на поставленный выше вопрос. В данном случае он выполняет роль риторического – как имплицитное утверждение следующих тезисов:

1.Коммуникативная культура и компетентность – основа современного профессионализма.

2.Коммуникативные умения, коммуникативная компетентность – необходимый компонент современного общего образования в целом – в том обществе, которое заинтересовано в подготовке своих членов к свободной и успешной жизни.

3.Коммуникативное образование – неотъемлемый компонент подготовки человека-гражданина-специалиста 21-го века.

Основываясь на своем международном профессиональном опыте, попытаюсь обосновать это.

В современной западной социально-научной и педагогической литературе можно найти необъятное, или, как говорят сами авторы, “захватывающее дух” количество работ и исследований, посвященных коммуникативной тематике. Исследуется, какова роль коммуникации и изучения коммуникации в современном мире; почему современному специалисту необходимы коммуникативные умения; в каких именно профессиональных областях коммуникативные умения какого рода должны преобладать; каким должно быть современное общее коммуникативное образование – чтобы полнее отвечать ”вызовам” 21-го века; как, в связи с этим, лучше строить коммуникативный куррикулум – содержание и структуру учебных программ и курсов по коммуникации; по каким критериям оценивать эффективность этих программ, и т.д. И этот многосторонний исследовательский интерес неслучаен. Еще в 1995г. в одном из докладов Департамента труда США прогнозировалось, что с началом тысячелетия обострится спрос на коммуникативные умения работников во всех видах труда [1]. И действительно, коммуникативные качества специалиста любого профиля оцениваются сегодня на рынке труда как весьма важный ресурс. Однако дело здесь не только в особенностях современной (сервисной) экономики, определяющей запросы рынка.

В конце 90-х Национальная коммуникативная ассоциация США, самая крупная профессиональная ассоциация по коммуникации, объединяющая специалистов более чем из 20 стран мира (http://www.natcom.org ), провела целенаправленную работу. Было отобрано и проаннотировано около 100 источников – научных работ и других публикаций, посвященных вопросу, почему в современном обществе необходимо изучение коммуникации [2]. Методом мета-анализа был выявлен ряд ключевых тем, позволивших прийти к следующему заключению: изучение коммуникации и коммуникативная подготовка важны в современном обществе, как минимум:

  • для полноценного развития личности
  • для повышения эффективности образования (включая организацию и управление образовательным процессом с учетом его современных форм коллективно-группового сотрудничества)
  • для успешной профессиональной деятельности, карьеры и бизнеса
  • чтобы стать “ответственным гражданином мира” (responsible citizen of the world), в социальном и культурном плане [2]

В американских вузах базовые коммуникативные дисциплины входят в состав обязательных общеобразовательных дисциплин: студент, набирающий кредиты по общеобразовательным дисциплинам, должен обязательно пройти курс либо по основам публичного выступления, либо по межличностной коммуникации. Количество выпускников со степенью по коммуникации из года в год увеличивается. В 2000-01 степень бакалавра коммуникации имели более 59 тыс. выпускников, сегодня – свыше 77 тыс.; степень магистра – 5, 6 тыс., сегодня – около 8 тыс. [5]

Профессиональное сообщество коммуникативных исследователей, практиков и управленцев образования активно работает над тем, чтобы и далее расширять и утверждать коммуникативную составляющую в системе общего высшего образования. Коммуникативное образование нередко так и называют “образованием 21-го века” (см. Коммуникация в куррикулуме общего образования. Критическая необходимость 21-го века [4] ). Специалисты убеждают, что коммуникативным дисциплинам должно отводиться в вузах “центральное место” [2, 3].

Подобная постановка вопроса, равно как и обозначенная выше коммуникативная проблематика, почти отсутствует сегодня в теории и практике российской высшей школы и в отечественной социально-научной литературе. Позволю себе поэтому более подробно остановиться на обосновании вопроса, почему общее коммуникативное образование столь необходимо.

Коммуникативное образование и политически-гражданская активность человека

Коммуникативные процессы являются социально-образующими и преобразующими, и в зависимости от того, насколько участники, субъекты этих процессов “коммуникативно оснащены”, зависит эффективность этих процессов. В социально-политических процессах это проявляется особенно наглядно. Как известно, в социальных системах недемократических ориентаций практика публичных дебатов и открытых дискуссий настолько ограничена, что сами социальные субъекты, граждане, не имеющие опыта непосредственного участия в демократических преобразованиях, зачастую не осознают преобразующую силу дискурса и мало верят в силу индивидуальных речевых воздействий – заявлений, запросов, выступлений, полемических обсуждений, публичных высказываний.

Приведу пример из собственной преподавательской практики. Работая со студентами из разных стран, я имела не одну возможность наблюдать, как различаются их отношения к коммуникации как "инструменту" социальных воздействий и преобразований. Если спросить американского студента (что преподаватели обыкновенно и проделывают в американских вузах в начале курса), чего он ожидает от изучения коммуникативного курса, что хочет получить “на выходе”, типичным прозвучит такой ответ: "Я беру этот курс (например, Основы публичного выступления, Межличностная коммуникация, Организационная коммуникация, Влияние и убеждение, Теория коммуникации), потому что хочу иметь приличную карьеру и в скором времени хочу стать более квалифицированным менеджером, научиться более умело работать с людьми, эффективно убеждать и принимать решения". То есть, как правило, американские студенты четко понимают и принимают прагматику коммуникативной подготовки и связывают ее либо с задачами своего профессионального роста, либо с потребностями укрепить свои жизненные позиции в целом.

Совсем иная прагматика, как, впрочем, и подкрепляющая ее жизненная философия, проявилась у моих сибирских студентов в ходе преподавания им курса Основы человеческой коммуникации. Выяснилось, что у меня и у моих слушателей очень разные, если не сказать противоположные, философско-мировоззренческие взгляды на роль коммуникации в человеческой жизни. Включая студентов в анализ конкретных жизненных ситуаций, я стремилась сосредоточить их понимание на том, что каждый из участников рассматриваемой ситуации выступает субъектом коммуникативного процесса и своим выбором действий неизбежно влияет на исход. Решая, что сказать и как, т.е. применяя (или не применяя) тот или иной способ действий, каждый из участников “закладывает фундамент” под конечный результат. В этом смысле каждый участник – хоть и в разной мере – несет ответственность за исход ситуации. Мои студенты, в ответ, дружно доказывали мне, что это чистейший идеализм, не имеющий ничего общего с их ежедневной реальностью – у них нет свободы выбора. Есть “система”, есть “власть”, против которых все коммуникативные действия и коммуникативные умения бессильны. А кто и что представляет эту “систему-власть”? – Все, “кто над нами” – начальники; чиновники-бюрократы всех видов и уровней, которые сидят в тех же ЖЭКах и других конторах, включая администрацию города; и все, до кого простым словом “не достучишься,” “будь ты хоть семи пядей во лбу.”

Главный аргумент моих сибирских студентов был “Против Системы не пойдешь”. А за ним проступало убеждение, что власть нам представлена как данность, что она материализована в конкретных институтах-структурах и конкретных стоящих “надо мной” людях. Осознания того, что власть создается и конституируется многими путями, в том числе путем дискурсных (коммуникативных) практик, и что каждый из нас, хоть и в разной мере, способен влиять на эти практики, мои страстные оппоненты в том споре не проявили.

В условиях сегодняшней социально-политической обстановки в стране понимание власти как социально и дискурсно конструируемой следует признать, на мой взгляд, главнейшей задачей политического и гражданского воспитания; и введение общего коммуникативного образования могло бы быть прямым шагом к решению этой задачи. Коммуникативное образование, как никакое другое, политически действенно: неизбежно ведет к пробуждению гражданской активности и ответственности, помогает осознать значимость своего индивидуального выбора и его последствий в условиях конкретной социальной ситуации. Коммуникативно грамотный человек обретает уверенность в силу своего влияния на ход общественно-исторических событий – становится политическим субъектом.

Коммуникативное образование – основа современного профессионализма и успешной карьеры

Многочисленные исследования последних десятилетий, проводимые среди выпускников западных университетов и бизнес-школ, руководителей корпораций и менеджеров по работе с персоналом [1,2,3], последовательно подтверждают, что в современном деловом мире специалист, чтобы быть успешным, должен обладать, наряду со специальными профессиональными умениями, еще и общими коммуникативными умениями. Причем в ряде областей, включая инженерию, коммуникативные умения (например, составлять сообщение) признаются не менее ценными, чем специально-технические умения [1]. Коммуникативные умения представляются ключевыми на всех этапах карьеры – начиная с подачи заявлений на конкурс и отборочного собеседования при устройстве на работу и кончая всеми последующими этапами профессионально-карьерного роста. При этом как работодатели, так и исследователи совпадают в оценках того, какие коммуникативные умения считать главными:

  • базовые коммуникативные умения: ясно говорить и выражать свои мысли, внимательно слушать, составлять документы, задавать и отвечать на вопросы
  • межличностные и межгрупповые умения: выстраивать конструктивные рабочие отношения, работать в команде, распознавать и уважать “культурное разнообразие и инаковость” (diversity management skills), компетентно вести себя в конфликтной ситуации и управлять конфликтом, вести переговоры
  • аналитико-коммуникативные умения: анализировать, решать проблемы и коммуницировать решения умения адаптироваться к изменениям.

Показательно и то, что подобные требования предъявляются сегодня в деловом профессиональном мире не только к управленцам и специалистам гуманитарных профессий, но и к инженерам, финансистам и бухгалтерам, и особенно представителям медицинских профессий, врачам и медсестрам.

Коммуникативное образование в системе жизнедеятельности личности

По утверждениям исследователей, существует прямая зависимость между уровнем коммуникативных умений личности и качеством ее отношений в жизни. Дети, выросшие в так называемых семьях, "ориентированных на разговор", более успешно строят свои взаимоотношения и во взрослой жизни – в дружбе и любви (Коеsten, 2004). Супружеские пары, где муж и жена "умеют общаться", более счастливы в своем партнерстве, чем супруги с менее развитыми коммуникативными умениями (Ridley et al., 2001).

Коммуникативные умения в семейных отношениях особенно актуальны в условиях современной трансформации семьи, когда меняются многие традиционные семейные и гендерные роли и отношения. Меняются традиционные роли мужа и жены и распределение ролей между работающими и неработающими мужчиной и женщиной. Изменяются, становясь более открытыми, но вместе с тем нередко и более сложными, отношения между приемными детьми и их приемными и биологическими родителями.

Все более настойчиво в современном западном обществе ставятся вопросы о новых формах семейных отношений в связи с нетрадиционной сексуальной самоидентификацией личности. Так, к острым социально-политическим вопросам, вызывающим столкновения и дебаты среди представителей различных социальных групп в США, относится проблема gay/ lesbian marriage – права людей нетрадиционных сексуальных ориентаций на официальное закрепление своего партнерства, а также права такой пары взять на воспитание ребенка. Не менее остро вопринимается в современном западном мире и проблема смены человеком своего физиологического пола и связанные с этим сложнейшие процессы социальной адаптации, через которые, как правило, проходит не только он сам (или она), но и вся семья. Во всех этих, как и других, "нестандартных" жизненных ситуациях умение современной личности делать выбор и коммуницировать этот выбор в сложной динамике нетрадиционных отношений, умение, несмотря ни на что, продуктивно строить свою жизнь и отношения с окружающими можно квалифицировать как “умение выживать”. В подобных случаях – и это еще более очевидно, чем в традиционных жизненных сценариях –– коммуникативное образование и коммуникативная компетентность становятся мощным дополнительным жизненным ресурсом личности.

Обширные исследования показывают, что коммуникативные умения влияют практически на все стороны жизнедеятельности человека и что коммуникативное образование – важный фактор общего развития личности. Выявлено, что коммуникативное образование положительно влияет на развитие критического мышления и на критическое восприятие медиа информации; на формирование качеств лидера и позитивной самооценки и уверенности в себе; на физическое и психическое здоровье, и т.д. [3, 1]

Коммуникативное образование в контексте глобализации

Коммуникативная компетентность – необходимый атрибут и межкультурного, поликультурного, межнационального и международного общения и понимания. Если некоторое время назад межкультурная коммуникация ассоциировалась преимущественно с работой международных и политических деятелей, то сегодня связь с другими культурами становится частью жизни каждого из нас. Все типичные 'межкультурные ситуации’, где мы “обречены” на встречи с представителями других культур cегодня трудно уже перечислить,. Это и ставший особо популярным за последнее время зарубежный туризм (путешествия, к которым мы далеко не всегда оказываемся психологически и культурно подготовленными); это и происходящие в наших регионах миграционные процессы, а наряду с ними, национальные и религиозные столкновения и конфликты; это и новые образовательные практики типа дистанционного обучения, позволяющие посредством новых информационных технологий объединить студентов не только из разных регионов страны, но и из разных стран и даже континентов; это и расширяющиеся профессиональные контакты с коллегами из других стран... Сегодня нам всем становится очевидным, что в условиях неизбежных процессов глобализации резко возрастают взаимовлияние и взаимопроникновение, а как следствие – и взаимоответственность культур. Становится очевидным, что хотение и умение понимать другой образ жизни, уважать отличие “ их“ от “нас,” минимизировать собственную этноцентричность и строить диалог с “чужим-другим” не просто желательны, но необходимы. И не только для плодотворного сотрудничества. В ситуациях межнациональных, международных и межкультурных конфликтов, включая религиозные, кросс-культурная грамотность и компетентность выступает гарантом общечеловеческого самосохранения и безопасности.

Кроме того, отношения с другими культурами, когда они выстраиваются в рамках коммуникативной компетентности, помогают нам лучше понять и самих себя. “Инсайтовыми” становятся для человека, обладающего коммуникативной культурой и коммуникативным мышлением, многие международные события. И естественными становятся размышления, например, над такими вопросами: Что высветили и чему научили нас трагические события последнего десятилетия в Чечне или совсем недавние – в Южной Осетии и Грузии – если рассматривать их не в плоскости международных или национальных интересов, а в отношении нас самих, живущих в России? Что мы узнали и поняли о самих себе как гражданах и как обществе за это время? Для человека коммуникативно-грамотного, коммуникативно-ориентированного и коммуникативно-мыслящего естественно воспринимать эти события и связанные с ними проблемы не только социально-критически, но и в плане саморефлексии. Любая встреча с

д р у г и м есть естественный повод осмыслить не только этого другого (или другое), но и себя и меру своей ответственности в отношении к этому другому. Коммуникативное образование формирует в человеке способность быть активным субъектом в системе всех его жизненных отношений.

Перспективы коммуникативного образования в России

Обратимся вновь к “национальному вопросу”: каковы перспективы коммуникативного образования в сегодняшней России? Возвращаясь к тому, с чего начиналась эта статья, еще раз подчеркну, что коммуникативное образование, широко признаваемое как важный компонент общего и профессионального образования в западных образовательных системах, пока не стало предметом официальной образовательной политики российских вузов – на данный момент в них отсутствует такое направление подготовки, как коммуникация. Можно возразить – вот уже ряд лет, как введены и успешно осваиваются специальности по межкультурной коммуникации и по связям с общественностью; ширится набор коммуникативных курсов и программ на отдельных факультетах в ряде государственных и негосударственных вузов. И все-таки, это лишь “первые ласточки”. Системное обоснование коммуникативной подготовки современного специалиста остается по-прежнему на периферии научно-теоретической, социально-философской и педагогической мысли. Прагматическая целесообразность коммуникативной подготовки, ее насущность для представителей многих, особенно гуманитарных, профессий остается в образовательной политике мало признанной и как госзаказ практически не заявлена.

Между тем, сама логика социально-экономического развития с неизбежностью ставит на повестку дня этот вопрос. Для того, чтобы соответствовать международному уровню профессионализма, современный специалист обязан быть коммуникативно компетентным: в ситуации профессионального взаимодействия уметь оценивать и выбирать оптимальные способы действий, иначе говоря, уметь управлять ситуацией. (В этом смысле можно говорить о слиянии профессиональной этики и коммуникативной этики, что для современного профессионала нередко одно и то же.)

Спрос на такого коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала растет. Не случайно, не в структуре университетского образования, а на рынке образовательных услуг эта ниша уже не один год активно заполняется: потребителю предлагается, в том числе по Интернету, огромное количество тренингов и краткосрочных обучающих программ по коммуникативно-управленческой тематике с выходом на конкретные управленческие технологии.

Неуклонно меняется и наше общественное сознание. На собственной ежедневной практике (нередко весьма фрустрационной) мы как граждане учимся понимать, насколько важен профессионализм во всех видах и на всех уровнях общественных отношений. Все больше осознаем, что именно коммуникативные умения/ коммуникативная компетентность/ коммуникативная культура являются “визитной карточкой” профессионализма.

Напомню, в самых общих чертах, виды социальных отношений, качество которых напрямую зависит от коммуникативной культуры каждого из нас:

  • организационная коммуникация и деловая (бизнес) коммуникация: внутренние взаимодействия в организации (включая руководителей и подчиненных), внешние отношения и связи организации (PR), отношения между работниками и работодателями
  • межличностная коммуникация в различных сферах: отношения в семье, в профессиональной среде “на рабочем месте”, c друзьями, с соседями
  • коммуникация в сфере обслуживания: отношения между клиентом и поставщиком услуг (следует упомянуть, что в мировой практике эта сфера бизнес-отношений традиционно выделяется как особая – customer service – “обслуживание клиентов/заказчиков/покупателей”. Поскольку в нашей государственной практике обслуживания клиентский подход долгое время, по понятным причинам, отсутствовал, его деловой язык и кодекс отношений, можно сказать, еще только оформляются)
  • педагогическая коммуникация и коммуникация в учебном процессе, что включает управление разнообразными отношениями в учебном процессе – между преподавателем и учащимися, между самими учащимися, между отдельными учащимися и группой; здесь же педагогические отношения между родителями и детьми
  • политическая коммуникация: отношения “гражданин – власть-государство”, готовность групп и индивидов выражать и отстаивать свои социальные интересы
  • коммуникация между различными культурами и субкультурами – опять же, не только национально-этническими, проживающими в разных регионах, но и гендерными, религиозными, представляющими разные сексуальные ориентации, профессиональными, возрастными
  • экологическая коммуникация: отношения между индивидуальными субъектами и организациями в решении проблем охраны, очищения, облагораживания – эстетизации окружающей среды
  • коммуникация здоровья и здравоохранения: отношения не только между пациентом и врачом /медперсоналом, но и между населением и институтами здравоохрания; здесь же социальная политика по охране здоровья населения, просвещение и пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Подведу итоги: коммуникативная подготовка современного специалиста – гражданина – человека должна быть сегодня обязательным компонентом общего образования, как признано в мировой практике. Коммуникативная подготовка включает два аспекта: философско-этически-мировоззренческий и прикладной, социально-практический. Мировоззренческий аспект предполагает понимание, что язык как система символов и коммуникация как процесс использования этих символов есть не только способ выражения и передачи мыслей и чувств, но главное, есть способ совместного конструирования социальных реальностей, бесконечных по разнообразию жизненных миров-отношений. Мировоззренческий аспект также вмещает в себя ответственность человека за свой выбор действий.

Социально-практический аспект предполагает, что человек готов создавать эти социальные миры-отношения – владеет набором коммуникативных (вербальных и невербальных) действий, позволяющих ему достичь результатов в конкретной социальной ситуации.

Реализация задач коммуникативного образования требует, без сомнения, большой и длительной коллективной работы – не только содержательной и методической разработки коммуникативных учебных программ, но и подготовки профессиональных кадров, специалистов по коммуникации, умеющих реализовывать эти программы (что является отдельной проблемой в практике сегодняшней высшей школы и темой отдельного разговора). Тем не менее, я рассматриваю эти задачи как “вызов современности” и с профессиональных позиций не вижу более достойной альтернативы, как принять этот вызов к действию.

Литература

1.Emanuel, R. (2005). The Case for Fundamentals of Oral Communication, Community College Journal of Research and Practice, 29. http://www.natcom.org/index.asp?bid=11001

2.Morreale, S., Osborn, M., & Pearson, J. (2000). Why Communication is Important: A Rationale for the Centrality of the Study of Communication. Journal of the Association for Communication Administration, 29, 1-25. http://www.natcom.org/NCA/files/ccLibraryFiles/

3.National Communication Association. (2004). Communication Programs in Higher Education. Washington, D.C.: National Communication Association

4.National Communication Association. (2004). Communication in the General Education Curriculum: A Critical Necessity for the 21st Century. Washington, D.C.: National Communication Association

5.U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics, Higher Education General Information Survey http://nces.ed.gov/programs/digest/d07/tables/dt07 _291.asp

Автор – Ph.D., к.п.н., M.S., основатель и первый президент Российской коммуникативной ассоциации, Россия-США

Ольга Матьяш

источник: Полит.Ру

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы