|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Цивилизация и культура24 декабря 2006 19:56
Прежде всего, нужно сделать одну оговорку – цивилизация не есть культура, и, больше того, цивилизация есть явление другого характера. Именно с этих позиций мы будем подходить к анализу данной проблематики, избавившись от типичных стереотипов, что культура является вещью одного же порядка, что и цивилизация. Допустим иное значение, данное нам Освальдом Шпенглером в его философской работе "Закат Европы". Если культура у нас ассоциируется с духовной сферой, нематериальными и материальными творениями рук человеческих, то цивилизацию мы будет трактовать как определенный этап развития общества. Учитывая такие показатели, как уют, комфортабельность, уровень жизни, достаточно стабильное материальное обеспечение, можно дать точную оценку цивилизованности общества. Иными словами, цивилизованное общество мы можем называть такое, которое соответствует всем вышеназванным условиям и наоборот. И теперь встает вопрос: насколько зависит уровень культуры от уровня цивилизации и каковы их соотношения. Если, опять таки, будет оперировать трудами Шпенглера, то для него все совершенно очевидно – культура не только противоположна в значении цивилизации, но и находиться, так сказать, в постоянной борьбе с ней. В определенный исторический период выходит на первый план либо культура, либо цивилизации, и никак иначе. Культура терпит упадок при расцвете цивилизации, а цивилизация вступает в череду кризисов при воцарении культуры. Дело все в том, что на пике развития цивилизации, люди полностью поглощаются материальными заботами и совсем забывают о духовной пище. Это происходит исключительно потому, что уровень внешнего обеспечения, досуга и вообще жизни в целом приучает человека к такому состоянию. Более того, человека начинает заботить приумножение своего комфортного существования, появляется жажда накопительства и давление меркантильного интереса. Высокоразвитая цивилизация создает свою систему координат, в соответствии с которой выстраивается поведение индивида в обществе. Собственно, примеров тому множество. В Древней Греции, как мы знаем, граждане принимали участие в демократических процедурах управления государством, активно пользовались избирательным и избирательским правом. Тем более, что в те времена занятие политикой считалось признаком образованности и мудрости человека. И лишь рабы, неграждане и аполитичные идиотосы (так называли людей, не увлекающихся политическими делами) оставались в стороне от этого достаточно важного государственного процесса. Но со временем развития греческого общества, по мере того, как финансовое состояние отдельно взятого гражданина росло, политика стала все меньше и меньше занимать умы масс. Граждане перестали ходить на общественные собрания по той простой причине, что их этот рутинный процесс просто больше никоим образом не мог заинтересовать. Гораздо интереснее стало пить разбавленное вино со своими друзьями в соответствующем заведении и не на что не отвлекаться. Все общественные проблемы задвигаются на второй план, и уже человек начинает думать только о себе, о своих потребностях и чаяниях. Как итог развития цивилизации – устойчивый рост идиотосов в греческом обществе. То же самое мы можем наблюдать на классическом примере – обществе Римской Империи. Как только римская цивилизация достигла своего пика, римский гражданин начал задумываться над вопросами следующего характера: "а стоит ли служить в армии?", "нужно ли защищать границы свого государства?" и "а что я от этого всего получу?". Соответственно, коллективный интерес заменяется частным, который становится доминирующим элементом цивилизованного общества. Граждане с охотой идут в Колизей, чтобы довольствоваться кровавыми побоищами знаменитых гладиаторов, и совсем с недовольством относятся к идее подумать о нуждах своей страны. Плебс требует хлеба и зрелищ и забывает о духовных потребностях. Чем это закончилось, думается, все догадываются, а если и нет, то можно заглянуть в учебник истории за ответом на этот вполне не сложный вопрос. В наши дни мы переживаем новый расцвет цивилизации. Если угодно, цивилизации Человечества, ибо ценности, пропагандируемые одной страной, в действительности становятся универсальными для всех стран. Недостатка в еде, питье, одежде, жилище и тому подобному человечество не ощущает, наблюдается скорее обратное – все это находится в избытке. Но именно этот избыток и давит на человека, изгоняя из него все духовное, к чему он потенциально мог стремиться. Он становится рабом избытка всякого рода товаров и перестает сам быть господином своей жизни. Потребляя накопленный человечеством колоссальный опыт, личность не генерирует принципиально новое и не вкладывает мысль в общую копилку накопленных предками знаний. Впрочем, и на мелко-бытовом уровне человек, благодаря (или из-за) утилитаристским устремлениям, озаботился проблемой выжимки как можно большего удовольствия для себя из любого процесса. К примеру, возникший дискурс по поводу деторождаемости в цивилизованных странах ярко демонстрирует нам результат смены (возможно, подмены) ценностей. Зачем думать о будущих поколениях, когда как люди живут один раз и должны полностью и всецело отдать себя этой жизни, удовлетворяя себя и только себя. Разумеется, можно много спорит по поводу подлинного соотношения культуры и цивилизации, и, в продолжении тем – материи и духовности, но можно точно констатировать одно: стопроцентно отказавшись от материальных благ культурным человеком ты не прослывешь, скитания в нищите не дает повода сказать о высокодуховном преображении личности. Зато низкий уровень культуры в цивилизованных странах дает нам право высказать то мнение, что наличествует зависимость хороших условий существования граждан и декадансного состояния литературы, искусства и живописи. Омассовление, коммерциализация духовной стороны жизни идет на смену свободному полеты мысли, ничем внешне не детерминированному. Римская цивилизация пала в пучине людских прихотей и похотей, долго ли проживет современная цивилизация? Мнением автора может не совпадать с позицией редакции.
Николай Никулин
автор материала: Никулин Николай Львович Последние материалы раздела
ОбсуждениеFaraday
Есть несколько критических замечаний... Veter
Уверен, в ближайшее время ответит сам автор статьи. NikulinN
Уважаемый Фарадай, понимаете, целью данной статьи было показать общую специфику развития мировой культуры и цивилизации. Другими словами, здесь мы пытаемся рассмотреть не отдельные детали каждой из культур и цивилизаций, представленных в истории и в наши дни (их просто не сосчитать, да и совершенно бесполезно заниматься их детальным анализом в рамках той абстрактной, метафизической, если угодно, концепции, которая представлена у нас. Четкого определения действительно не было дано, но это не есть минус работы, ибо вообще точных определений этих многомерных понятий вы не сможете найти даже в философском словаре. Моя задача – обозначить вектор мысли. А он следующий, если попытаться уйти от текущей материальной действительности – культура и цивилизация рождаются, развиваются и умирают, но делают это паралельно. И уже из данной концепции можно выводить примеры. А не концепцию подстраивать под примеры, как это делают многие. NikulinN
Может Новый год праздновали? Всех поздравляю! basSlavik
/"этот рутинный процесс просто больше никоим образом не мог заинтересовать. Гораздо интереснее стало пить разбавленное вино со своими друзьями в соответствующем заведении"/ – чтоб избежать катастрофы надо подумать о преобразовании этого "рутинного процесса" общественных собраний в интересный, актуальный и по-настоящему духовный. Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |