Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 25 декабря 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.


Реклама:

  • Organize your finances with QuickBooks Self Employed and let us help you find your tax.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Электронное образование

28 июля 2011 22:17

Иллюстрация с сайта www.polit.ru
Иллюстрация с сайта www.polit.ru
Разработки в области e-Learning набирают популярность по мере того как эта сфера становится всё более коммерчески перспективной, а Интернет в массовом сознании оккупирует нишу, некогда занятую библиотеками.

Естественно, что большинство проектов, связанных с онлайн-образованием, в той или иной форме платные: и технологические разработки требуют вложений, и преподавателям нужно жить. Бывают условно бесплатные проекты, то есть спонсорские или государственные, но это нередко значит, что доступ к ним ограничен.

Однако существует потребность в общедоступных образовательных материалах. Её испытывают принципиальные самоучки, которые предпочитают самостоятельно составлять себе учебные программы; студенты и аспиранты тех вузов, которые не обеспечили бесплатный доступ к закрытым ресурсам (прежде всего, к платным электронным библиотекам), содержащим нужные материалы; просто любители время от времени чему-нибудь поучиться, которые, тем не менее, не готовы в это занятие вкладываться. К ним примыкают поборники открытой информации, деятельность которых находится в диапазоне от пиратских проектов до вполне легальных инициатив по сбору и классификации открытых материалов.

Потребность в интерактивном бесплатном обучении (с преподавателем) тоже есть, но в меньшей степени, потому что здесь требуется координация действий, а прилагать к этому усилия готовы далеко не все.

Встречная инициатива: университеты

У многих университетов международного уровня есть развитые онлайн ресурсы, частью закрытые и предназначенные только для внутреннего использования (как, например, оксфордский WebLearn), частью – содержащие и общедоступные учебные материалы. В открытый доступ выкладывают видео и аудиозаписи учебных и лекционных курсов, презентации, иногда фрагменты учебных онлайн-курсов, как, например, на сайте британского Открытого университета.

Кое-что можно найти на страницах некоторых факультетов Оксфордского университета. В частности, лекционные курсы выкладывают Философский факультет и Школа антропологии; открытый образовательный проект Outreach существует при физическом факультете; кое-какие материалы открыто размещает Оксфордский институт Интернета. Массачусетский технологический институт (MIT) создал проект OpenCourseWare, где фрагментарно публикуются лекционные курсы. Что-то выкладывается в формате аудио или видеозаписей, что-то – в виде подборок иллюстраций в .pdf.

Благодаря распространению этой практике появились сайты, собирающие такие открытые курсы из разных университетов и классифицирующие их по категориям для облегчения поиска. Таков, например, большой проект Academic Earth. Там собраны видеозаписи лекционных курсов из 15 американских университетов, в числе которых Гарвард, MIT, Стэнфорд, Беркли, Нью-Йоркский и Йельский университеты. Тематически представленный материал охватывает дисциплины от астрономии до политологии.

Организатор проекта, Ричард Лудлоу (Richard Ludlow), решил создать такой ресурс, вдохновившись примером OpenCourseWire, который в свое время очень помог ему самому.

Другой популярный агрегатор лекционных курсов называется Lecturefox. Там тоже собираются лекционные курсы по разным дисциплинам, но с акцентом на физику, химию, математику и информатику (всё остальное там находится в категории "faculty mix"). Помимо собственно подборки лекций, на сайте есть регулярно обновляемый блог, сообщающий о новых поступлениях.

Существует аналогичный русскоязычный проект, который называется UniverTV. Там собраны различные образовательные видеоматериалы, в частности лекции, прочитанные в российских университетах и лекториях, а также иноязычные лекции с переводом. Деятельность проекта подразумевает осуществление видеозаписи лекций, но на сайт принимаются и материалы, присланные пользователями. Кроме того, там собраны ссылки на другие образовательные ресурсы. Родственный ему ресурс InternetUrok.ru содержит школьные видеоуроки по разным предметам.

Бывают и более узкоспециализированные ресурсы. В частности, примечателен учебный проект engVid.com, представляющий собой собрание бесплатных видеоуроков английского языка. Преподаватели англоязычные, но материал там представлен так, чтобы было понятно пользователям с соответствующим уровнем владения языком. Помимо деления по уровням, дана классификация по разделам обучения (грамматика, фразовые глаголы, деловой английский, идиомы и т.д.).

Популярность темы информационных технологий способствует появлению соответствующих учебных ресурсов вроде отечественного проекта Intuit.ru (Интернет-университет информационных технологий). Там есть платные курсы и очные занятия, есть даже некая система сертификации, но этот ресурс знаменит, в первую очередь, тем, множеством бесплатных учебных курсов и общедоступных материалов. Список предложенных курсов постоянно растет, руководство ресурса привлекает к сотрудничеству новых авторов. Некоторые ругают этот сайт за неудобство, но, тем не менее, пользуются им, мотивируя это тем, что там иногда проще найти нужную информацию, чем в учебниках.

Встречная инициатива: хранилища

В более широком смысле сфера легального открытого доступа (open access) включает в себя развитие открытых электронных библиотек, каталогов, научных журналов, специализированного программного обеспечения и репозиториев, в которые выкладываются научные статьи. Хотя удовлетворительный уровень здесь еще не достигнут, но такие проекты энергично развиваются. Среди масштабных библиотечных инициатив можно назвать проекты Библиотеки Конгресса American Memory, посвященный истории США, а также World Digital Library (всемирная электронная библиотека), в котором участвуют библиотеки разных стран, в том числе российские. В качестве примера русскоязычных специализированных электронных библиотек и примыкающих ресурсов можно назвать библиотеку Гумер, Фундаментальную электронную библиотеку, а также проект Ruthenia.ru.

Новые возможности для представителей научного сообщества появились после того, как распространилась практика публикации научных статей в открытом доступе, что выгодно не только читателям, но и авторам, так как благодаря этому повышается их цитируемость. Для таких публикаций существуют специальные репозиории.

Наконец, программное обеспечение, разрабатываемое для учебно-научных целей, тоже иногда бывает общедоступным. Например, для бесплатного использования доступна (с некоторыми ограничениями) программа Citavi – инструмент для составления библиографий и оформления ссылок, которым можно пользоваться при написании статей, дипломов и прочих работ, в которых нужно грамотно оформлять ссылки на источники.

eLearning 2.0

Большой простор для развития общедоступного образования появился благодаря технологиям Web 2.0. Показательный пример в этом смысле представляет собой родственный Academic Earth ресурс, который называется Open Culture. Это, собственно, блог, в котором собираются и постоянно обновляются ссылки на разные открытые образовательные проекты. Делиться полезными ссылками могут все желающие, сообщая о них организаторам ресурса по электронной почте. Единственное требование сводится к тому, чтобы соответствующие ресурсы содержали легально открытый (и бесплатный) материал. Проект создан по инициативе Дэна Колмана (Dan Colman), руководителя программы дополнительного образования при Стэнфорде, хотя официально со Стэнфордом ресурс не связан.

На сайте Open Culture можно найти большие подборки ссылок на ресурсы с бесплатными аудиокнигами, учебниками, фильмами, электронными книгами, подкастами и т. п. Большое внимание уделяется бесплатным образовательным курсам (сейчас там 375 ссылок), а также — отдельно — языковым курсам. В этих образовательных подборках тоже есть ссылки на видеокурсы, а также на подкасты iTunes, специализированные учебные сайты и индивидуальные образовательные проекты — например, блоги, организованные пользователями, которые решили поделиться своими знаниями с окружающими. Вот, например, блог, представляющий собой некоторое подспорье для изучающих русский язык.

Большим успехом и популярностью пользуется социальная сеть LiveMocha ("Лайвмока") для изучающих иностранные языки. Этот проект появился в 2007 г. (головной офис находится в Сиэтле), его главной задачей было создание пространства, в котором люди, изучающие язык, могли бы общаться с носителями этого языка. Там можно подбирать себе друзей по языковому признаку, по интересам; выполнять письменные и устные упражнения из бесплатных курсов и отправлять их на проверку носителям языка; проверять задания, выполненные другими членами сообщества; общаться в текстовом, голосовом или видеочате. Помимо бесплатных возможностей, там есть и платные услуги – например, можно записаться на платный курс и заниматься индивидуально с преподавателем. В настоящий момент в сети зарегистрировано около 10 млн. пользователей и предлагаются курсы по 38 языкам мира.

Наконец, говоря о технологиях 2.0 в применении к обмену знаниями и умениями, нужно упомянуть любительские уроки и мастер-классы, которыми полнится Интернет. Один только YouTube содержит массу инструкций на разные случаи жизни (как разобрать ноутбук, как играть на губной гармошке и т. д.). В специализированных сообществах и на форумах умельцы выкладывают иллюстрированные уроки по всевозможным темам, будь то выращивание комнатных растений, работа с полимерной глиной или изготовление отмычки в домашних условиях (а также ее применение).

Пиратское и пограничное

Пока легальные открытые проекты набирают силу, но еще не могут удовлетворить растущие потребности, многие прибегают к нелегальной взаимопомощи. В первую очередь, это касается доступа к закрытым учебным и научным материалам. Иногда это делается в индивидуальном порядке: те, у кого есть доступ к закрытым электронным ресурсам – например, JSTOR или PEP-WEB – могут скачивать оттуда работы для своих знакомых, у которых доступа нет. Иногда скачанные таким образом материалы размещаются в библиотеках вроде Library.nu, которая прежде называлась Gigapedia.org, но не так давно переместилась в более безопасное место и заодно поменяла имя.

Существуют промежуточные форматы, популярные, в частности, на торрент-трекерах – когда администрация сайта заявляет, что не несет ответственности за размещенный пользователями контент, но предлагает правообладателям сообщать о своих претензиях и обещает в этом случае удалять неугодные файлы. Долгое время так существовал ресурс Englishtips.org – сообщество, посвященное изучению английского языка. Своей популярностью этот сайт, в частности, обязан тому, что на нем можно было скачивать (в ознакомительных целях, разумеется) разные англоязычные книжки и, главное, отсканированные учебники с дополнительными мультимедийными материалами. Сейчас там тоже можно многое найти, но уже несколько меньше, потому что некоторые правообладатели, например издательство Macmillan, всё-таки выражают неодобрение, и ссылки для скачивания приходится блокировать. Скажем, учебники курса Inside Out там уже больше скачивать нельзя – их раздачи переместились на торрент-трекеры и в прочие файлообменные системы.

На этом поле неизбежно возникают конфликты. Из недавних – история о том, как гарвардского студента и интернет-активиста Аарона Шварца (Aaron Swarz) обвинили в краже более 4 млн. статей из JSTOR'а с целью распространения их в общедоступных пиринговых сетях. Шварц уже давно известен как поборник открытого доступа к информационным ресурсам. В 2007 г. он возглавлял разработку проекта Open Library; в 2008 г. создал Watchdog.net – инструмент для поиска доступных государственных данных; он также был руководителем активистского ресурса Demand Progress.

Собственно, главный спорный момент здесь заключается в том, что Шварц, будучи студентом Гарварда, имел право скачивать материалы из JSTOR'а, а если архив предоставил доступ, то скачивать можно неограниченное количество статей. Распространить он их не успел. Скачивание стольких материалов в течение нескольких месяцев, конечно, может вызывать подозрения, но не все согласны с тем, что это предосудительно. Между тем, обвинение называет это действие "кражей", что у некоторых людей, интересующихся пиратской проблематикой, вызывает навязчивую ассоциацию с риторикой поборников копирайта. Впрочем, по мнению автора материала, опубликованного в Wired, явно симпатизирующего Шварцу, обвинение делает ставку не столько на злонамеренное скачивание, сколько на хакерскую сторону дела –взлом компьютерной сети. Шварц, по некоторым утверждениям, действительно проводил какие-то манипуляции с сетью, потому что она не выдерживала такого массированного скачивания.

Как бы то ни было, Шварца отпустили под залог до суда, который состоится в сентябре. Сейчас вокруг этой истории поднялся сильный шум, причем в этом шуме отчетливо слышатся голоса представителей разных идеологических полюсов. В течение суток Demand Progress собрал более 15 000 подписей в поддержку Шварца. Таким образом, дискуссия об открытых данных, в частности открытых научных материалах, получила очередной импульс.

Анна Сакоян

источник: Полит.Ру

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы