|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
"Стратегия-2020" тормозит перед порогом вечности08 июля 2011 21:59
Вчера состоялась пресс-конференция, посвященная подведению промежуточных итогов работы экспертной группы "Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе", занимающейся в числе других групп (их 21) обновлением "Стратегии-2020". Первый проректор Высшей школы экономики Леонид Гохберг и гендиректор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян высказали предположения, за счет чего инновации могут обеспечить экономический рост РФ в ближайшие годы. Обязательным условием достижения успеха Агамирзян назвал "разумную налоговую, кадровую и научную политику" государства. А Гохберг признал, что страна, с 2008 года официально провозгласившая приоритетом переход к инновационному развитию экономики, "очень медленно движется по всем направлениям" и прорывов как таковых нет. Экономист констатировал, что к 2020 году удастся выполнить лишь малую часть из всего, что задумывается в "Стратегии-2020". У этого статусного документа, по мнению Гохберга, есть сильные стороны. В частности, именно инновационная политика сегодня выступает активно декларируемым государством политическим приоритетом. Однако при этом экономист отметил и слабые стороны, в числе которых отсутствие у правящей элиты стратегической повестки, в том числе и долгосрочного видения развития страны. Кроме того, налицо жесткие бюджетные ограничения для инвестиций в инновационные сектора, определяемые социально ориентированным бюджетом. Принципиальное значение имеют и временные рамки. Отметим, что вчера на своем заседании правительство одобрило подготовленные Минфином основы бюджетной политики на 2012 год и до 2014 года, которые, если судить по структуре государственных доходов и расходов, никаких инновационных изменений в структуру экономики не предполагают. Казну на 40%, как и раньше, будут наполнять поступления от продажи за границу нефти, газа и сырьевых групп товаров, составляющих основу российского экспорта. Последующие бюджеты (2015 и 2016 годов), по оценке экспертов, скорее всего продолжат эту тенденцию. А за оставшееся до 2020 года время революционных перемен на ниве перехода отечественной экономики на инновационный путь развития ожидать тоже не приходится. Ответ Гохберга на вопрос "НГ", не честнее ли, с учетом этих обстоятельств, предложить правительству разрабатывать стратегию до какого-нибудь 2030 года, был, можно сказать, философским. Ученый признал, что сроки выдержать, конечно, не получится, "но когда-то надо начинать". По его убеждению, в течение ближайших нескольких лет можно хоть что-то сделать в направлении к инновационному развитию России. Агамирзян дополнил коллегу заявлением о том, что быстрый эффект в решении этой задачи можно получить уже за счет "устранения излишних административных барьеров". В то же время независимые эксперты ставят вопрос не о неизбежности переноса сроков выполнения "Стратегии-2020", а о ее целесообразности в принципе. В развитых странах, например, Великобритании или Франции, стратегий, подобных нашей, нет, говорит главный экономист "Тройки Диалога" Евгений Гавриленков. По его мнению, программописательство – это наша национальная традиция. Документы пишутся, принимаются, но жизнь складывается иначе. Планы очень редко выполняются, поэтому их приходится постоянно корректировать. "Такие стратегии характерны для авторитарной модели модернизации", – подчеркнул Гавриленков.
Игорь Наумов
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |