Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Учёные заспамили госкорпорации

05 июля 2011 22:06

Фото с сайта www.strf.ru
Фото с сайта www.strf.ru
О низкой инновационной активности крупного бизнеса и госкорпораций, а также о том, как институты развития и Фонд "Сколково" взаимодействуют с инноваторами, говорили участники XI форума "Русские инновации", который прошёл недавно в Москве. Организатор форума, медиахолдинг "Эксперт", по традиции ежегодно проводит это мероприятие в Политехническом музее. Атмосфера по сравнению с десятым, юбилейным, форумом была менее пафосной – дискуссия развернулась уже на пленарном заседании, посвящённом стратегиям инновационного развития госкомпаний.

Крупный бизнес слабо заинтересован в инновациях, и это по-прежнему проблема, считают в рейтинговом агентстве "Эксперт РА". "Объём расходов на НИОКР в выручке компаний из рейтинга “Эксперт-400” составляет менее 0,5 процента, что в 4–6 раз ниже, чем у зарубежных компаний", – отметил генеральный директор "Эксперт РА" Дмитрий Гришанков. Лишь 10 процентов из представленных в рейтинге крупнейших российских компаний раскрыли сведения о корпоративных инновационных проектах. Большинство из них, по словам Гришанкова, носит догоняющий, а не прорывной характер.

Доля затрат российского корпоративного сектора в общенациональных затратах на научные исследования и разработки составляет всего 20 процентов, в то время как в странах ОЭСР эта доля приближается к 70 процентам. Ещё более удручающий факт:

совокупный объём затрат нашего корпоративного сектора на НИОКР более чем в два раза ниже бюджета на эти цели компании Volkswagen.

Поскольку крупные компании, в том числе с государственным участием, не спешат поддержать курс на инновационное развитие России, руководству страны приходится прибегать к принудительным мерам. Одной из таких мер стало поручение президента РФ о разработке госкорпорациями стратегий инновационного развития и увеличении расходов на НИОКР. В исследовании "Эксперт РА" показано, что из 22-х госкомпаний, которые должны были подготовить стратегии к 1 апреля, в срок уложились лишь девять. Обнадёживает то, что некоторые из них – "Росатом", "Русгидро" и ФСК ЕЭС – подошли к президентскому поручению неформально и в цели своих стратегий включили поиск и внедрение передовых технологий и техники в деятельность производственных подразделений и управленческих структур.

О том, как идёт такой поиск, рассказал заместитель генерального директора по инновационному развитию ОПК "Оборонпром" (входит в состав ГК "Ростехнологии") Владимир Довгий. Он и его коллеги по просьбе Минобрнауки России подключились к рассмотрению заявок вузов, НИИ, малого и среднего бизнеса, поступающих в адрес крупных корпораций. Выяснилось, что некоторые вузы и НИИ были изобличены в спамерском поведении. Одна и та же заявка с изменённым названием отправляется, по словам Довгия, несколько раз – в разные организации. Поэтому из более тысячи присланных заявок при ближайшем рассмотрении оставили примерно 550. Учтено всего 11 процентов предложений, но это уже вопрос к их содержанию. "Инноватор не всегда прав", – сделал вывод директор по развитию высокотехнологических активов группы компаний "Ренова" Михаил Лившиц, подразумевая низкое качество многих инновационных проектов.

Но и госкорпорации оказались не на высоте. Президент НАИРИТ Ольга Ускова усомнилась в качестве тех инновационных стратегий, к оценке которых она привлекалась как эксперт. Чёткую, хорошую стратегию с правильно поставленными целями и новыми решениями, по её мнению, разработала РЖД. Ольга Ускова привела и отрицательный пример – стратегию Росавтодора, в которой "в качестве инноваций подавалось желание заасфальтировать несколько тысяч километров дорог".

В слово "инновации", как считает г-жа Ускова, сейчас вкладывается всё что угодно: "Инновации – это новое качество, а элементарное выполнение своих бизнес-задач – это не инновации". Она призвала к тому, чтобы заявленные госкорпорациями цели их инновационных стратегий "соответствовали уровню международной практики и были действительно чем-то новым и прогрессивным в научном развитии".

Обратила внимание Ольга Ускова и на отсутствие мотивации государственных корпораций к расходованию бюджетных средств на инновации, что объясняется монопольным положением на рынке многих из них. Поэтому контроль над закупками госкорпорациями НИОКР должен быть, по её мнению, прозрачным. Между тем, как сказала в частной беседе президент НАИРИТ, Минэкономразвития приняло на основе письма президента России от 7 июня "ряд поправок к вопросам о закупках госкорпораций, которые полностью выводят их из прозрачной зоны". Это, по словам Усковой, означает, что госкорпорациям разрешено тратить деньги, как они хотят, и им за это ничего не будет – проверяющие органы вмешиваться не могут. Иначе говоря, госкорпорации полностью выведены из-под конкурсных процедур госзакупок.

Г-же Усковой оппонировал заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач, по мнению которого по действующим правилам 94-ФЗ выиграет тот, кто предложит наиболее низкую цену. "В той форме, в которой это было установлено, – это прямой вред, и особенно для любых информационных проектов и НИОКР", – уверен замминистра. В этом он, безусловно, прав. Но есть вопрос: когда наконец будет выполнено поручение президента – подготовлена и принята новая редакция 94-ФЗ, которая устранила бы все препоны для закупок НИОКР, и не только для госкорпораций?

Сложность с внедрением инноваций в госкомпаниях Михаил Лившиц объяснил тем, что они не имеют права на риск, поэтому предпочитают предъявлять спрос не на инновации, а на высокие технологии.

"Проблема риска не главная. В любом деле есть риск – и внутренний, и внешний", – пояснил STRF.ru по окончании пленарной дискуссии Андрей Клепач. Главное, по его словам, что первый раунд разработки стратегий инновационного развития госкомпаний в основном завершён и качество примерно двадцати из тех, что рассмотрела рабочая группа, признано высоким. "А дальше нужно работать и реализовать их, потому что у нас разрыв между словом и делом, как известно, большой. Судя по тому, сколько усилий потрачено, надеюсь, результаты будут. Тем более что ситуация на рынках и по многим из этих направлений такова, что, если за три-четыре года многие проекты не будут реализованы, закроются направления и заводы", – сказал замминистра.

Обычно острая дискуссия идёт о том, напомнил Дмитрий Гришанков, кого допускать к торгам по 94-ФЗ, но ничего не говорится о результатах госзакупок.

Один из участников дискуссии поинтересовался, когда появится единый правовой акт в области инноваций. На этот вопрос ответил Андрей Клепач, по мнению которого, такой правовой акт не нужен. Когда он появится, об инновациях можно будет забыть, заявил замминистра.

Другой участник форума, председатель совета директоров группы компаний "Финематика" Владимир Громковский высказал мнение о том, что для появления крупных российских инновационных компаний внутреннего спроса недостаточно – нужно изначально ориентировать инноваторов на мировой рынок.

Государство подталкивает бизнес к инновациям и через созданные им институты развития. За минувший год большинство из них уже работало в области экспертной поддержки, посевного и венчурного инвестирования, участия в совместных проектах. На одной из секций форума как раз и обсуждалось, насколько эффективно институты развития взаимодействуют с инновационным сообществом.

Ключевой вопрос, по мнению руководителя особой экономической зоны "Зеленоград" Юрия Васильева, в недостатке экспертов, которые могут оценить инновационные проекты в регионах и помочь им с первыми шагами, в том числе в контактах с институтами развития.

Институтам развития Владимир Громковский посоветовал организовать постоянно действующий семинар, на котором в текущем режиме венчурные капиталисты и владельцы компаний обсуждали бы ситуацию в инновационной сфере и давали бы свои рекомендации. Например, такая площадка могла бы действовать на базе созданного ОАО "РВК" Консультативного совета. Задача мероприятий, подобных форуму "Русские инновации", – знакомить людей, занимающихся инновационной деятельностью, полагает Владимир Громковский. Чем больше их будет, тем лучше пойдёт бизнес.

О том, как важно сотрудничество всех участников инновационного процесса, говорил на секции генеральный директор Агентства инновационного развития Калужской области Анатолий Сотников. Об отсутствии в области атмосферы сотрудничества он узнал от участников шведского десанта, посетившего регион ещё в 2004 году. С тех пор многое изменилось – в частности создано ОАО "Корпорация развития Калужской области", соинвестором которой стал Внешэкономбанк, возникла конкуренция за инвестиции в инновационные проекты.

Открытость, возможность прямого взаимодействия с экспертами Фонда "Сколково", руководителями кластеров отметил генеральный директор ООО "ИНАПЛАТЕКС" (участник проекта) Олег Обрезков. А вот с Минобрнауки России обратной связи, например, по итогам проведения конкурсов, по его словам, нет.

На вопрос STRF.ru, как оценивается уровень взаимодействия институтов развития, вице-президент Фонда "Сколково" Станислав Наумов ответил: "У нас есть “соглашение десяти”, которое мы рассматриваем как инновационный эскалатор, перемещающий в случае необходимости ту или иную инициативную группу. Объёмы инвестиций, которые надо вложить в уставной фонд компании для масштабирования проекта в рамках национального и глобального рынка, гораздо больше, чем объёмы наших грантов. Они даются на то, чтобы стимулировать формирование экосистемы “Сколково”. Это не столько форма софинансирования проектов, сколько национальная программа сохранения талантов". По его словам, у Фонда "Сколково" разные грани взаимодействия с "Роснано" и Российской венчурной компанией. "Как минимум треть из 75 проектов “Сколково” до нас уже оказалась в поле зрения РВК, которая участвовала в их оценке. А мы даём добро в том числе на те проекты, которые РВК подхватит на стадии посевных инвестиций", – уточнил вице-президент фонда. Один из таких проектов – биотехнологическая компания "ОнкоМакс", проинвестированная венчурным фондом "Максвелл Биотех" и Фондом посевных инвестиций РВК. Другой – проект ООО "НТЦ тонкоплёночных технологий в энергетике при ФТИ им. А. Ф. Иоффе", соинвестором которого стало ООО "Хевел", на 50 процентов принадлежащее "Роснано". Ещё один резидент "Сколково" – ООО "Оптоган. Новые технологии света", которое будет заниматься R&D по усовершенствованию светодиодных технологий. Напомню, что "Роснано" стала соинвестором производства светодиодной техники.

Горбатова Анна

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы