Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 7 ноября 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Программист номер один

10 мая 2011 16:44

Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Ершов Андрей Петрович окончил МГУ им. М. В. Ломоносова в 1954 году, а спустя всего 4 года опубликовал первую в Европе монографию по автоматизации программирования "Программирующая программа для БЭСМ АН СССР" (большой электронной счётной машины), которая сразу же была переведена и издана за рубежом. Эта книга стала настольной для будущих программистов во всём мире. В Музее истории вычислительной техники в Mountain View (США, Калифорния) собраны материалы о первом "детище" Ершова – альфа-трансляторе. Это была первая оптимизирующая система для реализации языков высокого уровня (ЯВУ). Несмотря на времена холодной войны, Ершов организовывал международные конференции, участвовал в издании советских и иностранных научных журналов. В 1965 году он стал членом Американской ассоциации по вычислительной технике, а в 1974-м – почётным членом (Distinguished Fellow) Британского вычислительного общества.
Архив академика Ершова оцифрован и находится в открытом доступе

В этом году знаменитому математику, создателю первых отечественных систем программирования, академику Андрею Ершову исполнилось бы 80 лет. По его инициативе в школах и вузах нашей страны начали преподавать информатику, а основанная им сибирская школа программирования до сих пор готовит высококвалифицированных программистов для мирового рынка труда.

– Программист номер один – так называли Ершова зарубежные коллеги, пионеры системного программирования Европы и США, – рассказывает хранитель архива Ершова в Институте систем информатики (ИСИ) СО РАН Ирина Крайнева. – Многие из новаторских идей и работ Ершова получили воплощение спустя десятки лет. А фабрика трансляторов Ершова на 30 лет опередила Software Factories Дж. Гринфилда, который считается идеологом проекта фабрик программного обеспечения.

Современный аналог программного проекта Ершова БЕТА (система .NET) появился в компании Microsoft лишь в 2000-х годах, а базовая идея системы АИСТ – интегрированного распределённого комплекса машин и терминалов – была одним из первых прообразов компьютерной сети.

– Работа над проектом АИСТ велась в рамках закрытой госпрограммы СССР и шла параллельно с американским проектом под эгидой DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) Агентства передовых оборонных исследовательских проектов Минобороны США, которое занималось разработкой новых технологий для вооружённых сил, – вспоминает директор Института систем информатики СО РАН Александр Марчук. – Я был тогда мальчишкой и не знал всех тонкостей, но то, что из нашего дома можно было работать через терминал с компьютерами на другом конце Академгородка, будоражило воображение. Ведь это ещё были времена, когда компьютеры называли электронно-вычислительными машинами, а с ними работали инженеры и программисты.

Одни постоянно чинили машины с оперативной памятью на лампах, не желающих работать дольше 15 минут, а другие переводили алгоритмы пользователей в абракадабру машинного языка.

Примерно так создавался и альфа-транслятор после переезда Ершова в Академгородок под Новосибирском в 1961 году. Тогда отдел программирования разместился в квартире жилого дома, а кабинет Ершова – на кухне.

Как и очень многие светлые головы советской науки, первые программисты СССР в начале 60-х годов пришли из оборонных направлений. А точнее "вырвались" в Академгородок под руководство Ершова уже после распределения по "ящикам".

– Три месяца мы продирались через бюрократические джунгли, – вспоминает организатор и первый директор Института систем информатики СО РАН, член-корреспондент РАН, выпускник МИФИ Вадим Котов. – Наконец, самый главный начальник в Госплане в кабинете, увешанном огромными картами СССР, попросил нас "честно признаться", почему мы хотим уехать из Москвы, куда хотят попасть все нормальные студенты, в Сибирь, да ещё на вдвое меньшую зарплату. Что-то, мол, тут не так. Мы стали взахлёб рассказывать ему про лабораторию программирования, про кофейно-кибернетический клуб (который, кстати, был предшественником знаменитого бардовского кафе "Под интегралом"), про весеннюю охоту, Обское море и Алтай. После чего он молча подписал нам распределение.

Программисты в те времена рассматривались как жрецы-посредники между ЭВМ и простыми смертными. Наука была заманчивой, но малопонятной, программирование, как всё новое и неосвоенное, нуждалось в особом методе агитации. Чтобы привлечь студентов НГУ в свои проекты, профессор решил прибегнуть к помощи… знаменитой ливерпульской четвёрки!

– Однажды, вернувшись из очередной зарубежной поездки, на лекции Андрей Петрович вдруг упомянул "Битлз", – вспоминает одна из его студенток, а позже сотрудница отдела программирования ИСИ СО РАН. – Их альбомы были большой редкостью, поэтому мы сразу пригласили лектора с новым диском на кофе в общежитие.

После прослушивания пластинки "Битлов" профессор предложил всем "записываться в программисты" и таким образом привлёк в свой отдел сразу 20 человек.

Ершов не только сам успешно проходил сквозь железный занавес, постоянно общаясь с зарубежными коллегами, но и приоткрывал его для своих сотрудников, приглашая иностранцев читать лекции.

– Перед студентами НГУ и сотрудниками Вычислительного центра Сибирского отделения Академии наук в 60-70-е годы выступал профессор университета Калифорнии Э. Фейгенбаум с лекцией по эвристическому программированию и специалист по разделению времени из Лондонского королевского колледжа, профессор С. Гилл, – рассказывает бывшая сотрудница отдела программирования ИСИ СО РАН Инесса Виткина. – Об инженерных вопросах нам рассказывал автор протокола OSPF Эдсгер Дейкстра, а изобретатель языка функционального программирования LISP Джон Маккарти, придумавший термин "искусственный интеллект", в 1968 году прочёл в НГУ курс по математической теории вычислений, на который приходили студенты со всех факультетов, чтобы просто послушать живую английскую речь.

Сидя в старом кресле академика Ершова, его ближайший коллега, профессор НГУ Андрей Берс показывает свой уникальный проект – рабочую станцию МРАМОР (Многофункциональное Рабочее Автоматизированное Место Обеспечения Разработок) для главной всесоюзной газеты "Правда".

– Здесь стояла операционная система, которая работала на семи маломощных процессорах трёх типов, – ни у кого в мире такой до сих пор нет, – объясняет Берс. – Кстати, все хорошо вам знакомые функции разметки, развёртки и другие, применяемые сегодня всеми пользователями персоналок, были созданы под руководством Ершова и только потом "уехали" за границу. К 60-летию СССР Андрей Петрович делал отчёт по проектированию типографских шрифтов на компьютере и затем поехал с ним в командировку, в США. А вернулся к нам этот отчёт уже в раскреплённом виде, поскольку ксероксы тогда "умели" копировать только отдельными листами. Андрей Петрович переживал, что отечественные разработки остаются невостребованными, тогда как на Западе этими технологиями занимаются очень активно.

В 1988 году в докладе Института инженеров электротехники и электроники США описали новое поколение персональных ЭВМ – их основные свойства почти полностью совпадали с характеристиками МРАМОРа, созданного в ВЦ СО АН на пять лет раньше.

"С опустошающим чувством бессилия я вспоминаю наши путешествия по коридорам власти, отвечающей за развитие советской вычислительной техники, которую мы пытались заинтересовать этим проектом", – писал Ершов в своей колонке редактора, в журнале "Микропроцессорные средства и системы". Нескрываемая обида на костную советскую систему и желание открыто сотрудничать с Западом не могли не отразиться на карьере 34-летнего Ершова, явно испытывающего некоторую эйфорию от предчувствия наступающей эры компьютеров.

– В 1965 году на конгрессе IFIP в Нью-Йорке Ершова пригласили участвовать в пресс-конференции, после которой в газете Electronic News появилась статья "Советский эксперт о советских компьютерах: недостаточно и не очень хорошие", – говорит Александр Марчук. – И хотя в тексте не было ни слова, раскрывавшего государственную тайну, Ершову предъявили самые серьёзные претензии. В архиве мемориальной библиотеки Ершова, в нашем институте, сохранился его ответ президенту Академии наук М. Келдышу. Эта история могла навсегда сделать его невыездным учёным, что неизбежно затормозило бы развитие программирования в СССР. Но аргументы в защиту были слишком сильны, а предложения по развитию международных связей описывали по-настоящему большие перспективы. Однако больше всего поразил исчерпывающий научный отчёт о поездке на трёхстах страницах с полной характеристикой новых языков программирования, вычислительной техники и подготовки специалистов в США. После такого ни у кого уже не могло возникнуть мысли, что Ершов напрасно ездил в Америку. Этот труд издали в виде книги небольшим тиражом и рассылали, руководствуясь специальным списком.

По словам коллег Ершова, его формула программиста один в один списана с портрета самого автора: "… Аккуратность бухгалтера, проницательность разведчика, фантазия автора детективов и трезвая практичность экономиста, а также способность к логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать всё что угодно из нуля и единицы".

Мария Роговая

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы