Рамазан Беданоков: "Современная школа должны стать прозрачной для обсуждения и принятия управленческих решений"
03 мая 2011 12:43
Министр образования и науки Республики Адыгея Рамазан Беданоков. Фото с сайта www.remote-teach.oworld.ru Заявленный Президентом России курс на модернизацию образования не мог обойти стороной российские регионы. Мы начинаем публикацию опыта внедрения в образовательный процесс передовых технологий и инновационных методик. Сегодня мы представляем Вашему вниманию интервью Министра образования и науки Республики Адыгея Рамазана Аслановича Беданокова, которое он дал газете "Современная школа России".
Рамазан Асланович! Зная о том, что Вы в своей деятельности много внимания уделяете проблемам молодежи, повышения качества жизни, просим рассказать, какой на Ваш взгляд должна быть современная школа России?
Современная школа России должна, с одной стороны, быть ориентирована на сохранение российских образовательных традиций, а с другой – на внедрение инноваций. Бесспорно, нам есть чему поучиться у Запада, но у нас есть свои достижения и наработки, есть традиции, от которых не стоит отказываться. Мы все часто слышим, что надо вернуть советскую школу, что она была качественная и хорошая. В этом есть доля правды. Но мы не должны забывать, что советская школа во многом держалась на идеологии. Наша задача – заполнить образовавшуюся пустоту в идеологии. И при этом надо понимать, что мир ушел вперед огромными семимильными шагами. Мы должны знать, для чего мы готовим ребенка, для какого будущего. Для того, чтобы соответствовать целям опережающего инновационного развития страны в современной школе дети должны больше учиться сами, а задача учителя – научить их учиться. Это заложено в новых стандартах общего образования.
Один из важных приоритетов образовательной политики в Республике Адыгея – совершенствование механизмов системы поиска и поддержки одаренных детей. Эта работа ведется в рамках реализации мероприятий республиканской и муниципальных целевых программ.
В республике ежегодно проводятся:
– диагностика и мониторинг развития одаренных детей, на основе которых функционирует республиканский компьютерный банк данных "Одаренные дети";
– I–III этапы всероссийской олимпиады школьников; республиканская олимпиада школьников по адыгейскому языку и литературе; научно-практические конференции "Сегодня – первые шаги, завтра – большая наука", "Наука. Природа. Человек" (исследовательские работы школьников в области биологии, экологии и охраны природы); различные интеллектуальные марафоны, игры, турниры, конкурсы "Умники и умницы", "Кенгуру", "Русский медвежонок", "Бульдог", "Совенок", "Инфознайка" и др.
В соответствии с федеральным рейтингом учащиеся Республики Адыгея принимают участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников.
По итогам участия в региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады и других конкурсных мероприятиях представители Республики Адыгея ежегодно становятся лауреатами премии Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи в рамках ПНПО, а наиболее отличившихся представителей молодежи республики, обладающих неординарными способностями и ярко выраженным талантом, имеющих выдающиеся успехи в учебе, научных исследованиях, спорте, получивших широкое общественное признание, награждают республиканскими премиями.
Кроме этого, в соответствии с Указом Президента Республики Адыгея школьникам и студентам учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования за особые успехи в обучении установлены и выплачиваются ежемесячные персональные стипендии в размере от 500 до 1 200 рублей каждая.
В республике основным образующим звеном в системе дополнительной углубленной подготовки школьников в области фундаментальных наук является РЭМШ – государственное учреждение "Республиканская естественно-математическая школа при Адыгейском государственном университете". Учебный процесс организован на базе ФГОУ ВПО "АГУ", преподаватели которого на шести отделениях (математика, физика, химия, биология, компьютерные науки, история и культура адыгов) проводят занятия, которые посещают более 1 000 школьников из всех муниципальных образований республики. Тесная интеграция с университетом – одна из основных особенностей работы РЭМШ. РЭМШ занимает одну из ведущих позиций на Юге России по работе с математически одаренными учащимися.
Сегодня современная школа – это школа формирования идентичности гражданина России; школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта; школа успешной социализации личности; школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей, развития одаренности; школа формирования здорового и безопасного образа жизни. И главное – современная школа должна постоянно развиваться и совершенствоваться.
В связи с этим, какие проблемы на сегодня наиболее остро стоят перед нашей системой образования? Что должно измениться в содержании образования?
На мой взгляд образовательная система требует финансовых вливаний, и очень больших, но они должны быть эффективно использованы.
Серьезнейшая проблема школьного образования – это кадры. Большинству учителей предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Раньше пересказа учебника оказывалось достаточно, чтобы заинтересовать ребят. Сегодня все мы купаемся в море информации. Дети из того же Интернета могут узнать больше, чем им расскажет любой учитель. Поэтому нужна новая формация учителей, которые смогут стать для ребят наставниками, духовными лидерами, проводниками в мире информации. Учителя сегодня должны уметь научить ребенка правильно выстраивать свою траекторию развития.
Очень серьёзная проблема – подготовка педагогических кадров. В связи с преобразованиями в системе образования, вузам и педагогическим колледжам предстоит серьезно модернизировать систему подготовки педагогических кадров в контексте требований ФГОС. Сегодня на первый план выходят такие слагаемые профессиональной готовности педагогов, как компетентности. Хотелось бы, чтобы будущие молодые педагоги пришли в школу не только подготовленными теоретически, но и обладая необходимыми практическими умениями и навыками.
Еще одна проблема: сможет ли школа правильно распорядиться д часами внеурочной деятельности? Есть риск, что это нововведение, как уже не раз бывало в истории реформ, станет дополнительной обузой, обязаловкой для учеников. Нельзя исключить вероятность того, что эти общеразвивающие, креативные часы могут превратиться в самые обычные уроки. Этого допустить нельзя, но и полностью предотвратить очень сложно. Тут я надеюсь на ответственность и понимание своих коллег.
В Республике Адыгея апробация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения началась именно с отработки механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся с 1 сентября 2009 года в 10 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. В основном к участию в апробации были привлечены учителя и школы-участники приоритетного национального проекта "Образование". Это объясняется тем, что органы управления образованием муниципальных районов и городских округов отбирали школы для участия в апробации по определенным критериям, одним их которых была "готовность" образовательного учреждения к апробации, принимали ли эти школы участие в других проектах, учитывалась также "мотивированность" педагогического коллектива и руководителя образовательного учреждения.
Занятия по внеурочной деятельности проводили учителя-предметники, учителя начальных классов, преподаватели учреждений дополнительного
образования. По результатам мониторинга число педагогов учреждений
дополнительного образования от общего числа педагогов, привлеченных к проведению внеурочных занятий, составило 17,5%. Преподаватели учреждений дополнительного образования привлекались в основном для проведения внеурочных занятий по таким направлениям, как спортивное, художественно-эстетическое, научно-познавательное.
В течение учебного года на базе школ, участвующих в апробации, Министерством образования и науки Республики Адыгея совместно с преподавателями АГУ был проведен цикл республиканских выездных семинаров по теме: "Внеурочная деятельность в школе – возможность реализации творческих способностей и интересов ребенка". Участники семинаров имели возможность познакомиться с опытом работы педагогов по организации внеурочной деятельности первоклассников. Они присутствовали на таких внеурочных занятиях как: "Занимательная риторика", "Арт-студия", "Основы хореографического искусства", "Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокалом", "Библиотечный клуб "Книжкина больница", "Формирование информационной культуры", "Экологический практикум "Моя Земля – мой Дом", "Волшебная кисть", "Бисероплетение", "Спортивные игры" и др. Все посещенные занятия получили высокую оценку участников семинара.
Необходимо отметить, что по сравнению с прошлым учебным годом в текущем учебном году доля общеобразовательных учреждений республики, участвующих в апробации стандартов нового поколения, увеличилась в 3,6 раза (2009 г. – 10 школ, 2010 г. – 36 школ), доля учащихся возросла в 10,5 раза (2009 г. – 591 чел., 2010 г. – 1470 чел.).
Среди проблем, стоящих перед системой образования, существует проблема взаимодействия родителей и школы. Я думаю, что эта проблем связана с кризисом, который в 90-е годы начался относительно того, кто, как и где должен заниматься воспитанием детей. Необходимо осознать, что воспитание в семье и воспитание в школе – не альтернативные вещи, и что, если школа воспитывает, а семья может не заниматься воспитанием детей – это в корне неверная установка родителей. Я сейчас не хочу говорить о том, почему так произошло, я констатирую наличие проблемы.
Введение ряда новых требований к содержанию программ, к организации образовательного процесса потребует новых нормативов, касающихся условий образовательной деятельности школы. Поэтому в стандарте появился новый компонент, отражающий требования к условиям обучения – финансированию школ, их материально-технической базе, уровню квалификации учителей.
Конечно, многое уже сделано по оснащению школ и улучшению их финансирования – значительно вырос уровень оснащения школ компьютерами, доступа к Интернету, обновляются учебные кабинеты. Но проблемы остаются, и введение нового стандарта – основы аттестационных и лицензионных требований – станет катализатором их решения.
Какие предметы, на Ваш взгляд, необходимо добавить в учебные программы общеобразовательных учреждений?
Я не вижу необходимости увеличивать число учебных предметов в учебных программах школ. Все мы знаем, что у наших школьников очень большая учебная нагрузка. С 1 сентября 2011 года первоклассники всей страны будут учиться по новому стандарту. В числе тех новшеств стандарта второго поколения, которые будут замечены большинством учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день. Организация внеурочной деятельности будет входить в обязанности школы и учителей, и у семей появится возможность выбора – дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку. При этом, учителя должны понимать, что внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки. Причины ухудшения здоровья, снижения работоспособности и быстрой утомляемости не в количестве часов, а в однообразии школьных уроков: по большому счету, дети на них занимаются одним и тем же.
Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
Способны ли новые стандарты образования решить стоящие перед системой образования проблемы?
Современные условия нашей жизнедеятельности требуют качественных и системных изменений в современном образовании, а средством этих коренных изменений и выступает федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нового поколения. Думаю, что эффективность новых стандартов как системы гарантий доступного и качественного общего образования будет определяться прежде всего тем, на сколько полно, своевременно и системно будут созданы условия для их реализации: осуществлено реформирование систем педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров, созданы новые организационно-правовые формы управления образованием и др., в каждом образовательном учреждении сформирован актуальный, соответствующий ФГОС уклад школьной жизни.
Новый стандарт – одна из самых серьезных реформ за всю историю современного российского образования. Не следует бояться того, что наши дети будут учиться по-другому, не так, как когда-то это делали мы. Они все равно будут учиться по-другому, потому что живут иначе. Им сложнее. Возможностей гораздо больше, поэтому и выбор приходится делать чаще. Если, организуя школу по-новому, мы сможем помочь им научиться выбирать осознанно и ответственно, уверен, мы добьемся успехов.
Сегодня все осознают, что благодаря нацпроекту модернизация образования в последние годы значительно продвинулась: школы получили новое оборудование, определены инновационные образовательные учреждения, осуществляется поддержка лучших учителей. Все отработанные за эти годы механизмы и в дальнейшем будут работать на развитие системы образования: новая система оплаты труда, где учитывается результат работы учителя, нормативное подушевое финансирование, участие общественности, контроль качества. Само время доказало их действенность и эффективность.
Какие шаги должно предпринимать государство для изменения социального статуса и увеличения престижа профессии учителя?
Действительно профессия учителя перестала быть престижной. К сожалению, сегодня выпускники педагогических вузов не стремятся преподавать в школе. Для решения данной проблемы следует прежде всего повысить оплату труда учителя. И в этом направлении уже предприняты определенные шаги Правительством Российской Федерации. Двадцатого апреля, представляя отчет правительства о проделанной за год работе в Госдуме Российской Федерации, Председатель Правительства В.В. Путин предложил ряд новых инициатив в сфере образования, в числе которых и повышение статуса школьных учителей. С первого сентября средняя зарплата школьных учителей будет повышена как минимум на тридцать процентов. Думаю, что такое повышение не должно стать очередной уравниловкой. Размер зарплаты должен напрямую зависеть от качества работы учителя. Платить надо не за процесс, а за результат. В связи с этим вопросам аттестации учителей в республике будет уделено особое внимание. Компетентность и неравнодушное отношение к делу будут цениться превыше всего.
Согласны ли Вы с доводом, что профессия учителя – самая важная и нужная?
Несомненно профессия учителя является самой важной для развития любого общества, для прогресса в любом государстве. Воспитание грамотной, всесторонне развитой личности, готовой к созиданию будущего республики и страны, – наисложнейшая задача, возложенная на учительский корпус. И тем значимее успехи наших педагогов, профессионализм и качество работы которых получают заслуженно высокую оценку на различных уровнях.
В Республике сложилась система моральной и материальной поддержки учительства. За последние 4 года 149 учителей (это почти каждый тридцатый) стали лауреатами конкурса лучших учителей страны и награждены денежными премиями по 100 тысяч рублей, 4 педагога награждены премией в 200 тысяч рублей из федерального бюджета, 38 учителей отмечены республиканскими премиями по 30 тысяч рублей, 9 — премией в размере 50 тысяч рублей. Ежегодно в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния приоритетного национального проекта "Образование", повышения открытости образования, общественного и профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, развития инноваций в образовании, распространения передового педагогического опыта проводится конкурс профессионального мастерства "Учитель года Адыгеи", победителям и призерам которого вручаются дипломы и премии Президента Республики Адыгея. Стали традиционными конкурсы педагогов-психологов, учителей родных языков, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. С 2010 года проводится конкурс преподавателей начального и среднего профессионального образования.
Двести сорок педагогических работников приняли участие в очных и заочных конкурсах профессионального мастерства в 2010 году, из них — 36 стали победителями и 77 — призерами.
В 2010 году 135 педагогов республики награждены отраслевыми наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, 2 педагога получили звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", 19 — "Заслуженный работник народного образования Республики Адыгея", 29 работникам образовательной сферы объявлена Благодарность Президента Республики Адыгея, 42 педагога получили благодарственные письма от имени Президента Республики Адыгея, 11 — грамоты Государственного Совета Хасэ Республики Адыгея. Кроме этого, 450 педагогов награждены грамотами и 50 — дипломами Министерства образования и науки Республики Адыгея, на премии и поощрения педагогов использованы денежные средства в сумме 1 миллион 600 тысяч рублей.
В рамках республиканского августовского совещания педагогических работников состоялось награждение денежными премиями и Почетными грамотами Министерства образования и науки Республики Адыгея учителей, подготовивших победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников и республиканской олимпиады по адыгейскому языку (31 педагог получил денежные премии и 106 — грамоты).
По инициативе Президента Республики Адыгея А.К. Тхакушинова третий год проводится финансовая поддержка муниципальных дошкольных образовательных учреждений на конкурсной основе. За это время из 126 дошкольных учреждений 30 были удостоены денежных премий на сумму 9 миллионов рублей (по 300 тысяч каждая). Эти средства направлены на приобретение мебели, игрового, оздоровительного оборудования.
Члены республиканского клуба "Учитель года Адыгеи" и лучшие педагоги республики принимают участие в мероприятиях по обмену опытом работы. Так, в 2010 году они стали участниками Ульяновского регионального образовательного Форума, выездного межрегионального семинара-совещания "Новая школа — это новые учителя" в г. Сочи, посетили творческие мастерские лучших школ и педагогов России, побывали на Праздничном вечере, посвященном Международному дню учителя в Кремле.
Большое внимание в республике уделяется и формированию позитивного образа учителя в общественном сознании, повышению общественного статуса и развитию профессиональной компетентности педагогов. Так, в течение 2010 года прошли встречи, круглые столы с представителями общественных организаций, педагогами Карачаево-Черкесской Республики, представителями вузов, СМИ.
Уверен, что педагогическое сообщество Адыгеи способно решить самые сложные, важные и большие государственные задачи.
Подготовка учительских кадров, повышение их квалификации, статуса учителя, всегда были в числе приоритетных направлений в деятельности Министерства образования и науки Республики Адыгея.
Школа – это живой организм, которому никак не обойтись без притока молодой энергии. Это понимают все. Символично, что именно в Год учителя Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал поручение реализовать специальную государственную программу по привлечению перспективных выпускников для работы в школе, выделив им двухгодичный грант на 500 тысяч рублей. Министерством образования и науки Республики Адыгея была поддержана инициатива Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации об осуществлении грантовой поддержки успешных выпускников вузов, которые изъявили желание работать в школах. В результате проведения конкурса в муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" п. Энем Тахтамукайского района направлен для работы молодой учитель физики, выпускник государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет".
В 2011 году реализация данной программы на республиканском уровне будет продолжена.
Что нужно сделать, чтобы российское образование стало прозрачным, эффективным и по-настоящему качественным?
В современной школе должна быть обеспечена прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений. В республике разрабатываются новые механизмы и формы общественного участия в управлении образованием, осуществляется их дальнейшее совершенствование и развитие. Так, в целях расширения общественного участия в управлении образованием и для обеспечения прозрачности системы образования, в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России ведется работа по подготовке Публичных докладов всех уровней сферы образования Республики Адыгея с их последующим опубликованием, в том числе и в сети Интернет.
Что нужно сделать, чтобы подключить к развитию системы образования все российское общество?
В последнее время усилился акцент на вопросах развития системы образования. Проблематика развития, инновации в образовательном процессе и в управлении образовательными учреждениями в течение довольно длительного времени остаются актуальными и не будут в ближайшее время ослабевать.
Выработка стратегии, постановка конкретных целей российской системы образования – все это невозможно сделать без учета мнений и ожиданий всего общества, поскольку образование является открытой системой. В Республике Адыгея ведется активная работа по расширению общественного участия в управлении образованием. За последний год практически вдвое увеличилось количество образовательных учреждений, в которых имеются структуры государственно-общественного управления, обладающие полным комплексом управленческих полномочий (в том числе по участию в оценке качества образования, реализации финансово-экономического и организационно-управляющего механизмов стимулирования педагогических работников): 2009 г. – 41%, 2010 г. – 77%.
В соответствии с полномочиями, определенными Уставами образовательных учреждений, органы общественного самоуправления участвуют в разработке и реализации концепции и программ развития школ, нормативных правовых актов, правил внутреннего распорядка, привлечении внебюджетных средств для развития учреждения, укрепления учебно-материальной базы, рассматривают вопросы обеспечения безопасности работников и обучающихся. Стало нормой участие представителей общественных институтов в аттестации педагогических работников, аккредитации и лицензировании образовательных учреждений, проведении ЕГЭ. Так, в 2010 году 114 аккредитованных общественных наблюдателей присутствовали при проведении экзаменов в каждом ППЭ (в 2009 г. – 93). Считаю, что привлечение общественности – это ресурс более эффективного управления школой в современных условиях.
Как Вы относитесь к внедрению инновационных разработок и интерактивных технологий в современную модель образования?
Современное образование сегодня невозможно представить без инновационных разработок. За последние годы участие в реализации приоритетного национального проекта "Образование" доказало всему обществу, что без применения информационно-коммуникативных технологий образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Современные реалии требуют от образовательного учреждения широкого внедрения в образовательный процесс организационных, дидактических, технических и технологических инноваций для реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки обучающихся. А это в свою очередь требует от преподавателей постоянного самообразования, освоения новых технологий, способов коммуникации. В этом педагогам республики оказывает постоянную методическую помощь АРИПК – государственное учреждение "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации". Информационно-методическое сопровождение повышения квалификации учителей осуществляется на сайте АРИПК. Большое внимание уделяется виртуальным проектам: Интернет-форумам, Интернет-семинарам, консультационным линиям по учебным предметам.
Министерством, органами управления образованием муниципальных районов и городских округов, их подведомственными образовательными учреждениями ведется активная работа по внедрению электронного школьного документооборота. Школы республики изучают и внедряют различные электронные системы: "NetSchool" ("Сетевая школа"), Дневник.ru, 1dnevnik.ru, "Электронный дневник учащегося" и др.
С целью популяризации новых информационных технологий, воспитания информационно-коммуникативной компетентности обучающихся регулярно проводятся районные/городские и республиканские олимпиады по информатике, организовано участие школьников в различных телекоммуникационных проектах, конкурсах, тематических неделях, викторинах и др.
В связи с вступлением общества в информационную стадию развития компьютерная грамотность стала одним из показателей образованности. В республике ведется системная работа по оснащению образовательных учреждений компьютерной и цифровой техникой за счет средств федерального, республиканского и муниципального бюджетов. Все общеобразовательные учреждения республики обеспечены круглосуточным широкополосным доступом к сети Интернет (со скоростью от 128 Кб/с до 512 Кб/с). Оплата трафика производится из республиканского бюджета в виде субвенции муниципалитетам, которая выделяется своевременно в необходимых объемах.
Рамазан Асланович! От лица редакции благодарим Вас за ответы и желаем Вам удачи в нелегком деле развития российского образования!