|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Альтернатива политкорректной не бывает22 апреля 2011 15:56
Что можно сказать об альтернативном проекте? Активное включение РАО в проблему "Стандарта" – шаг совершенно логичный. С одной стороны, речь идет о профессиональной чести: все-таки считается, что РАО – главный штаб педагогической науки в стране. С другой стороны, велика и цена вопроса: кто получит госзаказ и весьма немалые ресурсы на реализацию идей, заявленных в "Стандарте"? Этим определен прагматизм разработчиков РАО: альтернативный проект явно писался с целью привлечения возможно большего числа сторонников, что повышает его шансы на утверждение в качестве основного документа, определяющего будущее школы. Эта задача в основном решена. Проект представляет собой довольно умело и гладко написанный текст, призванный, в частности, снять резкую критику. Возмущенная общественность успокоится: набор традиционных предметов сохранен. "Реформаторы" тоже могут быть довольны: постулируется, что "Стандарт" исходит из незыблемости принятых в последние годы решений (ЕГЭ, подушевое финансирование; бюджетные, казенные, автономные учреждения; оплата труда в зависимости от качества обучения и т.д.). Представлены и идеи, высказанные в раскритикованном варианте: свобода выбора для ученика и школы, вариативность, профильная школа, интегрированные курсы; есть даже слово "компетентность". Более того, подчеркивается, что школа дает по преимуществу бесплатное образование: заявлена необходимость очень хорошей материальной базы, устанавливается высокая грань оплачиваемой нагрузки учителей – 46 часов в неделю. Принятый компромиссный подход открывает возможность выхода из очень неприятной ситуации. Дело в том, что при отсутствии утвержденного "Стандарта" повисают в воздухе и проект нового закона об образовании, и ЕГЭ, и многое другое. Поэтому скорее всего будет доминировать принцип политической целесообразности. После уже не слишком острого обсуждения согласительная комиссия объединит оба варианта в единый документ, который будет утвержден. Но кроме принципа политической целесообразности есть и интересы дела. Хочу обратить внимание на три очень серьезные угрозы, которые обозначатся при описанном сценарии. Во-первых, предложенный "Стандарт" нереализуем без серьезнейших обязательств государства. Так, ни интегрированных курсов, ни подготовленных к их преподаванию учителей нет. За лозунгом профилизации школы – огромная работа, которая, по существу, не начиналась, хотя эксперимент ведется с 2002 года. Речь идет об очень дорогой школе. Например, для того чтобы реализовать лишь одно из многочисленных требований "Стандарта" – требование о фонде школьной библиотеки, необходимо возродить систему учебного книгоиздания и книгораспространения, создать практически с нуля электронные библиотеки и т.п. Чтобы не уподобляться Манилову, "Стандарт" в том или ином виде можно принимать только в едином пакете с двумя документами: поэтапная программа действий на период до 2020 года и очень дорогостоящая программа финансирования. Готово ли государство Российское к принятию соответствующих обязательств в полном объеме? Во-вторых, требования, предъявляемые в "Стандарте" к выпускнику школы, нереалистичны в принципе. Речь идет, по-видимому, о полном (несколько сот!) собрании благих намерений, прописанных в самых высоких тонах и выражениях. Нереалистично поставленная цель – это очень большая опасность. Взгляд на "Стандарт" как на программу-максимум для школы – системная ошибка. Начинать нужно с программы-минимум, а тем более в условиях быстрого нарастания кризиса в образовании. Есть много прозаических вопросов. Почему дети плохо и мало читают? Почему они не умеют решать простейшие арифметические задачи? Почему нарастает массовая безграмотность? Почему "мы ленивы и нелюбопытны"? До этих элементарных вещей "Стандарт" не опускается. А с них и следовало бы начинать реформирование школы. Наконец, третья большая опасность состоит в том, что "Стандарт" (по определению) – это ключевой документ для аттестации учителей и школ. При отмеченном выше отсутствии конкретных результатов в обучении, допускающих ясные процедуры их достижения, открываются безграничные возможности и вольности интерпретации и полного произвола. Кроме того, продолжится и без того бурный рост производства бумаг и отчетов, якобы демонстрирующих качество работы учителя и школы. Убежден в том, что 20-летняя история безуспешных попыток создания "Стандарта" должна наконец привести к следующему выводу – пора прекратить сочинение слабоосмысленных проектов. Дискуссия о "Стандарте" должна перейти в иную плоскость: что делать, чтобы вывести школу из глубокого кризиса? Решающую роль в этой дискуссии должны играть не чиновники, политики и экономисты, а учителя и родители – пришло время их внимательно выслушать. Востребован не альтернативный проект "Стандарта", а альтернатива политике стандартизации в образовании. Природа человека такова, что границы применимости формализации и стандартизации в образовании крайне узки. Не следует их переходить.
Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |