|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Семейное обучение – давняя русская традиция21 апреля 2011 23:59
Сам термин "альтернативное образование" вызывает негативное отношение общества к нему. Как нечто напоминающее населению об альтернативной культуре и прочих "альтервещах". Сами альтернативщики обижаются на такое отношение, потому что многие положили на развитие своего дела целую жизнь, доказывая, как важно иметь в стране образование – иное, чем предлагает государство. Зачатки его появились лет 20 назад. И сегодня, спустя столько лет, выясняется, что ни власть, ни общество по-прежнему не готовы принять его на равных с государственным образованием. Причем абсолютно напрасно, констатировали участники обсуждения в Общественной палате. Если существующая госсистема репродуцирует прошлое, учит детей, не заглядывая в будущее, и по большому счету имитирует сегодня большей частью процесс познания, то альтернативное образование наоборот. Оно-то и дает ту индивидуальную образовательную траекторию, о которой так любят в последнее время говорить на самом высоком уровне. Сторонники альтернативного образования уверены, что построить провозглашаемое инициативой "Наша новая школа" индивидуальное обучение для ребенка в школе-комбинате (к чему мы так активно стремимся в последнее время) практически невозможно. Кстати, как раз накануне прошло заседание Минобразнауки России по развитию общего образования в РФ, на котором провозгласили, что главная цель государства в области школьной образовательной политики – "создание механизмов, способствующих раскрытию способностей каждого ученика". Достигнуто это будет через введение федеральных госстандартов. И подкрепят все материальными стимулами. Деньги придут в систему школьного образования в обмен "на обязательства и требования достижения системных эффектов". И среди показателей эффективности работы школы регионы сегодня видят... рост наполняемости классов учениками и снижение соотношения учителей и прочего персонала школ. Разумеется, индивидуально работать с учениками при росте учеников в классе едва ли получится. Но чиновники мыслят в иных категориях, полагая, что, собрав с помощью такой экономии деньги на приличные зарплаты учителям, они облегчат им быт и добьются тем самым высоких результатов их работы. Альтернативщики же полагают, что качество школьного образования может повысить только... конкурентная борьба за ученика. Что подразумевается под альтернативным образованием? Чаще всего имеют в виду обучение на дому и экстернат. Хотя домашнее образование – это действительно альтернативное обучение. А экстернат – все-таки больше форма контроля знаний. Так вот педагоги отмечают, что если раньше на альтернативное образование переходили в основном старшеклассники, то сегодня переводят на него уже и малышей. Но, говоря о домашнем обучении, нужно иметь в виду, что не все родители способны правильно построить это обучение. Хотя… справедливости ради надо отметить, что и не все учителя, имеющие специальное образование, подошли к своей профессии осознанно. Как люди приходят к мысли о нетрадиционном образовании? Как правило, в ходе тяжких размышлений о судьбе своего ребенка. Такие родители быстро находят единомышленников, и уже далее дело только за технологиями. Интерес к альтернативному образованию ярко проявляется в годы кризисные. Например, всплеск к нему в России случался в 1998 году и недавно в 2008 году. Почему – понятно: в кризис родители лишаются работы и могут больше времени посвящать детям. Будет ли всплеск интереса опять, и к тому же не зависящий от причины экономического порядка? Демографы прогнозируют обращение к нему в мегаполисах по причине появления в школах детей мигрантов, плохо знающих русский язык. И в то же время интерес к такому образованию должен будет появиться и у властей, как и понимание того, что строить новую экономику можно, только максимально стимулируя частные инициативы по развитию образования. Этот процесс будет болезненным для страны, заранее предупреждают исследователи темы. Пока власть занимается тем, что делегирует большую часть полномочий регионам. Вот и семейное образование передано на уровень муниципалитетов. Практика неудачная, говорили на заседании в Общественной палате. Ведь там "творят" в силу собственного представления о том, как это должно быть. В некоторых регионах, например, ребенка, находящегося на домашнем обучении, вызывают для проверки знаний в школу каждую неделю. В то же время не решен вопрос экстерната. Одно время звучало предложение четко упорядочить в законе, какая категория детей имеет право для получения образования экстерном. Против сужения рамок тотчас же выступили родители. Основной тормоз развития экстерната сегодня – трудности с получением лицензии. А передать дело рецензий только в руки чиновника – опасно. Коррупция не дремлет. На слушаниях в Общественной палате прозвучало предложение объединения сил сторонников альтернативных форм обучения. И обществу нужно привыкнуть к мысли – не важно, где учили, существеннее – каков в итоге получается результат. Пока для родителей принципиальней вопрос: где учить ребенка? В конце концов в России всегда было нормой, что начальное образование вполне уместнее получать в семье, чем в школе, убеждали на совещании в Общественной палате. Но матери сегодня не берут на себя такой труд, потому что не подготовлены к этому. А вопрос решаем. С помощью репетиторов и дистантных технологий. И еще одна деталь: охотнее идут на эксперименты с домашним образованием молодые родители, принимающие западный образ мыслей и поведения в обществе.
Ирина Юдина-Аликова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |