|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Отраслевую науку будут воскрешать в вузах11 апреля 2011 17:54
– Дискуссия о технологических "развилках" будет идти ближайшие месяцы. И те стратегии, которые будут разработаны [экспертной группой по обновлению концепции-2020], будут смешанными стратегиями. Но существуют некоторые инварианты. И их можно обсуждать уже сейчас, до принятия решений о формировании той или иной политики на следующие десятилетия. Я коротко расскажу о тех акцентах, которые делает министерство образования и науки в своей деятельности, в реализации инвариантных по отношению к развитию задач, которые сейчас мы видим перед собой. Прежде всего хотелось бы напомнить, что начинается третье десятилетие реформ. Первое – 90-е годы – в отношении науки и образования стало периодом консервации. Все пытались сделать что-нибудь полезное для того, чтобы эти отрасли не были потеряны. Закончившееся недавно десятилетие – переход к активной фазе развития науки и образования при не всегда понятных задачах. Сейчас, на пороге третьего десятилетия, достаточно ясно поставлена задача глубокой модернизации всей экономики. Образование и наука являются базой этой модернизации. Это другие задачи для сектора, и это несколько другая ситуация на глобальных рынках. Обратите внимание, что проблема высокой динамики развития сектора исследований и разработок и существенного отставания сектора образования – не только наша проблема. Последние годы в дискуссии с нашими коллегами в других странах мы её отмечаем. Сегодня мы понимаем, что эта проблема – одна из инвариантных по отношению ко всем "развилкам". Если мы хотим иметь базу для массовой модернизации, мы должны разумно использовать и возможности инновационного сектора – R&D – и сектора образования. Поэтому одним из основных акцентов нашей сегодняшней политики является совместное использование возможностей этих секторов. Второе. Несмотря на то что сегодня мы заявляем о массовой модернизации экономики, направления этой модернизации ещё неокончательно сформировались. И в реальном секторе спрос на продукцию образования и сектора R&D тоже не вполне сформировался. Активность нашего реального сектора в модернизации и переходе к новым технологическим укладам оставляет желать лучшего. Она далеко не соответствует тем задачам, которые ставятся на ближайшие десятилетия. Это мы тоже понимаем. И в развитии сектора образования и R&D второй акцент делаем на развитии интерфейса между этими секторами и секторами реальной экономики. В рамках этих двух акцентов и идёт формирование основных инструментов Минобрнауки в 2010 и 2011 годах. Коротко о том, что это за инструменты. Первое: сделан выбор в отношении развития высшего профессионального образования. Мы договорились, что идёт концентрация ресурсов на ядре ведущих университетов, прежде всего технологического профиля. В последние годы реализован целый блок мероприятий в этом направлении, и это расширяется сегодня. Ядро – это не только та статусная группа – исследовательские и федеральные университеты, МГУ и СПбГУ, но и ещё некоторое количество университетов, которые формально в эту группу не вошли, но точно являются лидерами в техническом образовании. На наш взгляд, они достаточно подготовлены для того, чтобы начинать процессы интеграции с лучшими технологичными промышленными компаниями. Мы хорошо понимаем, что потенциал нашего высшего образования в высокотехнологичной сфере за последние 20 лет был невысок, да ещё и утрачен. Очень важно для нас понимание всеми и того факта, что внутренних источников развития, тех источников, которые могли бы преодолеть двадцатилетнее технологическое отставание, в этих университетах очень мало. Это преодоление возможно из двух источников. Первый – те российские компании, которым удалось войти в разумное современное технологическое пространство. Второй источник – международное сообщество. Поэтому наш акцент в развитии университетов – расширение и углубление взаимодействия с этими источниками. Что мы для этого делаем? Основная группа инструментов – три постановления правительства (218, 219, 220). Из бюджета сейчас ежегодно тратится примерно миллиард долларов на поддержку ведущих университетов, на контакты с высокотехнологичными компаниями, на развитие инновационных площадок и привлечение международных учёных. В сумме около 30 миллиардов рублей. Но более важными мы считаем нефинансовые инструменты. Несмотря на все нарекания к крупным госкомпаниям, сегодня это всё-таки инструмент развития наших университетов. Одно из самых важных действий, которые мы предпринимаем сейчас, – работа по организации сотрудничества университетов и других научных организаций, в том числе академий, с этими компаниями. В августе прошлого года правительство приняло решение о подготовке компаниями 47 программ инновационного развития. Внутри этих программ выставлены специальные требования по взаимодействию с университетами. Сейчас мы заканчиваем совместную работу с компаниями и "соседними" министерствами по программам первых девяти крупных компаний. В рамках этих программ мы уже зафиксировали достаточно серьёзный рост взаимодействия с университетами. Объёмы работ, которые мы видим, сопоставимы с общим объёмом работ, выполняемых сегодня ведущими университетами для реального сектора экономики. Что мы хотим от этого получить? Новых людей в университетах, практиков. Хотим получить студентов, участвующих в реальных НИОКР компаний, чтобы все инженерные магистратуры и точно все аспиранты участвовали в прикладных работах этих компаний. Хотим расширения международного взаимодействия. Практически во всех наших инструментах мы требуем взаимодействия с международными компаниями и научными организациями. Сейчас мы предпринимаем целый ряд мер по изменению систем управления университетами, по введению в их наблюдательные советы представителей крупнейших компаний, передовых компаний. Будем дальше предпринимать меры по расширению полномочий наблюдательных и попечительских советов в вузах. Давать им возможность влиять на образовательные программы, на политику университета. На удивление активной оказалась работа по технологическим платформам. Мы развёртываем систему поддержки этих платформ. Уже начато взаимодействие с платформами по финансированию их проектов (на некоммерческой стадии). Мы начали работу по введению представителей техплатформ в группы по развитию наших университетов, их образовательных программ. Этот процесс тоже будет протекать необратимо. Мы ставим задачу динамичной общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, начинаем взаимодействовать с отраслями для реализации такой аккредитации. Хороший опыт с авиационной промышленностью, с "Роснефтью". Это взаимодействие с университетами для нас чрезвычайно важно с двух сторон. С одной стороны, мы пытаемся придать новый импульс их развитию, преодолеть накопившееся серьёзное технологическое и интеллектуальное отставание. Но мы пытаемся решить ещё и вторую задачу: собственно развитие сектора исследований и разработок и улучшение интерфейса с реальным сектором экономики. Хочу напомнить, что советский сектор исследований и технологий в значительной степени базировался на отраслевых НИИ. Их были сотни – за последние 20 лет мало что от них осталось. Фактически, наращивая усилия по развитию сектора R&D вокруг университетов, мы пытаемся восстановить необходимые для развития реального сектора компетенции, не восстанавливая заново отраслевую систему институтов, а концентрируя эти компетенции в основном вокруг университетов. В самих университетах, в инновационных поясах. Это совершенно осознанное движение и это не противопоставление сектору фундаментальной науки, работе по созданию крупных национальных исследовательских центров (НИЦ). Их создание – второй аспект нашей работы. Первым был создан Курчатовский институт. Это интересная модель, но не единственная. Мы вместе с нашими коллегами из отраслей ведём работу по созданию иных моделей по нескольким НИЦ. Именно такой баланс прикладной науки в крупных центрах и развития исследовательской базы университетов – важнейший манёвр в развитии сектора R&D. Это процесс не сиюминутный – не месяцы и не годы. Это поколенческий процесс. Наращивание потенциала требует точно одного научного поколения. Но хотелось бы сделать этот процесс необратимым. Такой манёвр мы видим единственно возможным при любых решениях и "развилках".
Стерлигов Иван
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |