|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Школьникам нужны "конкретные расклады"07 апреля 2011 17:27
Очередное заседание группы мониторинга доработки стандартов назначено на 15 апреля. По прогнозу ее главы, председателя комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, их утверждение будет отложено еще, как минимум, на месяц, а первая апробация, предположительно, состоится в 2013 году. Официальный же "релиз" намечен на сентябрь 2020-го. До той поры школы будут подключаться к эксперименту по мере готовности – при наличии желания, учебников, методических пособий, планов и подзаконных актов, которые отрегулируют новую систему до деталей. С деталями, впрочем, как выяснилось в ходе прошедшего на днях "круглого стола", по-прежнему туговато. Начиная с текста последней версии главного документа, который, как и его менее дружелюбные вариации, все еще "нуждается в упрощении". В том числе — идеологическом. По мнению президента Ассоциации негосударственных образовательных организаций России Александра Вильсона, требованиям, которые законодатель предъявляет к старшеклассникам, с натяжкой сможет соответствовать аспирант. "Вот пример. Базовый уровень: "Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдения за собственной речью", — цитирует он. — Очень важный параметр, но сложный для одиннадцатого класса". А "чтобы стандарт не выглядел как "моральный кодекс строителя коммунизма", его, — советует Вильсон, — нужно несколько приземлить". Максим Дулинов, заместитель министра образования и науки РФ, в ответ напоминает, что, как и обещал Андрей Фурсенко, обсуждение документа продолжится, "пока не будет найден максимальный консенсус по положениям". А резонанс, вызванный смелыми идеями законодателей, расценивает как тенденцию "очень отрадную": "общество обсуждает не только цены и тарифы, но интересуется и тем, как будет складываться наше общее будущее". На том же стоит Балыхин, с единственной оговоркой: "не нужно, — увещевает он, — слишком драматизировать ситуацию". Добились ведь сознательные граждане свободы для десятиклассников, которым ранние редакции стандарта запрещали учить физику одновременно с химией и биологией, ограничивая область познания естественных наук двумя дисциплинами. И соотношение обязательной и вариативной частей образовательной программы общими мольбами изменили до приемлемого "60 на 40", при котором относительно вольный в порывах школьник все же обязан освоить некую общую базу. Поскольку с деталями в стране, как уже говорилось, несколько напряженно, на вопрос, что именно будет включать в себя эта база и из каких величин в конченом итоге сложатся означенные 60 и 40%, эксперты ответить не смогли. Конкретные схемы, по словам Балыхина, еще предстоит доработать. Заместитель директора Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", профессор Павел Кашкаров предлагает кардинальное решение – ничего не менять. По крайней мере, в части естественных наук. Обращаясь к новаторам из Минобрнауки, ученый дипломатично выбирает будущее время: "Этот блок, мне кажется, должен стать обязательным". "Если излишняя вариативность, которую предлагают школьникам стандарты, приведет к тому, что центр тяжести сместится в гуманитарную область, то от этого пострадает и научно-технический прогресс, и наша обороноспособность, и многое другое, — опасается Кашкаров. — Поэтому здесь нужно еще раз подумать о том, какой блок предметов сделать обязательным". Кроме того, не закрыт вопрос об уровневости образования. Напомним, стандарт предлагает подросткам на выбор интегрированный (самый общий), базовый (тот, по которому учат сейчас) и профильный уровни. Такое разнообразие, по прогнозу профессора, "запутает людей". "Теоретически это, конечно, все интересно, но как все это будет реализовываться – трудно предвосхитить", — недоверчиво замечает Кашкаров, прибавляя, что "самые благие пожелания иногда оборачиваются самыми негативными последствиями". Зато ученый не против "комплексных" предметов: их как раз можно оставить, "сама по себе идея неплоха". "Мы сегодня наблюдаем конвергенцию как наук, так и технологий, — поясняет он. – Но не на примитивном, а на самом высоком уровне". Следуя логике современного развития, "дисциплины нужно интегрировать не на нулевом уровне, а на профильном". "Если человек в качестве профильного предмета выберет биологию, а физику и химию — нет, то это будет просто несерьезно, — продолжает профессор. – Естественнонаучный блок должен преподаваться так, чтобы у ученика складывалось целостное, а не фрагментарное представление о мире. Этот блок не стоит делить на какие-то отдельные профильные дисциплины. Да, предметное преподавание незыблемо, но учитель при этом должен владеть современной конвергентной идеологией: мир един, и человек, только чтобы понять его, разделил целостную картину на физику, химию и биологию". За подготовленность учителей поручился Максим Дулинов, которому последняя идея Кашкарова показалось "изумительной". Замминистра образования рассказал, что уже в этом году во всех федеральных округах откроются стажировочные площадки для педагогов, на базе которых организуют курсы повышения квалификации и начнут разрабатывать учебно-методические пособия для "стандарта нового поколения". Но ни это, ни загаданное премьером Путиным повышение учительского жалования на 30% не заполнит пробел, о котором экспертное сообщество заговорило с первых дней образовательной революции. Механизм реализации права школьников на выбор предметов и уровней до сих пор неясен. А значит, главное, по убеждению вдохновителей, благо проекта ничем не гарантировано. Смогут ли единственному физику в классе гуманитариев, равнодушных к волновой оптике, обеспечить индивидуальные свидания с предметником? Или последнее слово останется за школой? "Это как раз один из вопросов, которые мы поставили перед разработчиками и на которые они нам пока еще не ответили, — признается председатель мониторинговой группы Григорий Балыхин. — В принципе это вполне возможно. В малокомплектых школах, которые станут филиалами базовых образовательных центров, это может стать повсеместной практикой. Главный вопрос здесь – как экономически обеспечить право выбора предмета. По какой схеме платить зарплату учителям? Где их брать? Нужны конкретные расклады".
Дарья Миронова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеТасола
"права школьников на выбор предметов и уровней" – бред сивой кобылы...школьник не может знать чем он будет заниматься потом, он ещё формируется и интерес просыпается поздно. ИбБыли у меня такие гуманитарии в техническом вузе, которых силком запихивали в гуманитарные классы, поскольку в естественных классах мест не было... умные ребята, но фундамента нет...давить надо таких реформаторов Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |