Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Если школьник не говорит по-русски

22 марта 2011 22:30

Фото с сайта www.hmcity.ru
Фото с сайта www.hmcity.ru
Многие страны сталкиваются с проблемой обучения в общеобразовательных школах детей мигрантов, не владеющих государственным языком. Россия – не исключение.

На минувшей неделе в Москве завершилась Международная олимпиада по русскому языку для детей-иностранцев "О России по-русски". С конкурсными заданиями успешно справлялись около 300 ребят, радуя жюри своим словарным запасом, безупречным произношением и литературными познаниями.

Но одновременно в СМИ был поднят вопрос о том, что на самом деле в российской столице далеко не все благополучно со знанием русского языка. По данным Московского института открытого образования, более 20 тысяч школьников города имеют серьезные трудности с русским языком. "Бывают и такие классы, скажем, в начальной школе, где все дети не говорят по-русски", – отметил в интервью "Голосу России" ректор этого института Алексей Семенов.

Комиссия по делам национальностей и миграционной политике Общественного совета города Москвы собирается провести проверку в школах нескольких московских округов. Цель проверки – выяснить, насколько велико количество школьников, слабо владеющих государственным языком. Особенно тревожные сигналы поступают из образовательных учреждений Южного, Восточного и Юго-Восточного округов Москвы.

Мария Котовская, председатель комиссии, рассказала "Голосу России" о причинах, побудивших Общественный совет обратиться со своими предложениями в городской департамент образования: "К нам поступают постоянные жалобы о том, что в некоторых районах Москвы и Подмосковья количество детей, плохо знающих русский язык или вообще не говорящих по-русски, с каждым годом увеличивается, в результате чего возникает целый ряд проблем. Первая проблема – снижается общий уровень образования. Второе – учителя оказываются в невыгодной ситуации. На одного учителя падает обязанность не только обучать детей москвичей, но и подтягивать до определенного уровня знания языка малышей, которые практически не говорят по-русски. Это очень большая нагрузка".

"Вести" приводят рассказ учительницы, которую одна из родительниц слезно попросила взять в свой класс семилетнего мальчика по имени Валид. Ребенок недавно приехал из Азербайджана и очень плохо говорил по-русски. "Общались мы через старшую дочку, которая училась в 4 классе. И вот, 1 сентября он отказался заходить в класс и что-то кричал на своем языке", – описала происшествие учительница. Ребенка отвели в учительскую, он неделю не посещал школу, а потом мама привела его обратно. В итоге учительница вынуждена бесплатно давать ему дополнительные уроки русского языка.

Такая ситуация – не редкость в московских школах, прежде всего в тех, которые расположены возле крупных рынков. В них учатся дети не только из бывших советских республик, но и из Китая, Вьетнама. Особенно трудно приходится первоклашкам и их учителям. Такие дети мешают остальным проходить программу в установленное время. Только к четвертому-пятому классу иностранцы начинают говорить на русском языке на достаточно хорошем уровне.

Впрочем, бывают и исключения. Так, директор школы № 1741, заслуженный учитель РФ Павел Панкин в интервью "Голосу России" рассказал и о таком случае: "Девочка пришла в седьмой класс и в конце года она сдавала итоговое испытание – геометрию на русском языке. (Перед этим русского языка она не знала). В семье, правда, папа говорил по-русски, он приехал сюда на стажировку. Она выучила язык". Однако надеяться на то, что любой ребенок так же "разговорится" – наивно.

"Здесь нужны специальные программы, то есть русский как иностранный", – считает Павел Панкин. В качестве примера он привел РУДН, где взрослые студенты сперва изучают русский язык, а уж потом переходят к освоению своей будущей специальности. Для малышей это может быть школа раннего развития. По мнению директора, родителям-иностранцам, которые собираются отдать ребенка в первый класс московской школы, следует учить его не "каким-то общеучебным навыкам, чему школа должна учить, а учить русский язык – русские буквы, русские слова. Тогда он, придя в класс, не будет чувствовать себя некомфортно".

Специализированная дошкольная подготовка детей, не говорящих или плохо говорящих по-русски, проводится только в отдельных образовательных учреждениях. Для дополнительных занятий нужны дополнительные средства. А в обычных детских садах нередко работают воспитатели и нянечки, сами недавно приехавшие в Россию и с трудом говорящие по-русски. Общественный совет города Москвы предложил, в частности, срочно провести аттестацию воспитателей детсадов на знание государственного языка.

Обучение в школах большого количества детей, не владеющих русским языком, создает почву для межнациональных конфликтов, ведь "именно язык и культура являются тем цементом, той базой, на основе которых можно преодолеть межнациональную неприязнь", – подчеркнула Мария Котовская.

Единого мнения о том, как решить проблему билингвизма, с которой столкнулся мегаполис, пока не выработано. По мнению Марии Котовской, нужно "на базе общеобразовательных школ организовывать специализированные классы, в которых могли бы обучаться дети, которые плохо знают русский язык. Подобные дети должны обучаться по особым программам. После того, как дети нагоняют знания русского языка, их необходимо переводить в общеобразовательные классы, для того чтобы они вместе с остальными обучались по стандартным программам, принятым министерством образования Российской Федерации".

Результатом этих мер должна стать "интеграция детей, их глубокое вхождение в культуру и языковую среду россиян".

Ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов считает, что, объединяя детей в специальные классы по языковому признаку, можно только усугубить проблему. "Мы должны вести линию на интеграцию, на то, чтобы, скажем, 6-8 детей, плохо говорящих по-русски, ходили в один и тот же класс. После уроков с ними должен вести занятия их обычный учитель или кто-то из учителей начальной школы, кто уже обучен технологии работы с русским языком как иностранным", – сказал он.

Здесь есть два дополнительных аспекта: квалификация учителей и оплата их труда. Педагогов необходимо специально готовить к работе с детьми, не говорящими по-русски. Кроме того, по мнению Алексея Семенова, необходимо "принять законодательство на уровне региона, в соответствии с которым родители такого ребенка обязаны выучить его русскому языку до поступления в школу, а работодатель обязан оплатить эти расходы. У института есть большой опыт и подготовки учителей, которые занимаются такими детьми, и работы с детьми. Но, безусловно, это большие расходы".

В школах Москвы учится около 100 тысяч детей, недавно приехавших в город. Причем, по данным социологических опросов, около 37% юных москвичей негативно относятся к одноклассникам-приезжим. Программа толерантности, проводившаяся в учебных заведениях города в последние годы, судя по всему, провалилась. Решение языковых проблем столицы нельзя откладывать в "долгий ящик".

Нина Кайшаури

источник: РГРК "Голос России"

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы