Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 23 апреля 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Как повысить образованность наших детей

22 февраля 2011 18:13

Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Страна бурлит – все обсуждают реформу образования и, в частности, новый стандарт для старшей школы, протестуют против него и ругают правительство. Я тоже протестовала и ругала. Это сладостное занятие. Однако, как и любая протестная акция, оно создаёт ощущение, что только правительство во всех бедах и виновато. Но, увы, мы и сами изрядно постарались, чтобы "оглупить" наших детей, и, если положение не изменится, им не помогут даже дважды совершенные образовательные стандарты. И, поскольку разрешение любой ситуации следует начинать с поиска бревна в собственном глазу, давайте подумаем, что мы сами независимо от административных решений можем сделать для улучшения школьного образования – авторская колонка Натальи Резник.

Бросаем курить

О вреде курения знают даже курильщики. Просвещённость многих доходит до того, что они не позволяют своим детям баловаться сигаретой, объясняя отпрыску: "Тебе ещё рано". Что бы они, интересно, сказали, узнав, что их чадо закурило с первых дней внутриутробного развития? Пассивно, конечно. А как же эмбриончику не курить, если вокруг все дымят и присутствие беременной женщины мало кого смущает. Более того, курят и сами беременные, и мамаши над колясочками. Ещё лет 15 назад такая картина была редкостью, а теперь – вполне обычна. Если будущая мама этой привычки не имеет, она всё равно надышится табачным дымом на улице, в подъезде или даже в собственной квартире, если откроет окно.

Все слышали, что пассивное курение вредно, но не все представляют, насколько. Многочисленные опыты, проведённые над беременными крысами, показывают, что пассивное курение убивает клетки мозга эмбрионов. Потомство, родившееся от животных, чья беременность протекала в клубах табачного дыма, почти не способно к обучению. До какой степени тупизны должна дойти крыса, чтобы в небольшом замкнутом пространстве не найти кормушку с едой! А мы собственноручно ввергаем своих детей в такое же состояние, да ещё и деньги за это платим, причём немалые – сигареты-то подорожали.

Отдадим себе отчёт, что курение – не личное дело каждого, это угроза здоровью и умственным способностям нации, и отвести эту угрозу можем только мы. Потому что наше руководство, что бы оно ни заявляло, с курением бороться не желает, а желает оно увеличить доходы от продажи сигарет, иначе не появились бы на автобусных остановках табачные киоски. Так что, если мы не бросим курить и не перестанем терпимо относиться к курению в общественных местах, разговоры об образовательных стандартах скоро потеряют смысл: наши дети с грехом пополам будут осваивать физкультуру, при большом умственном напряжении – ОБЖ, а литература, действительно, станет уделом избранных.

Учим родному языку

Кстати, о литературе. Конечно, она должна быть обязательным предметом, но, требуя для неё такого статуса, мы упускаем из виду, что наши дети, увы, не читатели. Я сужу по школе, в которой учится моя дочь. Это вполне благополучное заведение с углублённым изучением английского языка и полным комплектом адекватных преподавателей. Так вот, многие отличники в этой школе, кроме учебников, ничего не читают. Не потому, что им некогда, а потому, что неинтересно. В свободное время они висят на телефоне, слушают музыку, часами общаются в "Вконтакте", смотрят сериалы. Литература их тяготит – и не только она. Большие сложности вызывают история, обществознание и география, то есть предметы, где требуется читать и пересказывать параграфы из учебника. По-моему, школьникам просто трудно освоить текст, объём которого превышает несколько предложений.

Вы спросите: как же эти отличники пишут сочинения и получают за них пятёрки? Так написать сочинение на стандартную тему можно, не читая произведения: учебника вполне достаточно. Но я подозреваю, что и учебник не все открывают. Когда школьникам предстоит классное сочинение, их предупреждают и разрешают на уроке пользоваться домашней заготовкой – развёрнутым планом. Дети приносят кипу листов и с них переписывают. Может быть, они скачали из интернета готовое сочинение – содержание листов учитель не проверяет.

Многим подросткам, оказывается, тяжело не только читать, но и осмысливать прочитанное, причём они отчаянно сопротивляются, когда их вынуждают это делать. Меня поразил случай, произошедший в седьмом классе на уроке обществознания. Дети писали маленький тест, в котором был вопрос: "Доверительные ли у вас отношения с родителями?" Этот пункт вызвал у многих, в том числе у вполне успевающих учеников, непреодолимые трудности, потому что не был разобран в учебнике и не предполагал наличия правильного ответа, который можно вызубрить. Похоже, семиклассники просто не соображали, о чём их спрашивали. Тут впору задуматься об элементарном знании родного языка, а вы говорите – литература!

Родной язык осваивают в первые годы жизни, следовательно, научить ему ребёнка – задача родителей. С ним с младенчества надо разговаривать, на прогулках ему можно сказки рассказывать, а дома непременно читать. А, когда малыш подрастёт, с ним нужно обсуждать прочитанное и увиденное, пусть он привыкнет формулировать мысли, а не только желания. И постепенно ребёнок полюбит чтение и освоит родной язык.

К сожалению, маму, разговаривающую с маленьким ребёнком, увидишь редко. Типичная картина такова: ребёнок с тупенькой мордочкой сидит в коляске, а его мамаша упоённо треплется по мобильнику. А дома дитятко передоверено телевизору или компьютеру. При такой системе воспитания вырастают маугли с минимальным запасом слов, из которых самое употребляемое начинается на букву "б". Кстати, упомянутые мною отличницы убеждены, что мат сейчас – речевая норма.

Освобождаем голову от жвачки

К сожалению, в результате родительского воспитания современный ребёнок приобретает много привычек, которые мешают ему учиться. Есть такой старый анекдот: "Для чего тебе голова? – Я ею ем". Голова современного школьника занята постоянно: чипсы, семечки, конфеты, пирожки, напитки. В перерывах – жвачка. Дети на каждой перемене несутся в буфет, а на занятиях дожёвывают. Один постоянно с мороженым приходит. И кто додумался продавать в школе мороженое? Еду ещё прячут, хотя бы символически, а прихлёбывают в открытую. Жвачка – жизненная необходимость. Если она вдруг закончилась, а запасной нет, отрок не успокоится, пока у кого-нибудь не выпросит. И неважно, что в это время идёт урок.

Но, как говорится, не хлебом единым. Для удовлетворения интеллектуальных запросов у современных школьников есть мобильный телефон. Они обмениваются sms, слушают музыку, играют – всё на уроке. И что, спрашивается, усвоит человек, голова которого беспрерывно занята едой, питьём и мобильником? По-моему, у них уже зависимость от всего этого. Но если сигарету, водку или наркотики ребёнок впервые пробует в дурной компании, то первую жвачку ему покупает мама: держи, деточка, жуй, ты у меня не хуже других!

К сожалению, многие взрослые уверены, что, раз школа не тюрьма и не казарма, в ней подобные вольности допустимы, а еду у ребёнка отнимать – вообще преступление. Пусть ест, если хочет. Но такая точка зрения порождает неуважение к школе, неуважение к учителю, а при подобном отношении никакой образовательный стандарт не впрок. Сейчас "наверху" идут разговоры о том, что всеобщее одиннадцатилетнее образование нам не нужно. Я думаю, отчасти они вызваны тем, что многие дети уже не в состоянии это образование воспринять вследствие общей непроходимости ума. А кто виноват? Мне, возможно, возразят, что это дело школы – учить и воспитывать. Но я не рискнула бы устраниться от воспитания собственного ребёнка и передать его совершенно посторонним людям.

А научить человека насильно нельзя – можно лишь дать ему возможность научиться. И только от нас зависит, смогут ли наши дети такой возможностью воспользоваться.

Резник Наталья

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы