Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 7 ноября 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Стандарты для стандарта

18 февраля 2011 21:56

Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Третий день обсуждения нового варианта федеральных государственных стандартов для старшей школы не прошел даром. В комментариях достаточно пробежать глазами заголовки: "Хватит экспериментировать над образованием", "Старшеклассники останутся без алгебры и геометрии", "Почему-то никто не обращает внимание на обязательный предмет – физкультуру", "Уважаемые родители, вам не жалко ваших детей?" и даже – оно должно было появиться – "Открытое письмо руководству страны".

Трудно предположить, какие придется подыскивать аргументы тем, кто еще выступает за подобное открытое обсуждение проектов тех или других законов, вполне вероятно, что полученный опыт заставит отказаться от этой практики – в пользу кулуарного обсуждения в кругу специалистов. А желающие смогут и дальше писать свои "за" и "против", но – вне пространства, которое предполагает обсуждение по существу, а не эмоциональные всплески по поводу.

Другое дело, что и по существу есть что сказать.

Отрадно, что в "базу", то есть в "основной набор", вошел русский язык. Вернее так: из предметной области "Филология" школьники в обязательном порядке должны выбрать либо "Русскую словесность" на интегрированном уровне, либо "Русский язык и литературу" на профильном или базовом уровне. Родной (нерусский) язык и литературу можно выбрать только дополнительно, "при желании". Правильно ли это? Не выйдет ли так, что при нынешнем возрождении национальных традиций школьник, к примеру, из Татарстана выберет родной язык в ущерб математике? Впрочем, в обновленном проекте, после полугодичных правок, математика пока не значится в списке обязательных дисциплин. Но министр образования и науки Андрей Фурсенко полагает, что это непременно случится и без обязательной математики федеральные госстандарты не обойдутся.

Тем, кто спрашивает на сайте Министерства образования про жалость к детям, призывает покончить с экспериментами в образовании, впору напомнить, как лет двадцать и больше тому назад нынешние тридцати– и сорокалетние завидовали ровесникам-американцам, но не в плохом, а в хорошем – в возможности в старшей школе выбрать предметы по душе. Наконец такая возможность – пока еще гипотетически, на горизонте – забрезжила и в России. Стоит спорить, обсуждать, обязательно обсуждать в первую очередь – список обязательных дисциплин. Расширить выбор "произвольных". Но – не отметать с порога. Выбор в конце концов едва ли не единственное замечательное завоевание демократии.

Пока, следуя тексту проекта федеральных государственных стандартов, обязательными для старшеклассников станут пять предметов: физкультура, ОБЖ, "Россия в мире", "Подготовка индивидуального проекта" и русский язык. Что такое "Россия в мире"? С чем ее едят? Эта наука, читаем в проекте, будет способствовать формированию российской гражданской идентичности обучающихся, "сформированности взгляда на мир с точки зрения интересов России", наконец – "сформирует способность противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам России". Фальсификациям, безусловно, надо всеми силами противостоять. Но разве опыт преподавания истории за последние сто лет не лишает уверенности в том, что историки и сами не всегда знали, какая правда требуется от них на новом витке развития? А что называть фальсификациями?

Для решения прочих важнейших задач вряд ли стоит придумывать велосипед, то есть в данном случае – новый предмет, поскольку с ними, только что перечисленными, в силах справиться русская литература или отечественная история. Если, конечно, не исключать их из обязательных предметов.

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы