Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 28 марта 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Все эти учебники взять и отменить

14 февраля 2011 23:12

Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
На семинаре в Государственном университете – Высшая школа экономики (ВШЭ) попытались понять, почему российские школьники "стремительно глупеют" в средней школе. Поводом для этого стали результаты наших школьников на двух международных соревнованиях – PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study – Международное исследование качества чтения и понимания текста) и PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). В первом из них наши младшие школьники – одни из лучших, во втором отечественные тинейджеры замыкают список.

Тесты PIRLS и PISA проверяют читательскую грамотность как способность понимать и использовать письменные тексты. Оба теста выделяют три группы читательских умений: первая – найти и извлечь информацию из текста, вторая – интерпретировать ее, используя контекстные знания, и третья – размышлять о сообщениях текста и оценивать их. Кроме этого, считается, что тест PISA проверяет, насколько тинейджеры готовы к переходу в большую жизнь. Кстати, как пояснил на одной из телепередач, посвященных обсуждению стандартов, автор стандартов и гендиректор издательства "Просвещение" Александр Кондаков, плачевные результаты международных исследований подтолкнули авторов стандарта сделать ставку на выделение в качестве предметов, обязательных для любого школьника, таких, как ОБЖ, "Россия в мире", физкультура.

"Во всем мире жизни школьника учат на примерах классической литературы", – заметил корреспонденту НГ ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, а в нынешнем стандарте оказалось незаслуженно мало места для русской литературы. "Русская литература – основное богатство, которое мы имели как нация, – подчеркнул он. – Сегодня же Чехова студенты за рубежом знают иной раз лучше, чем наши..."

Ректор МГУ удивился, что результаты международных соревнований сослужили такую плохую службу отечественному стандарту. "Мы готовим так, а они рейтингуют совсем по другим параметрам. Наш опыт показывает, что не стоит применять чужие методики оценивания, предназначенные совсем для другого уровня образования. Надо сравнивать по-глобальному. Что бы там ни говорили чужие рейтинги про наши вузы, я хочу напомнить всем: а кто сегодня трудится в многочисленных лабораториях Запада? Наши соотечественники".

Второй момент, на который сделал акцент Виктор Садовничий: опираться на результаты тестов PISA для составления собственных стандартов не стоит, потому что они не учитывают наш менталитет в подходе к обучению. В традициях нашего народа – сначала получить твердые знания, а потом определяться в профессии. В этом смысле ранняя специализация школьника – тоже сомнительное приобретение стандартов.

Вернемся к той части теста PISA, которая отвечает за читательскую грамотность. Ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования (РАО) Галина Цукерман, научный сотрудник Института развития образования ВШЭ Марина Кузнецова и директор центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Королева провели собственное исследование. Они совместили тесты PIRLS и PISA, построили методику "тяни-толкай" и с ее помощью измерили уровень грамотности детей в 4, 6 и 9-х классах. Оказалось, что между 4-м и 6-м классами в технике чтения не меняется почти ничего, а к 9-му классу она улучшается по отдельным показателям, но максимум на 15%.

Когда ученые внимательно исследовали тест PISA, то пришли к выводу, что есть группа вопросов, где российские девятиклассники все же оказались на высоте – это вопросы, в которых содержатся те же ключевые слова, что и в ответах, которые нужно найти в тексте учебника. И "виноваты" в этом… наши учебники. В них, по мнению Галины Цукерман, такой способ построения вопросов, что он настраивает на поиск ответа по ключевым словам, а не по мысли. То есть работает примерно, как поисковая система Интернета.

"Трудно сказать, что стоит за правильным, ожидаемым ответом на вопрос учебника – и ни учитель не узнает, что имеет в виду ученик, ни ученик не узнает меру своего понимания и непонимания текста", – прокомментировала результат Галина Цукерман. И добавила: "Наши учебники нельзя отредактировать – их можно только заменить. Остается надеяться лишь на хороших учителей".

Другие докладчики отметили, что после 4-го класса российские дети перестают вычитывать информацию из текстов учебников: в начальной школе есть таблицы, графики, диаграммы и прочее в текстах, хотя активно на уроках не используются. Зато с 5-го класса детей начинают этим нагружать, да еще и включать в тексты сложную терминологию. Естественно, это отбивает у ребенка интерес к учебе надолго. То есть опять все упирается в учебники.

Елена Герасимова

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

АГФ
16 февраля 2011 15:38

Где же это они увидели в учебниках начальной школы таблицы, графики, диаграммы и прочее? И потом, всё это приёмы наглядности, которые делают обучение проще и более запоминающимся. Поэтому их наличие не может отбить у ребёнка желание учиться. Наоборот, следует поощрять авторов учебников к их применению.

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы