Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 28 марта 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

СТАНДАРТный отчёт Андрея Фурсенко

09 февраля 2011 18:58

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Прошедший сегодня в Государственной Думе "правительственный час" выдался бурным. Глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко объяснил депутатам, что новые образовательные стандарты были неправильно поняты, рассказал, как надо реформировать систему распределения стипендий и сколько средств государство потратит на программы развития ведущих университетов страны.

В начале декабря прошлого года на сайте zakonoproekt2011.ru был размещён проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Количество комментариев к этому документу превысило 11 тысяч.

Согласно новым образовательным стандартам (ФГОС) для старшей школы, которые в пилотном режиме начнут действовать уже с 1 сентября 2013 года, в 9–11 классах будут четыре обязательных предмета и шесть блоков, из которых ученик сам сможет выбрать те дисциплины, которые пригодятся ему при поступлении в вуз. На вопрос депутатов, почему среди обязательных предметов нет математики и русского языка, ЕГЭ по которым сдают все выпускники без исключения, министр ответил, что проект стандартов был неправильно понят. "Изучение таких предметов, как русский язык, математика, весь курс истории, должно заканчиваться в средней школе, – уточнил Андрей Фурсенко. – Там (в новых образовательных стандартах – STRF.ru) обязательных предметов не 3–4, а 10–11. В рамках этих обязательных предметов есть математика, но разных уровней. Если человек гуманитарий, не надо ему изучать основы математического анализа. Идея новых образовательных стандартов нацелена на то, что ребята могут выбирать свой путь".

По мнению министра, в таком возрасте школьники уже достаточно взрослые, чтобы определиться с выбором будущей профессии, но только при условии, если в школе будет хорошо поставлена работа по профориентации. Для этого в работу необходимо включиться и психологам, и непосредственно специалистам различных отраслей экономики.

Что касается изучения национальных языков и культуры в некоторых субъектах Российской Федерации, которое, в частности, гарантирует закон о языках, министр отметил: "В новых стандартах прописано и требование ведения в школе не только чисто обучающей, но и воспитательной деятельности. В воспитательной деятельности мы оставили большую вариативную часть. Эта часть и может включить в себя региональные компоненты. Но решение о внедрении такой компоненты должно приниматься директором школы, родителями и учениками".

Фурсенко обратил внимание на то, что негативные результаты, опубликованные на днях ВЦИОМ (32 процента россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли) получены в рамках существующих стандартов.

"Их надо менять. Оставаться в том, что есть, мы не можем. Мир сегодня меняется – меняются стандарты. Почему в лидерах Скандинавские страны, Сингапур? Потому что они не боятся меняться. Мы тоже должны не бояться двигаться вперёд", – объяснил необходимость введения новых ФГОС Фурсенко. Однако он уточнил, что "пока не будут выработаны консолидированные решения по основным концептуальным положениям законопроекта, министерство не будет форсировать его принятие".

Что касается ЕГЭ, министр отметил, что в 2010 году, по данным ВЦИОМ, число тех, кто считает ЕГЭ процедурой, упрощающей поступление в вузы, выросло с 22 до 31 процента по сравнению с 2009 годом. Отношение к Единому государственному экзамену не меняется только у тех граждан, кто никакого отношения к ЕГЭ не имеет, полагает министр. По его мнению, введение ЕГЭ помогло создать эффективную систему борьбы с нечистоплотностью педагогов, которые выполняли экзаменационные задания вместо учеников. "Что касается сдачи тестов учителями, эти случаи отслеживаются, и люди наказываются", – сказал Андрей Фурсенко. Кроме того, он напомнил депутатам, что в прошлом месяце был принят федеральный закон по совершенствованию Единого государственного экзамена.

Рассказал министр и о планах совершенствования системы начального и среднего профессионального образования: "Мы предложили (не министерство, а эксперты), сохранив эти два направления, объединить их под эгидой среднего профессионального образования". В частности, он напомнил об эксперименте по созданию прикладного бакалавриата и адресной поддержке колледжей, профтехучилищ, техникумов.

Говоря о высшем и послевузовском образовании, Фурсенко напомнил, что в декабре 2010 года срок обучения в аспирантуре по техническим и естественно-научным специальностям был увеличен. К тому же с 1 сентября 2011 года повысятся стипендии аспирантов и докторантов до двух с половиной тысяч рублей и до четырёх тысяч рублей, соответственно. Тот же, кто пишет диссертации по техническим и естественно-научным специальностям, с 1 сентября 2012 года будет получать по 6 и 10 тысяч рублей. "Вопрос об отмене стипендий стоять не должен, – прокомментировал Андрей Фурсенко недавнее высказывание советника президента РФ Аркадия Дворковича. –

Механизм распределения стипендий не оптимален. У нас уравниловка. Наряду с увеличением стипендиального фонда режим распределения должен быть другим…

Надо уменьшить количество академических стипендий и увеличить их. Для того чтобы это происходило, надо дать больше прав студенческим советам".

Также министр рассказал о результатах действия 217-ФЗ, который позволил создавать хозяйственные общества на базе образовательных и научных учреждений. Так, за 2010 год появилось более 700 таких компаний, причём основная их часть – в вузах. "Это небольшие коммерческие организации численностью от 5–10 до нескольких десятков человек, но именно они предлагают широкий спектр технологий для возможного коммерческого использования", – подчеркнул министр. Однако практика применения 217-ФЗ говорит о необходимости его доработки: "На рассмотрении Государственной Думой сейчас находятся два соответствующих законопроекта. Первый из них направлен на предоставление права учредителям сдавать имущество в аренду данным обществам без проведения конкурсных процедур. Второй – на снятие запрета предоставления третьим лицам хозяйственными обществами прав использования результатов интеллектуальной деятельности, которые были внесены в их уставной капитал", – отметил Фурсенко.

По словам министра, к настоящему моменту одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов и 7 федеральных университетов, а также двух крупнейших университетов страны – МГУ имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. "Уже сейчас можно говорить о формировании в стране сети ведущих вузов, которые должны стать основой для новой эффективной высшей школы России", – отметил министр.

Всего на реализацию программ развития ведущих вузов страны в 2010–2012 годах запланировано потратить 69 миллиардов рублей, из которых 32 миллиарда направят на реализацию программ развития национальных исследовательских университетов, 27 миллиардов достанется федеральным университетам, 10 миллиардов – МГУ и СПбГУ.

"Те вузы, которые не выполнят взятые на себя обязательства, лишатся присвоенного статуса", – напомнил министр.

Отчитался Андрей Фурсенко и о поддержке инновационной деятельности в вузах: "Впервые мы предоставили средства на разработку технологий не напрямую самим вузам, а предприятиям, которые готовы заказать им работы при стопроцентном софинансировании со своей стороны". На сегодня поддержан 101 проект в объёме в среднем около 60 миллионов рублей в год на создание высокотехнологичного производства. Предприятия, участвующие в этой программе, в качестве вузов-партнёров выбрали 76 российских учебных заведений.

Что касается фондов поддержки науки, Фурсенко рассказал, что объём финансирования РФТР, РФФИ, РГНФ за последние пять лет не сокращался, а, наоборот, увеличивался. Если в 2006 году он составлял 6 миллиардов рублей, то в прошлом году – 10–11 миллиардов. Для улучшения условий работы фондов, закрепления возможности распределения ими бюджетных средств на конкурсной основе, в том числе посредством грантов, правительством внесён в Госдуму законопроект, который позволит определить особенности правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, их организационной структуры, установить единую систему налоговых льгот, а также определить требования к отбору фондами финансируемых проектов.

Говоря о финансировании отечественной науки в целом, министр подчеркнул, что, начиная с 2000 года, обеспечен рост расходов на науку за счёт средств федерального бюджета. Объём расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2006 годом увеличился в 3 раза (в 2006 году на НИОКР гражданского назначения было выделено 77,1 миллиарда рублей, в 2007 году – 105,5 миллиарда рублей, в 2008 году – 129,3 миллиарда рублей, в 2009 году – 166,2 миллиарда рублей, в 2010 году – 172,9 миллиарда рублей, в 2011 году – 227,8 миллиарда рублей).

Также министр отметил, что доля молодёжи в науке увеличилась. За четыре года реализации программы "Исследования и разработки" (с 2007 по 2012) в проектах приняли участие более 6 тысяч молодых учёных, в то время как за 5 лет действия предыдущей программы, ФЦНТП, количество молодых исследователей едва превышало 1600 человек.

Сейчас Минобрнауки России приступает к реализации новой пятилетней федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы. "В ходе её реализации мы планируем проводить комплексные проекты поддержки всех уровней образования. В программе впервые появился механизм поддержки регионов через субсидии. Пятая часть программы – это субсидии, предоставляемые регионам на конкурсной основе (из 54 миллиардов рублей федеральных средств программы 10,5 миллиарда расходуются на субсидии)", – рассказал министр.

Еникеева Альфия

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы