Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Российские учителя оказались чужими на празднике жизни

09 февраля 2011 18:21

Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Рост реальных зарплат в 2010 году, который Владимир Путин называл одним из главных достижений правительства, оказывается, не затронул многочисленные группы российских бюджетников, чьи заработки упали в реальном и даже в номинальном выражении. Так, учительские зарплаты во многих регионах в прошлом году заметно снизились. Усыхание зарплат происходило порой на несколько тысяч рублей в месяц. Такие удручающие данные о заработках в сфере образования были обнародованы вчера в Высшей школе экономики. Эксперты "НГ" считают падение учительских зарплат в России вполне закономерным: несмотря на громкие заявления о социальных гарантиях, власти уже давно взяли курс на сокращение финансирования образования в стране.

Во вторник в Высшей школе экономики директор Центра универсальных программ Наталья Типенко сообщила о результатах проведенного мониторинга оплаты труда российских учителей в 2010 году. В мониторинге приняли участие 77 субъектов РФ. По шести субъектам данных предоставлено не было – это Дагестан, Тува, Бурятия, Свердловская и Иркутская области, а также Москва.

Из результатов мониторинга можно сделать вывод, что в прошлом году зарплаты многих учителей подверглись серьезному сокращению, причем как в реальном, так и номинальном выражении. И произошло это вопреки официальной статистике, которая отрапортовала о значительном повышении среднемесячной зарплаты по всем видам экономической деятельности в номинальном выражении на 11,3%. В сфере образования, по данным Росстата, начисленные (номинальные) зарплаты выросли за год на 5,2%.

"Сравнение среднегодовой зарплаты учителей на 1 октября 2010 года со средней зарплатой за 2009 год показало рост только в 56 регионах. В 14 регионах зафиксировано снижение зарплат. При этом в 31 субъекте изменение заработной платы (как рост, так и падение) составило менее 500 рублей", – сообщается в докладе Центра универсальных программ.

Между тем среди субъектов, которые столкнулись с ухудшением качества жизни учителей, в 2010 году было отмечено четыре случая падения зарплат более чем на одну тысячу рублей. В большинстве же регионов, в которых наблюдался рост номинальной оплаты труда, зарплаты учителей стали больше лишь на несколько сотен рублей. Если учесть, что в 2010 году цены выросли в среднем на 8,8%, то номинальный рост зарплат даже на 1,3–1,5 тыс. руб. инфляцию практически не покрывает. Значит, с поправкой на инфляцию учительские заработки часто либо оставались на уровне 2009 года, либо сокращались. Рост зарплат учителей более чем на 1,5 тыс. руб. Центр универсальных программ отметил лишь в шести регионах.

Самое сильное сокращение зарплат учителей в 2010 году произошло в Удмуртии, Алтайском крае, Брянской, Пермской, Саратовской и – особенно – Томской областях. Наиболее заметным на общем фоне рост зарплат учителей оказался в Омской, Орловской и Новосибирской областях, а также в Карелии.

Независимые эксперты уверены, что падение учительских зарплат – это не случайное явление. "Особая государственная политика российских властей в сфере образования сегодня становится все более очевидной", – говорят экономисты. Суть этой политики, по словам ведущего консультанта компании "ФинЭкспертиза" Дмитрия Ширяева, заключается в экономии бюджетных средств на наименее защищенных категориях населения, "чье прогнозируемое возмущение можно относительно безболезненно игнорировать". В список таких категорий попали и учителя. Ситуация усугубляется, по мнению эксперта, пороками новой системы оплаты труда, бюджетными проблемами конкретных регионов и переводом школ на частичное самофинансирование.

"Учителя в своей массе не могут зарабатывать деньги самостоятельно, поскольку сегмент частных школ и репетиторства в России крайне ограничен из-за низких доходов большинства россиян, – рассуждает аналитик группы "Развитие" Сергей Шандыбин. – Рынок труда в сфере школьного образования почти весь контролируется государством. И государство как монополист здесь жестко демпингует". Аналитик добавляет: если применить к образовательным услугам обычный рыночный критерий – соотношение цены и качества, то мы увидим, что труд педагога в РФ недооценивается в 5–10 раз по сравнению с развитыми странами. "Государство искусственно исключает из среднего класса профессиональную группу учителей", – резюмирует Шандыбин.

"Для правильной оценки ситуации с зарплатами учителей важен анализ ранее принятых регионами решений по размерам зарплаты бюджетников. В докризисный период относительно благополучные регионы стремились повысить зарплаты бюджетников. А сегодня им сложнее удерживать и повышать имеющуюся базу", – добавляет начальник Управления заработной платы и доходов населения Института труда и социального страхования Сергей Горбарец.

В то же время часть экспертов предполагают, что в предвыборном 2011 году все-таки возможно некоторое повышение учительских зарплат. Однако скорее всего оно будет проведено в рамках перераспределения имеющихся средств. "Достаточно административного давления на руководство школ, чтобы премиальный фонд распределялся не столь откровенно в пользу администрации. Но такое повышение будет временным в отличие от прямого увеличения ставок", – отмечает Ширяев.

Горбарец напомнил: к компетенции правительства относятся вопросы оплаты труда работников федеральных учреждений. Оплата же труда основной массы учителей отнесена уже к ведению регионов и муниципальных образований. Однако правительство может выделить дополнительные ресурсы в помощь региональным бюджетам. Эксперт полагает, что вопрос о повышении учительских зарплат правительство вполне может рассмотреть во второй половине 2011 года.

Комментарии в Минздравсоцразвития и Минобрнауки вчера получить не удалось.

Анастасия Башкатова

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы