Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 25 апреля 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

В области культуры обещано разобраться

24 января 2011 22:51

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
Кажется, улаживается очередное недоразумение, возникшее в сфере российского законотворчества. Руководители федеральных министерств образования и культуры обещают выправить ситуацию, возникшую в связи с тем, что в проекте нового федерального закона об образовании оказались совершенно не учтены особенности творческих школ.

Данному вопросу было посвящено целое заседание объединенной коллегии Минобразования и Минкульта, состоявшееся в концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных. "Представление" действительно вышло далеко не скучным. Один за другим выступавшие доводили до сознания высокого начальства простую мысль: опять, как это часто уже бывало, при разработке нового закона из него "с милой небрежностью" выпало все нестандартное. И прежде всего, культура и искусство, хотя еще не факт, что только они.

Основных обсуждаемых тем было три. Сначала заговорили о положении детских творческих школ – прежде всего, музыкальных, которых больше всего по российским городам и весям. Как доложил директор Департамента науки и образования Министерства культуры РФ Олег Неретин, в стране более 54 тыс. детских музыкальных школ, в которых занимается около 1,4 млн детей, что составляет около 9% российских школьников. Из этой массы около 15% поступают в профильные музыкальные учебные заведения, — и этот-то показатель очень даже неплох. Увы, все остальные показатели куда хуже.

По новому закону, детские музыкальные школы отнесены к категории "дополнительного образования". И по логике вещей, это правильно. Беда в том, что в нашей стране, где вообще-то образование порядком бедствует, "дополнительному образованию" остаются уже совершенные крохи.

Так, средняя зарплата педагога музыкальной школы составляет 5 тыс. 670 рублей в месяц, — и шансов на ее повышение новый закон практически не дает. Большая часть педагогов пребывает в пенсионном и предпенсионном возрасте, молодых кадров очень мало. Дефицит педагогов составляет в среднем две вакансии на школу (как правило, маленькую). На оборудование выделяется 39 тыс. рублей в год, хотя даже один приличный музыкальный инструмент стоит гораздо дороже. У учеников стимулы отсутствуют, и лишь половина поступивших окончавает курс.

Как отмечали выступавшие, в том числе и министр культуры РФ Александр Авдеев, музыкальная школа деградирует, постепенно превращаясь "из заведения, где ребенок семь лет учится играть на скрипке, в кружок по интересам, где он полтора-два года слегка повышает свой эстетический уровень". Как отметил министр, некоторые музыкальные школы на коммерческой основе открывают "кружки кройки и шитья", которые быстро задвигают музыку на задний план. "Я не хочу обижать дома детского творчества, но мы другие", – заметила директор московской музыкальной школы имени Баха Ирина Домогацкая. Следом выступал директор московского Дворца творчества на Воробьевых горах Дмитрий Монахов, который заметил, что кружки по интересам – это тоже очень немало, и они тоже бедствуют. Министр культуры подтвердил, что в детстве с удовольствием ходил во Дворец пионеров на Ленинских горах, как он тогда назывался.

И вот, ко всему прочему, педагоги музыкальных школ с этого года лишились льготной пенсии, поскольку высокое начальство из Минфина и Минздрава разглядело их с высот и заметило, что они, некоторым образом, не шахтеры. Что, с одной стороны, верно, но… "Зайдите к педагогу-трубачу и послушайте, какой силы звуки, среди которых человек проводи всю жизнь", — напомнила Ирина Домогацкая. Портится слух-то.

Второй вопрос был – о средних творческих учебных заведениях. Он охватывает небольшое число людей и является как бы "элитарным". В России имеется всего 29 таких школ, вроде Центральной музыкальной или Центральной художественной (20 самостоятельных и 9 – при вузах), где учится в общей сложности около 5 тыс. 730 детей от 7 до 17 лет.

Естественно, там все совершенно особое, все подчинено жесткой жизненной логике, что играть на скрипке и рояле надо начинать с раннего детства, а балету надо учить с 10 лет, иначе мало что получится. Это создает целый ряд проблем – в частности, ребенок не сам выбирает профессию, а за него решают родители, волевым решением направляя его судьбу. Впрочем, кажется, никто из юных гениев скрипки, достигнув совершеннолетия, не пожелал переломить скрипку об колено и рвануть в шоферы. К тому же, и в этих школах преподаются в полном объеме общеобразовательные предметы.

Причем, как уверял один из выступавших, знаменитый артист балета Николай Цискаридзе, у них в балетном училище все преподавали отнюдь не для галочки. И сам Цискаридзе, по его словам, не только, скажем, на фортепиано хорошо играл (это понятно – это часть музыкальных дисциплин), но и по математике очень неплохо продвинулся.

Так вот, оказывается, не предусматривает новый закон столь ранней эксплуатации творческих способностей. А главное, не предусматривает он раннего отбора семилетних по природным данным – для таких маленьких детей конкурсный отбор запрещен. Николай Цискаридзе, глубоко благодарный своей балетной школе и обеспокоенный за ее судьбу, втолковывал со сцены, что так специализированно учить можно только особо одаренных и специально отобранных детей, — а иначе у нас просто не будет ни балета, ни музыки классической. Гений классики Цискаридзе даже трогательно сослался на гения самодеятельной пенсии Визобра, предупредив, что знаменитую песенку "А также в области балета мы впереди планеты всей" нам, возможно, петь уже не придется.

И третий вопрос касался творческих вузов. Здесь тема снова "расширяется": в стране действуют 45 вузов Министерства культуры, и еще в системе Минобразования кое-что есть, и занимается в них около 100 тыс. студентов.

И тоже масса проблем. Новый закон оставляет только два типа вузов: "институт" и "университет" (есть еще "колледж", но это только для бакалавров, и это непонятно, то ли вуз, то ли техникум). И чтобы статус университета получить, надо выполнить огромное количество требований – что опять-таки правильно. Творческие вузы, в которых мало ведется научной работы, мало защищается диссертаций, да и разнообразие дисциплин в одном вузе невелико – с формальной точки зрения, на университетский статус претендовать никак не могут. Правда, Московская консерватория смогла его получить, — а остальные, получается, не выше простого "института". А это значит – ни тебе, магистратуры, ни тебе аспирантуры, ни диссертационного совета, ни даже права самим себе преподавателей готовить.

А вот это, последнее – уже нонсенс. "Подготовить педагогов для себя можем только мы сами!" — объяснял собравшимся другой знаменитый артист, Олег Табаков, выступавший как руководитель Школы-студии МХАТ.

Министр культуры Александр Авдеев и заместитель министра образования и науки Сергей Мазуренко выслушали всех с чрезвычайной озабоченностью. И заверили, что никакого злого умысла по разрушению отечественной культуры и искусств не было, а налицо обычное недоразумение или упущение, какое часто бывает при написании законов. Будут приняты меры: закон проходит общественные слушания, и до его внесения в Государственную Думу в феврале его еще предстоит править, — а возможно, будут разработаны еще три дополнительных закона, дабы все нюансы учесть.

Вузам обещали посодействовать, — в частности, утвердить статус "ассистента-стажера" — молодого преподавателя, который может получить степень без написания диссертации как таковой, за собственно-творческие заслуги. Со средними школами тем более, все нормально будет. Педагогам музыкальных школ обещали посодействовать с льготными пенсиями и, по возможности, с зарплатой – хотя здесь посложнее, это уже во власти других ведомств.

Леонид Смирнов

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы