Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Кнут и пряник для Виктора Януковича

17 ноября 2006 22:34

политические игры
политические игры
В середине ноября исполнится 100 дней со дня победного возвращения во власть Виктора Януковича. За это, в общем-то, короткое время на Украине произошло немало интересных событий. Наметились и определенные тенденции в сфере российско-украинских взаимоотношений, которые по понятным причинам находятся в эпицентре внимания российских наблюдателей и экспертов. Главная политическая интрига сегодняшнего дня – судьба глав силовых и внешнеполитического ведомств: министров внутренних дел, обороны и иностранных дел, а также главы СБУ. Свое недовольство работой этих министров неоднократно высказывал сам премьер. Прежде всего, в отношении Бориса Тарасюка, который возглавляет украинский МИД.

Тарасюк по совместительству является одним из руководителей партии "Реформы и порядок", которая относится к умеренно-либеральному крылу украинского национализма. В период его пребывания главой МИДа отношения Украины и России заметным образом осложнились. В оппозиционных кругах и в среде русского движения Украины Тарасюка открыто называют политиком-русофобом и одним из самых ярых сторонников вступления в Украины в НАТО.

Фактически Тарасюк проводит самостоятельную внешнюю политику, не сообразуясь в этом с позицией своего непосредственного руководителя – председателя правительства Украины. В свете меняющихся отношений Украины с Россией и Западом (прежде всего, по линии Украина-ЕС и Украина-НАТО) иметь такого неудобного подчиненного очень накладно. Как отмечалось в СМИ, Янукович заявлял о том, что Тарасюк не может работать в правительстве из-за своих оппозиционных взглядов [1].

С возвращением Януковича в премьерское кресло в экономические отношения между нашими странами был внесен значительный элемент стабильности и определенности. Споры и конфликты (в том числе, в болезненной газовой сфере) возможны и даже вероятны и в дальнейшем, но с Януковичем всегда можно договориться. Повторение чего-то подобного "бензиновой войне" (при Юлии Тимошенко) или "газовой войне" (при Юрии Еханурове) при Януковиче в принципе невозможно. И дело не только в готовности Москвы идти на компромисс в интересах привычного для нее партнера-переговорщика. Правительство Януковича – самое профессиональное за всю историю независимой Украины. И, кажется, Москва постепенно учится разговаривать с ним на правильном и понятном языке, что и обеспечивает необходимый уровень стабильности. Единственно правильный принцип, которым следует руководствоваться во взаимоотношениях с украинскими партнерами, – национальный эгоизм. В данном случае это подразумевает экономические преференции (прежде всего, в вопросе о цене на газ) в обмен на внешне – и внутриполитические уступки. Об этом – чуть ниже.

Как известно, состоялось уже две встречи российского и украинского премьеров после повторного избрания Януковича. Последняя встреча прошла относительно недавно, в 20-х числах октября. Пожалуй, главный итог этих встреч – декларирование стратегического экономического партнерства двух восточнославянских стран. Частный итог – принятие решения о цене, объемах и условиях поставки российского газа на Украину. Как известно, цена составила 130 у. е. за тысячу кубометров. Как отмечалось в ряде российских СМИ, в обмен на это Украина обязуется выполнить следующие условия: провести референдум по НАТО, то есть надолго похоронить идею вступления в этот военный союз; не трогать российский Черноморский флот с возможностью пролонгации соглашения и после 2017 года; согласиться на посредничество Rosukrenergo и России при покупке туркменского газа; сохранять неизменными транзитные ставки для российского газа [2]. Пока трудно сказать, насколько реальны приведенные здесь сведения о якобы имевших место соглашениях. Если подобные требования с российской стороны действительно прозвучали, следует лишь порадоваться за наш МИД: наконец-то мы начали руководствоваться собственными национальными интересами. Правда, к этому списку требований необходимо добавить еще один не менее важный пункт: проведение референдума о статусе русского языка на Украине.

Мы убеждены, что $ 130 – достаточно разумная цена. Януковичу дали понять, что уровень цены будет зависеть от внешнеполитического курса Киева, который должен определиться: принести ли в жертву радикального антироссийского политика Тарасюка или же национальные интересы Украины.

Некоторые программные заявления Янукович уже сделал. Например, в отношении сроков пребывания российского Черноморского флота в Севастополе, заявив в интервью программе "Вести недели" о возможности пролонгации этих сроков и после 2017 года. Так же была заявлена готовность провести референдум о вступлении Украины в НАТО, против которого (референдума, а не вступления) активно выступают главы МИД, министерства обороны и президент Ющенко.

Правда, не следует односложно интерпретировать декларации и действия нынешнего премьера. Янукович – умеренно пророссийский политик, который в определенной мере является заложником пророссийских настроений на Украине. На политическом поле этой страны имеются политики, которые относятся к России с большей искренностью, и которые ставят стратегические цели на восстановление в той или иной форме союзного государства России, Украины и Белоруссии. Между тем, Янукович сделал ряд заявлений, вызывающих настороженность и известное недоверие со стороны России.

Тут нужно отметить, что "второе пришествие" Януковича во власть во внешнеполитической сфере фактически означает реставрацию политики Леонида Кучмы, которая основывалась на балансировке между Россией и Западом при несомненном крене в сторону последнего. Россия же использовалась как дойная корова, которую украинцы не стеснялись лишний раз унизить.

Во время недавнего визита в Брюссель Янукович поставил условием вступления Украины в НАТО проведение референдума. При этом он подчеркнул, что сегодня оно нецелесообразно, поскольку общественное мнение Украины пока не воспринимает идею евроатлантической интеграции. Действительно, по данным социологов, вступление в НАТО одобряет от 14 до 19 % граждан страны. В ряде своих интервью западным СМИ премьер однозначно заявил себя как принципиальный сторонник вхождения Украины в североатлантический альянс.

Явно прослеживается попытка усидеть на двух стульях: не испортить отношения ни с Россией (что чревато резким повышением цен на энергоносители), ни с собственным пророссийским и антинатовским электоратом, ни с западным истеблишментом. Вообще, раболепие и низкопоклонство перед Западом – родовая болезнь практически всех постсоветских элит, страдают ей и российские политики.

В отношении Евросоюза намерения украинской стороны в принципе остались неизменными: "регионалы", как и представители "Нашей Украины", всегда выступали за евроинтеграцию (но, в отличие от последних, против атлантической). Однако в этом вопросе невольным союзником России выступает сам Европейский союз, который на недавнем саммите ЕС и Украины в Хельсинки фактически перечеркнул надежды и обещания "оранжевой" власти ускорить процессы евроинтеграции. Так, после встречи с украинской делегацией председатель Еврокомиссии Баррозо заявил об отсутствии у Украины перспектив вступления в Евросоюз. Украина volens nolens оказывается в тесной связке с Россией, которая прилагает массу усилий, чтобы привязать ее к себе с помощью очевидных экономических интересов. В этом отношении украинскому Кабмину придется прислушаться к предложению Михаила Фрадкова и главы думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрея Кокошина скоординировать усилия двух стран на подготовке к вступлению в ВТО. Другой вопрос – насколько России и самой Украине нужно это вступление.

Если Россия будет проводить сбалансированную политику – и поддержка, и давление, добиваясь от Януковича обещанных политических уступок, мы сумеем удержать Украину в орбите своего влияния. Здесь, однако, имеется опасный подводный камень: неосторожная политика Москвы в отношении Белоруссии. Если мы оттолкнем Минск высокой ценой на газ, Белоруссия и Украина могут создать союз стран-транзитеров нефти и газа и с позиций монополиста диктовать условия уже самой России.

По большому счету, дело не в Януковиче. Захочет Россия обеспечить свои национальные интересы на Украине, ей не смогут помешать даже Соединенные Штаты, влияние которых отнюдь не тотально и которые своим поведением слона в посудной лавке множат антиамериканские настроения по всему миру. Но объективные возможности России минимизируются за счет субъективного фактора: отсутствия подлинно национальной и стратегически мыслящей правящей элиты. Наша нынешняя политика в отношении Украины демонстрирует пока очень робкие попытки перейти от ситуативности и несамостоятельности к стратегическому планированию и приверженности национальным интересам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Виктор Федоров

источник: Новая Политика

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы