|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Кнут и пряник для Виктора Януковича17 ноября 2006 22:34
Тарасюк по совместительству является одним из руководителей партии "Реформы и порядок", которая относится к умеренно-либеральному крылу украинского национализма. В период его пребывания главой МИДа отношения Украины и России заметным образом осложнились. В оппозиционных кругах и в среде русского движения Украины Тарасюка открыто называют политиком-русофобом и одним из самых ярых сторонников вступления в Украины в НАТО. Фактически Тарасюк проводит самостоятельную внешнюю политику, не сообразуясь в этом с позицией своего непосредственного руководителя – председателя правительства Украины. В свете меняющихся отношений Украины с Россией и Западом (прежде всего, по линии Украина-ЕС и Украина-НАТО) иметь такого неудобного подчиненного очень накладно. Как отмечалось в СМИ, Янукович заявлял о том, что Тарасюк не может работать в правительстве из-за своих оппозиционных взглядов [1]. С возвращением Януковича в премьерское кресло в экономические отношения между нашими странами был внесен значительный элемент стабильности и определенности. Споры и конфликты (в том числе, в болезненной газовой сфере) возможны и даже вероятны и в дальнейшем, но с Януковичем всегда можно договориться. Повторение чего-то подобного "бензиновой войне" (при Юлии Тимошенко) или "газовой войне" (при Юрии Еханурове) при Януковиче в принципе невозможно. И дело не только в готовности Москвы идти на компромисс в интересах привычного для нее партнера-переговорщика. Правительство Януковича – самое профессиональное за всю историю независимой Украины. И, кажется, Москва постепенно учится разговаривать с ним на правильном и понятном языке, что и обеспечивает необходимый уровень стабильности. Единственно правильный принцип, которым следует руководствоваться во взаимоотношениях с украинскими партнерами, – национальный эгоизм. В данном случае это подразумевает экономические преференции (прежде всего, в вопросе о цене на газ) в обмен на внешне – и внутриполитические уступки. Об этом – чуть ниже. Как известно, состоялось уже две встречи российского и украинского премьеров после повторного избрания Януковича. Последняя встреча прошла относительно недавно, в 20-х числах октября. Пожалуй, главный итог этих встреч – декларирование стратегического экономического партнерства двух восточнославянских стран. Частный итог – принятие решения о цене, объемах и условиях поставки российского газа на Украину. Как известно, цена составила 130 у. е. за тысячу кубометров. Как отмечалось в ряде российских СМИ, в обмен на это Украина обязуется выполнить следующие условия: провести референдум по НАТО, то есть надолго похоронить идею вступления в этот военный союз; не трогать российский Черноморский флот с возможностью пролонгации соглашения и после 2017 года; согласиться на посредничество Rosukrenergo и России при покупке туркменского газа; сохранять неизменными транзитные ставки для российского газа [2]. Пока трудно сказать, насколько реальны приведенные здесь сведения о якобы имевших место соглашениях. Если подобные требования с российской стороны действительно прозвучали, следует лишь порадоваться за наш МИД: наконец-то мы начали руководствоваться собственными национальными интересами. Правда, к этому списку требований необходимо добавить еще один не менее важный пункт: проведение референдума о статусе русского языка на Украине. Мы убеждены, что $ 130 – достаточно разумная цена. Януковичу дали понять, что уровень цены будет зависеть от внешнеполитического курса Киева, который должен определиться: принести ли в жертву радикального антироссийского политика Тарасюка или же национальные интересы Украины. Некоторые программные заявления Янукович уже сделал. Например, в отношении сроков пребывания российского Черноморского флота в Севастополе, заявив в интервью программе "Вести недели" о возможности пролонгации этих сроков и после 2017 года. Так же была заявлена готовность провести референдум о вступлении Украины в НАТО, против которого (референдума, а не вступления) активно выступают главы МИД, министерства обороны и президент Ющенко. Правда, не следует односложно интерпретировать декларации и действия нынешнего премьера. Янукович – умеренно пророссийский политик, который в определенной мере является заложником пророссийских настроений на Украине. На политическом поле этой страны имеются политики, которые относятся к России с большей искренностью, и которые ставят стратегические цели на восстановление в той или иной форме союзного государства России, Украины и Белоруссии. Между тем, Янукович сделал ряд заявлений, вызывающих настороженность и известное недоверие со стороны России. Тут нужно отметить, что "второе пришествие" Януковича во власть во внешнеполитической сфере фактически означает реставрацию политики Леонида Кучмы, которая основывалась на балансировке между Россией и Западом при несомненном крене в сторону последнего. Россия же использовалась как дойная корова, которую украинцы не стеснялись лишний раз унизить. Во время недавнего визита в Брюссель Янукович поставил условием вступления Украины в НАТО проведение референдума. При этом он подчеркнул, что сегодня оно нецелесообразно, поскольку общественное мнение Украины пока не воспринимает идею евроатлантической интеграции. Действительно, по данным социологов, вступление в НАТО одобряет от 14 до 19 % граждан страны. В ряде своих интервью западным СМИ премьер однозначно заявил себя как принципиальный сторонник вхождения Украины в североатлантический альянс. Явно прослеживается попытка усидеть на двух стульях: не испортить отношения ни с Россией (что чревато резким повышением цен на энергоносители), ни с собственным пророссийским и антинатовским электоратом, ни с западным истеблишментом. Вообще, раболепие и низкопоклонство перед Западом – родовая болезнь практически всех постсоветских элит, страдают ей и российские политики. В отношении Евросоюза намерения украинской стороны в принципе остались неизменными: "регионалы", как и представители "Нашей Украины", всегда выступали за евроинтеграцию (но, в отличие от последних, против атлантической). Однако в этом вопросе невольным союзником России выступает сам Европейский союз, который на недавнем саммите ЕС и Украины в Хельсинки фактически перечеркнул надежды и обещания "оранжевой" власти ускорить процессы евроинтеграции. Так, после встречи с украинской делегацией председатель Еврокомиссии Баррозо заявил об отсутствии у Украины перспектив вступления в Евросоюз. Украина volens nolens оказывается в тесной связке с Россией, которая прилагает массу усилий, чтобы привязать ее к себе с помощью очевидных экономических интересов. В этом отношении украинскому Кабмину придется прислушаться к предложению Михаила Фрадкова и главы думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрея Кокошина скоординировать усилия двух стран на подготовке к вступлению в ВТО. Другой вопрос – насколько России и самой Украине нужно это вступление. Если Россия будет проводить сбалансированную политику – и поддержка, и давление, добиваясь от Януковича обещанных политических уступок, мы сумеем удержать Украину в орбите своего влияния. Здесь, однако, имеется опасный подводный камень: неосторожная политика Москвы в отношении Белоруссии. Если мы оттолкнем Минск высокой ценой на газ, Белоруссия и Украина могут создать союз стран-транзитеров нефти и газа и с позиций монополиста диктовать условия уже самой России. По большому счету, дело не в Януковиче. Захочет Россия обеспечить свои национальные интересы на Украине, ей не смогут помешать даже Соединенные Штаты, влияние которых отнюдь не тотально и которые своим поведением слона в посудной лавке множат антиамериканские настроения по всему миру. Но объективные возможности России минимизируются за счет субъективного фактора: отсутствия подлинно национальной и стратегически мыслящей правящей элиты. Наша нынешняя политика в отношении Украины демонстрирует пока очень робкие попытки перейти от ситуативности и несамостоятельности к стратегическому планированию и приверженности национальным интересам. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Виктор Федоров
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |