|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Высшая школа России: спустя 5 лет13 октября 2010 13:00
Министерство образования и науки РФ разработало проект концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. Рассчитана она прежде всего на ведущие технические вузы страны. К 2015 году у них должен вдвое увеличиться объём заказов на НИОКР и во столько же возрасти выпуск высокотехнологичной продукции. Кроме того, ожидается, что к участию в исследованиях и разработках удастся привлечь не менее 35 процентов профессорско-преподавательского состава, а их среднестатистический индекс возрастёт хотя бы в полтора раза. Как объясняют авторы документа из Департамента стратегического развития, документ появился в связи с проводимой в стране технологической модернизацией экономики, что "в следующее десятилетие требует подготовки кадров с новыми компетенциями и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования". В качестве примера предлагается использовать модель глобального исследовательского университета (global research university), которая получила широкое распространение во всём мире и подразумевает, что университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании. Движение к модели глобального исследовательского университета происходит не только в странах, где учебные заведения традиционно служили основой национальной исследовательской и инновационной системы (США, Великобритания, Канада), но и там, где научная работа была сосредоточена в академических и отраслевых институтах (Германия, Франция, Финляндия). Начиная с 2009 года на этот путь вступила и российская высшая школа. Сформирована сеть национальных исследовательских университетов, создаются стимулы для развития инновационной и исследовательской деятельности во всех российских вузах. Авторы концепции подчёркивают, что исследовательская и инновационная деятельность для вузов – не только возможность привлечь дополнительные средства, но и важнейшая самостоятельная задача, без которой невозможно обеспечить качественный образовательный процесс. Одна из стратегических задач в концепции – развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную систему отраслевых НИИ. Такие организации должны обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой. В каждом университете должна быть сформирована инновационная инфраструктура. В органы управления вуза необходимо включить представителей академической науки и бизнеса с внятными полномочиями. Российские вузы должны найти пути построения взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватные рыночной экономике. Университетам следует усилить акцент на инновации в системе "вуз – предприятие", а не на подготовку кадров для компаний-партнёров. Чтобы развивать междисциплинарные исследования в вузах, необходимо укрупнять университетские структуры, а не усиливать специализацию и фрагментацию. В основе программ развития вузов должна лежать внешняя (в том числе международная) экспертиза научно-исследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления. Если раньше серьёзные научные исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых учёных из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей. Те профессора, которые не занимаются исследовательской работой и не имеют опыта участия в реальных производственных процессах, не начнут проводить передовые исследования, даже если им платить большую зарплату. Поэтому в основу кадровой политики необходимо положить принципы целевой поддержки наиболее продуктивно работающих учёных. Это следует делать в том числе с помощью новой системы оплаты труда, предполагающей более значительную дифференциацию зарплаты. Необходимо преодолеть традицию "инбридинга" – привлечения на работу собственных выпускников. Такую практику следует применять только в том случае, если выпускники получили опыт работы или степень в другом учебном заведении, научном центре или на предприятии. Ведущие исследовательские университеты должны выйти на международный кадровый рынок учёных, вовлекая в свою работу лучших мировых специалистов. Особая роль должна быть отведена обновлению практики научного руководства, координации курсовых работ студентов. Кардинально должна измениться аспирантура. Вслед за европейскими университетами и в интеграции с ними российские вузы нуждаются в создании современных центров подготовки высококвалифицированных специалистов, формировании нового поколения учёных, передаче лучших академических традиций и поддержании научной этики. В нынешних условиях становится бессмысленно учить детализированным производственным технологиям, постоянное обновление которых делает малоэффективным целый ряд традиционных дисциплин профессионального цикла. В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях. Авторы концепции определяют несколько заметных изменений в среднесрочной перспективе (до 2015 года): 1. Удвоение объёма заказов вузам (включая малые инновационные предприятия) на НИОКР со стороны реального сектора экономики; 2. Удвоение объёма высокотехнологичной продукции, выпускаемой малыми предприятиями вузов; 3. Обеспечение возможности стажировок в других вузах для 25 процентов студентов; Особые требования предъявляются к 50 ведущим вузам страны (НИУ, ФУ): – практика студентов проводится на предприятиях или научных организациях; – не менее 35 процентов профессорско-преподавательского состава участвуют в заказных НИОКР и работают в высокотехнологичных компаниях; – действует управляющий совет, 2/3 состава которого – представители работодателей местных и региональных администраций. У каждого совета есть ясные полномочия по влиянию на кадровую, финансовую и инвестиционную политику вуза; – среднестатистический индекс цитируемости профессорско-преподавательского состава вырос в 1,5 раза; – реализуются договора с зарубежными партнёрами по осуществлению образовательных программ или проведению исследований. Развитие исследовательской и инновационной деятельности в вузах не может стать результатом административного давления, считают в Минобрнауки. Следует ориентироваться на формирование системы стимулов для этой деятельности. Среди них: 1. Закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах (от 2 августа 2009 года, № 217). Уже открыто более 500 таких предприятий; 2. Конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов; 3. По поручению президента РФ ведётся работа по подготовке программ инновационного развития компаний с госучастием (акционерных обществ, госкорпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), предполагающих сотрудничество с российскими вузами по исполнению корпоративных планов НИОКР; 4. Механизмы оформления технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики; 5. Дополнительные средства господдержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций вузов выделены правительством России в рамках постановлений №№ 218-220; 6. Дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определённых Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России; 7. В Минобрнауки создан Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является поддержка развития исследовательской и инновационной деятельности вузов.
Департамент предлагает вузовским работникам принять участие в обсуждении проекта данной концепции. Предложения и замечания можно направлять по электронной почте PopovaSA
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |