|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Минюст особых полномочий21 сентября 2010 11:02
Указ Дмитрия Медведева внесет небольшую, казалось бы, правку в пункт 13 Положения о Министерстве юстиции РФ. Сегодня в документе сказано, что МЮ лишь "координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов". Теперь там появится фраза о том, что ведомство Александра Коновалова "осуществляет контроль за исполнением плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации". Появление новой функции Минюста, очевидно, поможет главе государства решить давнюю проблему неисполнения его поручений правительством. Этой теме, напомним, было посвящено июньское совещание у Дмитрия Медведева. Начальник контрольного управления и помощник президента Константин Чуйченко тогда сообщил, что, несмотря на некоторое улучшение ситуации, по-прежнему не выполняется в срок каждое пятое поручение. "В отношении должностных лиц, не обеспечивающих выполнение поручений, принимаются меры дисциплинарных взысканий. Работа продолжается, и мы ожидаем ее результатов", – заявил высокопоставленный чиновник администрации главы государства. Режим ожидания не вполне устроил Медведева, который потребовал от правительства в ближайшее время "предоставить список с указанием тех, кто виновен в нарушении сроков исполнения поручений". Перечень вскоре был передан в администрацию президента, а провинившиеся чиновники – наказаны. Усиление полномочий Минюста по части контроля над исполнительской дисциплиной правительства с одобрением воспринял глава Института современного развития Игорь Юргенс: "На своем опыте могу подтвердить – скорость прохождения документов в правительстве никогда не была высокой. Все эти согласования и проверки занимают кошмарное количество времени. Хорошо, что теперь появляется профессиональный координатор этого процесса. Таким образом министерство позиционирует себя неким институтом прогресса". Еще одна важная сторона проблемы – в комментарии юридического эксперта Совета Федерации Сергея Попова: "Существует около тысячи подзаконных актов, вовремя не представленных министрами. По этой причине не работают сегодня и сами законы. К примеру, принимается решение о выплатах инвалидам, но порядок этих выплат устанавливает правительство. А раз порядка нет, то и выплат тоже нет... За этим должен следить Минюст". Министерство должно будет урегулировать и скользкий вопрос о юридических дырах, которые образуются, когда Конституционный суд по тем или иным причинам отменяет действующий закон. Соответствующая норма в тот же момент перестает действовать, поясняет Попов, и в законодательстве образуется пробел: "В этом случае правительство должно в течение трех месяцев внести в ГД законопроект, после чего Дума в те же сроки обязана принять закон. Как правило, правительство убирает неприятную для себя норму, а потому и законопроект не торопится разрабатывать". Важность укрепления позиций ведомства Коновалова подчеркивает в беседе с корреспондентом "НГ" советник Конституционного суда Тамара Морщакова: "Во всех странах Минюст, кроме других функций, выполняет еще и законотворческую. У нас, к сожалению, этого никогда не было – с момента создания государственно-правового управления в администрации президента". Такая ситуация не кажется естественным бывшей судье КС: "Государственно-правовое управление, как и сама администрация, – структура при президенте, но не конституционный орган. Они могут выполнять личные поручения президента, но с какой стати это должно быть обязательным для других государственных органов?" Сегодня, утверждает эксперт, речь идет о создании "параллельного центра законопроектной работы... потому что для реализации законодательных инициатив президенту, очевидно, нужна какая-то самостоятельная структура". Однако, оговаривается Тамара Морщакова, важно, чтобы министерство "становилось контролером не по срокам, а по существу законопроекта": "Правительственные ведомства, как бы они ни были профессиональны, не могут обеспечить юридический контроль. Но если Минюст ограничится только сроками, это будет улучшение организационное, а не содержательное". Наши законы, с сожалением отмечает собеседница "НГ", "служат ведомственным интересам, но не правовым. Кто-то должен отвечать за правовое содержание законов. Во всех странах это делает Минюст. Усиление контроля со стороны президента возможно, если он будет использовать этот механизм именно таким образом".
Александра Самарина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |