Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Минюст особых полномочий

21 сентября 2010 11:02

Министр юстиции РФ Александр Коновалов. Фото Андрея Старостина с сайта www.bashvest.ru
Министр юстиции РФ Александр Коновалов. Фото Андрея Старостина с сайта www.bashvest.ru
В Министерстве юстиции России (МЮ РФ) подготовлен проект указа президента Дмитрия Медведева, наделяющего ведомство Александра Коновалова некоторыми новыми функциями. После подписания документа главой государства Минюст получит право контролировать правительство в области законотворчества. Эксперты "НГ" рассматривают новшество с точки зрения усиления президентского контроля за исполнением его поручений.

Указ Дмитрия Медведева внесет небольшую, казалось бы, правку в пункт 13 Положения о Министерстве юстиции РФ. Сегодня в документе сказано, что МЮ лишь "координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов". Теперь там появится фраза о том, что ведомство Александра Коновалова "осуществляет контроль за исполнением плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации".

Появление новой функции Минюста, очевидно, поможет главе государства решить давнюю проблему неисполнения его поручений правительством. Этой теме, напомним, было посвящено июньское совещание у Дмитрия Медведева. Начальник контрольного управления и помощник президента Константин Чуйченко тогда сообщил, что, несмотря на некоторое улучшение ситуации, по-прежнему не выполняется в срок каждое пятое поручение. "В отношении должностных лиц, не обеспечивающих выполнение поручений, принимаются меры дисциплинарных взысканий. Работа продолжается, и мы ожидаем ее результатов", – заявил высокопоставленный чиновник администрации главы государства. Режим ожидания не вполне устроил Медведева, который потребовал от правительства в ближайшее время "предоставить список с указанием тех, кто виновен в нарушении сроков исполнения поручений". Перечень вскоре был передан в администрацию президента, а провинившиеся чиновники – наказаны.

Усиление полномочий Минюста по части контроля над исполнительской дисциплиной правительства с одобрением воспринял глава Института современного развития Игорь Юргенс: "На своем опыте могу подтвердить – скорость прохождения документов в правительстве никогда не была высокой. Все эти согласования и проверки занимают кошмарное количество времени. Хорошо, что теперь появляется профессиональный координатор этого процесса. Таким образом министерство позиционирует себя неким институтом прогресса".

Еще одна важная сторона проблемы – в комментарии юридического эксперта Совета Федерации Сергея Попова: "Существует около тысячи подзаконных актов, вовремя не представленных министрами. По этой причине не работают сегодня и сами законы. К примеру, принимается решение о выплатах инвалидам, но порядок этих выплат устанавливает правительство. А раз порядка нет, то и выплат тоже нет... За этим должен следить Минюст".

Министерство должно будет урегулировать и скользкий вопрос о юридических дырах, которые образуются, когда Конституционный суд по тем или иным причинам отменяет действующий закон.

Соответствующая норма в тот же момент перестает действовать, поясняет Попов, и в законодательстве образуется пробел: "В этом случае правительство должно в течение трех месяцев внести в ГД законопроект, после чего Дума в те же сроки обязана принять закон. Как правило, правительство убирает неприятную для себя норму, а потому и законопроект не торопится разрабатывать".

Важность укрепления позиций ведомства Коновалова подчеркивает в беседе с корреспондентом "НГ" советник Конституционного суда Тамара Морщакова: "Во всех странах Минюст, кроме других функций, выполняет еще и законотворческую. У нас, к сожалению, этого никогда не было – с момента создания государственно-правового управления в администрации президента". Такая ситуация не кажется естественным бывшей судье КС: "Государственно-правовое управление, как и сама администрация, – структура при президенте, но не конституционный орган. Они могут выполнять личные поручения президента, но с какой стати это должно быть обязательным для других государственных органов?"

Сегодня, утверждает эксперт, речь идет о создании "параллельного центра законопроектной работы... потому что для реализации законодательных инициатив президенту, очевидно, нужна какая-то самостоятельная структура".

Однако, оговаривается Тамара Морщакова, важно, чтобы министерство "становилось контролером не по срокам, а по существу законопроекта": "Правительственные ведомства, как бы они ни были профессиональны, не могут обеспечить юридический контроль. Но если Минюст ограничится только сроками, это будет улучшение организационное, а не содержательное". Наши законы, с сожалением отмечает собеседница "НГ", "служат ведомственным интересам, но не правовым. Кто-то должен отвечать за правовое содержание законов. Во всех странах это делает Минюст. Усиление контроля со стороны президента возможно, если он будет использовать этот механизм именно таким образом".

Александра Самарина

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы