Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 24 апреля 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

В Россию за знаниями

20 сентября 2010 11:29

Фото Алексея Калужских с сайта www.ng.ru
Фото Алексея Калужских с сайта www.ng.ru
Китай занимает первое место в мире по числу молодых людей – а это почти 800 тыс. юношей и девушек, обучающихся за границей, главным образом в развитых странах Запада и Востока. Правительство КНР поощряет учебу молодежи за рубежом, рассматривая подготовку высококвалифицированных кадров, владеющих всем арсеналом современных знаний, как одно из самых приоритетных стратегических направлений в модернизации Китая.

России достается от этого мощного миграционного потока лишь небольшой ручеек – 20 тыс. студентов, и в списке наиболее привлекательных для китайцев стран она находится за пределами первого десятка. Оно и неудивительно: страна растеряла свой научный и образовательный потенциал, не в состоянии обеспечить выпускникам вузов достойные условия жизни. Не способствует повышению ее рейтинга и установившаяся у нас атмосфера ксенофобии, доходящей до угрозы личной безопасности представителям небелых рас. Еще один барьер создает трудный для изучения русский язык.

Остается только вспоминать о том, что в 50-е годы прошлого века знакомство Китая с новейшими достижениями науки и техники происходило именно в России.

Однако и в наши дни на учебу в российских вузах есть в Китае свой постоянный и притом растущий спрос. Он стимулируется интенсивным двусторонним экономическим сотрудничеством, порождающим потребность в хорошо подготовленных кадрах. Второй стимул – сохранившийся в России относительно высокий уровень некоторых технологий, которые Китай хотел бы перенять. Существует и чистый интерес к самой России, стране с яркой самобытной культурой, чья историческая судьба тесно переплетена с судьбой самого Китая.

Обучение в России обходится дешевле, чем на Западе, – около 4–7 тыс. долл. в год, а то и меньше, что по карману сравнительно многим китайским семьям. При поступлении в российский вуз не требуется сдавать экзамен по русскому языку – достаточно предъявить свидетельство об окончании в КНР средней школы или высшего учебного заведения, после чего можно начать учебу на подготовительном языковом факультете. Эти обстоятельства играют решающую роль для определенного числа молодых китайцев при выборе места учебы.

Занимаются китайские студенты усердно, продолжая, можно сказать, традиции, заложенные их дедами – студентами, обучавшимися в Советском Союзе в 1950-е годы. Преподаватели российских вузов отмечают: "Китайские студенты на редкость трудолюбивы. Чтобы успеть выполнить задание, они могут отказаться от обеда, могут ночь не спать. Они редко выходят погулять, занимаются все свободное от лекций время, занимаются даже в праздники".

В материальном отношении китайские студенты живут, говоря в целом, достаточно скромно, не позволяют себе излишеств, нередко ограничивают себя в расходах на бытовые нужды. Немалая часть студентов так или иначе совмещает учебу с работой, от случайных подработок до регулярной работы по найму полный рабочий день в качестве торговых служащих, переводчиков, гидов и т.п. до собственного бизнеса. Подработки широко распространены среди магистров и аспирантов – постоянных авторов объявлений о поиске работы в газетах китайской диаспоры. Кому-то приходится помогать родственникам, и, наоборот, кто-то сам пользуется их помощью.

К сожалению, многие китайские студенты, приезжая в Россию с плохой языковой подготовкой или вообще без нее, слабо усваивают русский язык и здесь, на подготовительных курсах, а это мешает им должным образом освоить профильные предметы и стать полноценными специалистами. В опросе, который мы провели среди китайских студентов в Москве и городах Дальнего Востока, лишь треть (!) респондентов заявили, что хорошо усваивают вузовскую программу.

Это невеселое положение дел объясняется несколькими причинами. Во-первых, пониженный барьер для иностранцев, поступающих в российские вузы – скромная плата за обучение и отсутствие экзаменов по языку, – оказывает не лучшее влияние на контингент абитуриентов. Китайские специалисты сами отмечают: "Учеба в России – это выбор выпускников со слабым аттестатом и детей из семей с невысоким заработком… Большинство из уезжающих в Россию – те, кто не сумел сдать экзамены в вуз".

Во-вторых, китайские студенты живут в плотной языковой изоляции от российских однокашников. Зачастую в учебных группах рядом с китайскими студентами нет русскоязычных. Подавляющее большинство китайских студентов проживают в российских студенческих общежитиях, но лишь единицы живут в одной комнате с русскими. Трудно сказать, какая сторона и в какой мере отвечает за возникновение этого невидимого барьера, но, по всей видимости, не последнюю роль здесь играет то обстоятельство, что китайские студенты не стремятся осесть в России, в отличие, скажем, от США.

Главное же – приходится признать, что качество обучения русскому языку в российских вузах не всегда и не везде находится на должной высоте. Приведем в качестве примера выдержки из интервью китайскому репортеру студентки МГУ по имени Чжан Хань. "В подготовительной группе собрались студенты из Италии, Венгрии, Чехии, Кореи и других стран. Друг друга мы не понимали и общаться не могли. Преподаватель говорил то по-русски, то по-английски. Но, как он ни старался, как ни помогал себе жестами, никто не понимал, о чем он говорил и чего хотел от нас, какие давал задания". Дальше девушка рассказывает о том, как в непривычной обстановке, сталкиваясь на каждом шагу с разного рода бытовыми трудностями, она впала в отчаяние и несколько раз собиралась бросить учебу и вернуться домой…

Может показаться парадоксальным, но, несмотря на дефекты полученного образования, китайские выпускники без работы не остаются: очевидно, спрос на них достаточно велик. Поэтому в массе своей они считают, судя по результатам нашего опроса, что поехали учиться в Россию не зря, почти половина из них готова работать в России, еще треть хочет жить в Китае и приезжать в Россию по делам.

Исходя из расчетов на дальнейшее развитие тесного партнерства с Россией, Китай выражает намерение шире пользоваться услугами российских вузов. Он хотел бы довести численность китайских граждан, обучающихся в России, до 35–40 тыс. человек ежегодно. Создается, однако, впечатление, что Китай больше заинтересован в расширении объемов и повышении качества обучения своих студентов в России, чем сама Россия. Во всяком случае, не надеясь на партнера, он уже начал развивать сеть собственных так называемых подготовительных баз для учебы в России с упором на изучение русского языка. Такие базы открылись в нынешнем году в Харбине и одном из городов Внутренней Монголии. А это означает, что российские вузы – и не только вузы – упускают свой шанс.

И университеты, и государственные ведомства США и Западной Европы, Канады и Австралии проявляют живейшую заинтересованность в привлечении иностранных студентов, в том числе китайских. По их примеру и нам не стоило бы пренебрегать возможностями пополнения бюджетов наших вузов, а главное, не стоит забывать, что сегодняшние китайские студенты завтра станут нашими партнерами в бизнесе, науке, политике, и тогда от их решений будет зависеть многое важное для нас. Нужно добиваться, чтобы больше китайской молодежи приезжало к нам учиться, чтобы здесь они получали высококлассное образование и становились нашими друзьями.

Александр Георгиевич Ларин – ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы