Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 25 апреля 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

ПэТэУнизация всей страны

14 сентября 2010 12:39

Фото Александра Шалгина с сайта www.ng.ru
Фото Александра Шалгина с сайта www.ng.ru
Я, человек уже немолодой, в промышленности и в высшей школе тружусь более 50 лет. Но не перестаю удивляться тому, что говорят, а главное, что делают наши руководители с высшим образованием и "народным" хозяйством, для которого высшая школа должна готовить специалистов.

Похоже, в верхах существует мнение: первична – высшая школа, а "народное" хозяйство, экономика, ее структура, ее потребность в специалистах – вторичны. А как иначе понимать суждение, высказанное на последнем Госсовете, посвященном профессиональному образованию, президентом Дмитрием Медведевым о том, что в России переизбыток инженеров и дефицит рабочих и техников, выпускников ПТУ и техникумов.

Это какое-то по отношению к реальной жизни в стране перевернутое представление. Не инженеров много, и не рабочих и техников мало, а в стране за последние 20 лет произошла беспрецедентная деиндустриализация экономики. Страна отброшена из 4-го технологического уклада (перерабатывающие отрасли, транспорт всех видов, электроника, химия, легкая промышленность и т.д.), не перешла к 5-му технологическому укладу (нано-, био-, инфо– и другие прорывные технологии), в то время как развитые страны осваивают и входят уже в 6-й технологический уклад (технологии знаний, синергизм технологий, резкое повышение качества жизни).

Естественно, что коль скоро в России нет современной промышленности, значит, нет нужды ни в инженерах, ни в техниках, ни в рабочих. Стратегия модернизации должна заключаться не в бесконечной, бездумной реорганизации высшей и средней школ, а в незамедлительном воссоздании на новом витке технологического развития промышленности.

Без современной индустрии, перерабатывающих отраслей, в том числе и нефте-, газо-, углехимии, а может, и торфохимии, все инновации в виде нано-, био-, инфотехнологий останутся на полке или уйдут за рубеж. Все эти замечательные инновации, страстным поклонником, пропагандистом и разработчиком которых я являюсь, – это только обязательная приправа к основной индустрии, которая сделает ее современной, соответствующей 6-му технологическому укладу. Кто быстрее войдет в этот уклад и воспользуется его преимуществом, тот и преодолеет экономический глобальный и региональный кризисы.

И как можно совершить эту сложнейшую очередную технологическую революцию без инженеров, а только с выпускниками Сколково, пэтэушниками?! У меня нет никакого неуважения к этому очень важному кадровому рабочему сословию. Но без инженеров не будет оригинальных технологий, приборов, машин и аппаратов, даже если все купим на нефтедоллары за рубежом. Технологии, оборудование, заводы освоить без квалифицированных отечественных инженеров, только силами ученых из элитных, но пока не работающих центров (Сколково, Курчатовский институт) и пэтэушников не удастся.

Есть опыт СССР, когда проходила индустриализация в 20–30-е годы прошлого века (американские технологии и заводы); хрущевская химизация народного хозяйства (60-е годы) на основе технологий из ФРГ, Японии, Англии, Голландии и косыгинская закупка итальянского "Фиата". Все это потребовало большого числа отечественных инженеров и технологов в первую очередь и управленцев им в помощь – во вторую. Высшая школа получила заказ и мощный импульс для развития и для того времени и условий справилась с задачей. Другими словами, экономика первична, а образование ее обслуживает.

Дмитрий Анатольевич Медведев предлагает приглашать западных специалистов, как это делали Петр Великий в широком масштабе и Сталин в виде исключения. Но в петровской России и в молодой советской России действительно был чудовищный дефицит квалифицированных кадров всех уровней. Сегодня же ситуация совершенно иная. Если чем и располагает пока Россия, так это интеллектуальным потенциалом, научными школами вузов и государственных академий. Чудовищной ошибкой будет не воспользоваться этим и не создать условия для того, чтобы научные школы не исчезли и подготовили инженерные и научные кадры.

Конечно, позвать из-за рубежа специалистов можно, и послать на стажировку за рубеж талантливую молодежь тоже можно и нужно. Но "на ловлю счастья и чинов" в основном откликнутся и приедут люди авантюрного склада, кто не нашел себя в зарубежной жизни. А инженеры точно не поедут, квалифицированные – они повсюду востребованы. А те, кто не востребован, – они и здесь не нужны.

Президент напоминает, что до революции многие учителя были иностранцы. Да, но стоит ли этим хвастаться? Из классической литературы (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой) мы можем судить о профессионализме этих учителей ("французик" из Бордо). Слабых и средних учителей у нас и своих хватает.

Относительно учебы наших студентов в зарубежных университетах, так это свершившийся факт. Значительная часть детей нашей элиты уже обучается в западных университетах и далеко не всегда возвращается. В Лондоне – любимом городе нашей элиты, постоянно проживают более 200 тыс. граждан России. Пусть Дмитрий Анатольевич попробует пригласить их в Россию проводить модернизацию.

Оба руководителя нашего государства – Дмитрий Медведев и Владимир Путин – получили гуманитарное, конкретно – юридическое образование. В их понимании современного мира, как мне кажется, сильно недостает понимания значимости современных технологий (в широком смысле этого слова). Для понимания их роли необходимо получить естественно-научное, инженерно-физическое или инженерно-химическое образование или получать постоянные консультации ведущих специалистов в этих областях, а не только великих экономистов, которые не смогли ни предсказать кризис, ни помочь наметить пути выхода из него.

Герман Евсеевич Кричевский – профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ, эксперт ЮНЕСКО по высшему химико-технологическому образованию.

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы