Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 26 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Административная система РФ не способна работать с соотечественниками и диаспорами

28 октября 2006 15:58

Глеб Павловский, Президент Фонда эффективной политики
Глеб Павловский, Президент Фонда эффективной политики
Из выступления Глеба Павловского, Президента Фонда эффективной политики на пресс-конференции по теме: 'Всемирный конгресс соотечественников: Русский мир как новая политическая реальность', АиФ, 27 октября 2006 г.

Я не буду рассказывать про сам Конгресс соотечественников, вы все о нем знаете. Это традиционное для нас, более представительское мероприятие. В этом году конгресс важен тем, что на нем Путин изложил новый подход к формированию политики в отношении соотечественников, политики, которой до сих пор не было. У нас уже пятнадцать лет существует политическая риторика, которая очень дружественна в отношении соотечественников, но она бесполезна для них. Бесполезна потому, что не учитывает особенность русской диаспоры в современном мире и особенность взаимодействия России со своей собственной диаспорой.

Проблема состоит в том, что Россия имеет гигантскую диаспору пропорционально своей реальной численности. Например, китайцы имеют очень большую диаспору, очень заметную во всем мире. Но 50 млн. человек по отношению к населению Китая – это примерно 3%. А Россия имеет диаспору, сопоставимую с ее населением. Обычная ее численность, 30 млн. человек, – это треть населения страны. Еще одна особенность России в том, что наша диаспора сформировалась в течение очень короткого времени в результате крушения и исчезновения нескольких государств. Наша диаспора возникала как группа выживших при кораблекрушении. Иногда человек становился диаспорой в силу того, что государство оставило его за своим бортом в результате соглашения. Например, Беловежское соглашение: человек сам никуда не уезжал и не собирался уезжать, и не давал никому права переселять его в другую страну. Но, тем не менее, это происходило. В течение более десяти лет Россия представляла собой странный промежуточный транзитный коридор, в котором присутствовало несчитанное и принципиально не считаемое нашей административной системой число людей. Наша административная система не замечает человека, если ему не присвоен административный статус. И первое президентство Путина не сильно изменило ситуацию, только в последние годы начала меняться политика в отношении диаспор. Безработных у нас значительно больше, чем людей, имеющих статус безработного, беженцев в разы больше, чем людей, имеющих статус беженцев.

В России с начала 90-х годов начало формироваться государство, в котором присутствовали гигантские массивы людей, не включенных в государство ни политически, ни социально. Это люди, включенные экономически, и, как правило, теневым образом. В итоге возникла парадоксальная ситуация. Государство, вроде бы, дружественно по отношению к соотечественникам, все наши правительства без исключения посылали сигналы дружбы, любви и признательности, и приглашение соотечественникам возвращаться. А на деле вся административная система не заточена под работу ни с приезжающими соотечественниками, ни с диаспорами за рубежом. Они, приезжая, без своего желания приобретают статус нелегальных эмигрантов, просто потому, что система не может их легализовать. Возникает ситуация, когда граждане страны относятся к своим соотечественникам очень приязненно только на расстоянии. Когда они приезжают, их рассматривают как нелегальных эмигрантов, более того, как нелегальных эмигрантов рассматривают даже граждан России, приехавших из другого региона.

И эта раздвоенность, эта административно-политическая шизофрения превращает нашу политику в ситуацию коммунальной квартиры, когда члены семьи не в состоянии урегулировать свои проблемы, потому что в этой же комнате живут соседи, развешивают свои кальсоны, варят борщ, некоторые просто вытаскивают кошелек. Это делается беззлобно, просто потому, что все живут в неправовом пространстве. Новизна предложенной Путиным политики состоит в признании реальности, в которой находится Россия. В признании ситуации нескольких диаспор России, которые не очень-то дружат между собой. Есть старые диаспоры Российской империи, есть диаспоры советские, а есть диаспоры и постсоветские, возникшие в результате разного рода выдавливания, вытеснения русских или меньшинств из одних постсоветских государств в Россию. Еще один важный фактор: всем известно, какая проблема в Европе с нелегальной эмиграцией. Но на всю Европу нелегальных эмигрантов меньше, чем на Россию. Это число колеблется между 10 и 15 млн. в Евросоюзе, и в России оно такое же. Европа установила очень жесткую правовую и технологическую границу между собой, Евросоюзом, Россией и постсоветским пространством, через которую не должны просачиваться нелегальные эмигранты. Соответственно, они накапливаются в России. В частности, накапливаются уже не просто эмигранты и не просто соотечественники, а некие промежуточные транзитные пассажиры, то есть шлаки от разных каналов нелегальной эмиграции, для которых Россия – сточная труба, через которую они пробираются в другое место. Но если ставится фильтр на выходе, они остаются в России. В России находятся их промежуточные оперативные штабы.

К сожалению, очень многих каналов нелегального трафика – трафика кадров, трафика проституции, даже африканского трафика, идет через Россию просто потому, что ситуация административного непризнания нелегальных эмигрантов оказывается очень удобна для нелегальных же эмигрантов. Их не признают, и это создает возможность прятаться. Преступники вообще предпочитают прятаться в больших городах, а не в темном лесу. В городе спрятаться проще. В России, с ее жесткой административной системой, очень просто существовать между статусами этой административной системы. Я уже не говорю про ситуацию с китайскими эмигрантами, когда много людей живет по одном паспорту. Такая ситуация не только в России. Такая же ситуация и в Сан-Франциско, просто потому, что у нас не различают в лицо азиатских граждан. Это наш недостаток и удобная ситуация для нелегальной эмиграции. Теперь вводится ряд программ, которые были заявлены Путиным, по работе с соотечественниками за рубежом – это Федеральная целевая программа по русскому языку и программа содействия добровольному переселению. С моей точки зрения, центральной является та, которая звучит наиболее гуманитарно – это программа по русскому языку. Надо наконец признать, что Россия – это государство русской политической культуры, это государство русской цивилизации, Россия создана русской цивилизацией, так же, как и Советский Союз, так же, как перед этим Российская империя. И не надо бояться и стыдиться слова 'русский'. И нет другого способа интегрировать многочисленные народности, нации, вероисповедания в составе одного государства, если не признать, что это государство русской цивилизации. Когда Путин говорит о русском мире, этот тезис был сформулирован в его выступлении на Конгрессе соотечественников, он имеет в виду именно русскую цивилизацию как мировое явление, в широком смысле слова. И в этом смысле диаспоры за нашими пределами не являются нашей опорой для проведения теневой политики. Многие, в том числе и политически безответственные элементы, пытались превратить русские диаспоры в опору для проведения той или иной экстремальной политики за пределами Российской Федерации. Но это только портит наши отношения с соседями, и ничем не помогает диаспорам. Путин очень тщательно проговорил, что русские граждане, наши соотечественники за рубежом, не являются людьми двойной лояльности, потому что это превратит их в заложников политики местных правительств. Это лояльные граждане своих стран, но для России работа с ними не менее важна, чем интеграция разных обществ внутри страны. Это, в первую очередь, интеграция через русский язык, русскую культуру и развитие ее не только внутри страны, но и в ее местных разновидностях. Например, немецкая ветвь русского мира – это гигантская ветвь, это несколько миллионов человек. Люди, которые уезжали в Германию как немцы и как евреи, в итоге оказались в Германии русскими, и рассматриваются как русские. Но самое интересное – они себя идентифицируют как русских. Они читают русскую прессу, у них развивают русскую культуру, пока эта культура находится в первом поколении, она, как говорят в Одессе, та еще культура, но тем не менее, она должна стимулироваться и в культурном отношении.

То есть надо помогать созданию русских культурных центров, центров изучения языка, программ обучения в России. Все технические средства по абсорбции своих диаспор давно разработаны французами и англичанами, в первую очередь, в значительной степени израильтянами. Несомненно, существует проблема возвращения в плане того, кем будут становиться политически возвращающиеся в Россию соотечественники. Федеральная миграционная служба создает программу работы с ними из 11 пунктов, в которые будут включены фонды на работу, будут созданы промежуточные статусы до получения гражданства, ничего нового здесь нет, это есть и в других европейских странах. Но кем они будут становиться? Это пока открытый вопрос. Возникает вопрос, кто из политических сил скорее и лучше будет работать с соотечественниками. Потому что крайние, радикальные силы и антисистемные силы пытаются выйти на это поле. Известна ситуация с так называемым Русским маршем. Давным-давно, еще когда Владимир Вольфович Жириновский был антисистемной силой, о чем он сейчас уже просто забыл, он тоже пытался деструктивно работать с диаспорой. Конечно же, экстремисты всегда во всех странах стремятся захватить мигрантов, захватить их еще на уровне собственных диаспор и вовлечь в свою работу. Этот вопрос актуален для партий: кто из них победит в конкуренции за политический выбор, за души русских соотечественников за рубежом и приезжающих сюда и формирующих какое-то промежуточное сообщество, кстати, довольно мультикультурное. Потому что люди, приезжающие из разных стран, часто даже разговаривать друг с другом не могут, например, русские эмигранты, приезжающие из Германии и приезжающие из Казахстана, часто уже не имеют общего языка.

Партия 'Единая Россия' в каком-то смысле подняла это знамя и пытается начать работу. Она пошла даже на такое, с моей точки зрения, серьезное идеологическое заявление, объявив устами господина Исаева, что 'Единая Россия' – это партия русской политической культуры. Сейчас как раз в Москве проходят Дни русской политической культуры, в рамках этого мероприятия выступают артисты, писатели. Сегодня выступает известный писатель Сергей Лукьяненко, и это проходит под эгидой партии. Но должен сказать, что на улице в конкуренции пока побеждают чаще антисистемные силы. Кондопога далеко не единственный пример. Так называемое Движение против нелегальной миграции, с моей точки зрения, это в основном движение по раздуванию этнической розни в России и движение по стравливанию между собой разных народов и даже граждан Российской Федерации между собой, но оно пользуется опасной безнаказанностью, и даже пытается на местах, в обход Центра, устанавливать контакты с местными правоохранительными органами, это не секрет. И в ряде случае эти контакты удается наладить, вот что интересно. Есть случаи, где с ними устанавливают контакты не только МВД, которые, возможно, устанавливают контакты и с криминальным миром для того, чтобы с ним бороться, но в ряде случаев даже Федеральная миграционная служба контактировала с ДПНИ.

Мне кажется, очень важно изолировать те силы, задача которых не столько содействовать решению великой проблемы интеграции российской политической нации, я подчеркиваю, именно политической, не этнической нации, а российской политической нации на базе русской политической культуры, а сеять рознь и в конце концов взорвать Россию, начиная с предложения, которое уже звучало в конце 80-х – начала 90-х годов, и которое звучит сейчас из кругов ДПНИ: ну зачем нам Кавказ, это же чужие. Дальше следует Татарстан – тоже чужие. То есть ведется мелкая, провокаторская упорная работа по разжиганию внутренней вражды, и это серьезная проблема, на которую недостаточно обращают внимание политические партии, парламентские в первую очередь. Правительство, точнее, Путин и его администрация, серьезно вышли на это поле. Президент Российской Федерации и его администрация предложила свою концепцию работы с соотечественниками, которая, надеюсь, в дальнейшем не будет сводиться к созыву конгресса соотечественников раз в пять лет.

источник: kreml.org

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы