Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 26 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Аномальная безответственность

05 августа 2010 22:51

Фото с сайта www.strf.ru
Фото с сайта www.strf.ru
В связи с лесными пожарами в семи субъектах Российской Федерации была объявлена чрезвычайная ситуация. К этому привела тотальная, на всех уровнях власти, дезинформация – регионов, "подпадающих" под чрезвычайную ситуацию, в действительности больше, полагает кандидат биологических наук, руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко.

Насколько связаны нынешние пожары с принятым в 2007 году Лесным кодексом?

— Напрямую. До введения Лесного кодекса в России существовала Гослесохрана, в штате которой было примерно 75 тысяч лесников, каждый из них отвечал за свой участок лесообхода. В пожароопасный период он был способен своевременно выявить оставленные костры, потушить начинающиеся пожары (что довольно легко сделать; если же пожар полыхал в течение суток, то уже без специальных технических средств и сил не обойтись).

Сейчас эта служба ликвидирована, вместо неё — система лесного надзора и контроля, она состоит примерно из 12 тысяч чиновников, которые большую часть времени занимаются бумагописанием и в лесу бывают довольно редко.

Словом,

системы постоянной охраны лесов сейчас нет.

Как нет и системы переброски сил, в том числе авиационной техники, квалифицированных специалистов по тушению крупных лесных пожаров, из региона в регион. Ведь всегда бывает так, что где-то горит сильнее, где-то слабее. Авиалесоохрана разбита на региональные структуры, финансирование идёт через регионы, поэтому "маневрирование" этими силами сведено к нулю. Более того, две трети данных структур за последние три года пришли в упадок, в том числе и из-за нехватки денег.

Поэтому связь между пожарной катастрофой и распадом лесного хозяйства после принятия Лесного кодекса прямая и однозначная.

Готова ли, на Ваш взгляд, власть прислушаться к тому, что нужно менять Лесной кодекс?

— Когда он принимался, власть не прислушалась к мнению специалистов, которые в один голос говорили, что этот закон принимать нельзя, что это приведёт к тому, к чему привело. Может быть, сейчас власть и услышит нас... Правда, пока у меня такого ощущения нет: на уровне высших должностных лиц государства так и не было сказано о том, что причина пожаров — в действующем лесном законодательстве. Напротив, всё объясняется жарой, пытаются свалить вину за лесные пожары на тех, кто в принципе ничего и сделать не может, например, на муниципальные органы власти, у которых нет рычагов, чтобы предотвратить лесные пожары и противостоять им вокруг деревень. Боюсь, пока выводов из этой ситуации не сделано.

Из какого бюджета финансируется тушение пожаров?

— Сейчас управление лесами, согласно Лесному кодексу, передано регионам. Поскольку леса находятся в федеральной собственности, за исключением небольших участков, расположенных, как правило, в пределах населённых пунктов, то деньги выделяются из федерального бюджета в виде субвенций. Размер их для каждого региона определяется одним из приложений к закону о федеральном бюджете на соответствующий год, в котором прописано, что такой-то регион на осуществление переданных ему лесных полномочий получает такую-то сумму. Общий размер субвенций (кроме Московской области, где своя система и где практически невозможно посчитать, какие деньги куда идут) на этот год составил 15 миллиардов рублей. Из них на тушение лесных пожаров предусмотрено 2,2 миллиарда. Сумма эта небольшая — если учитывать нынешние масштабы пожаров, то её хватит примерно на два дня работы.

Дальше в регионах должен состояться аукцион на организацию работ по тушению лесных пожаров. Тот, кто его выиграл, в общем-то, и отвечает за тушение. Победу одерживают самые разные структуры, иногда те, у кого нет ни сил, ни средств для такой работы, однако таковы требования федерального законодательства (и это отмечалось на правительственных совещаниях). Для того чтобы выбрать квалифицированного исполнителя, регионам порой приходится выходить за рамки закона. Субъекты Федерации могут выделять на тушение лесных пожаров собственные средства, но формально они не обязаны это делать.

Если же пожар начинает угрожать населённому пункту, подключается МЧС, у которого собственный бюджет.

На Ваш взгляд, тормозит ли процесс тушения пожаров подобная система администрирования?

— Во-первых, это способствует уходу профессионалов: у них нет гарантий, что в будущем году не выиграет аукцион кто-то другой (ведь фактически каждый год решается, кто будет тушить пожары). Для поддержки профессиональной структуры необходимо гарантированное финансирование.

Во-вторых, денег мало. По нашим оценкам, для страны такой площади, как Россия, средний пожарный год требует около 30—50 миллиардов рублей на оперативное тушение очагов. Как я уже сказал, у нас на это выделяется 2,2 миллиарда. В условиях отсутствия финансирования многие лесники работают на голом энтузиазме: им больно видеть, как горит лес. Однако такая добровольная работа не может быть эффективной: нет денег — нет современной техники.

Место тому пожарному оборудованию, которое используют лесохозяйственные организации, – в музеях, а не в лесу.

При современных средствах связи разве невозможна единая система контроля, в которую поступали бы сведения о возгораниях?

— Теоретически такая система у Рослесхоза есть. Она основана на космических снимках и подразумевает работу с информацией из регионов. Пока оперативной её назвать сложно. Мешают не столько недостатки системы в техническом плане, сколько страх чиновников и в регионах, и на федеральном уровне показывать реальную картину.

По нашим оценкам, в настоящий момент они занижают площадь того, что сгорело в этом году, примерно в шесть раз. Информация проходит через массу фильтров, в итоге цифры по отдельным регионам занижаются в десятки, а то и сотни раз.

Так, по состоянию на прошлую пятницу, Рослесхоз отчитался, что с начала пожароопасного сезона огнём пройдено около полумиллиона гектаров лесного фонда. При этом крупный пожар в бывшем Корякском автономном округе (сейчас это север Камчатского края), в результате которого сгорело те же полмиллиона гектаров, не был учтён.

В итоге один неучтённый пожар по площади оказался равен всем учтённым Рослесхозом пожарам за этот год.

Увы, такое многократное занижение данных о пожарах сказывается на принятии решений на самом высоком уровне. Так, вчера президент ввёл режим чрезвычайной ситуации в семи регионах. Ивановская область в этот список не попала, а ведь там сейчас катастрофа: горят деревни, посёлки, два района уничтожены почти полностью, леса выгорели, вокруг чёрная пустыня. Однако Ивановская область старается минимизировать информацию о нанесённом уроне.

Тотальная ложь, пронизавшая всю систему снизу доверху, искажение информации мешает гораздо больше, чем технические недостатки. Сколько раз за июль МЧС заявляло, что пожары в Московской области потушены? В СМИ эти данные расходились веером. А ведь торфяники, не прекращая, горели с июня, было несколько крупных пожаров.

Торфяники ныне бесхозные?

— По большей части да. В основном горят выработанные торфяники. Добыча торфа началась где-то в 1930-е годы, но в начале 1980-х годов она резко упала: он стал неконкурентоспособным топливом, потребность в нём как в удобрении тоже снизилась. Немалая часть выработанных торфяников была переведена в земли лесного фонда, пытались выращивать лес. Однако когда эти земли начинают гореть, выясняется, что старая инфраструктура на торфяных месторождениях, которая позволяла где-то заполнять каналы водой, останавливать движение пожаров, не работает: где-то задвижки заржавели так, что их не открыть, где-то спущены пожарные водоёмы, где-то они высохли.

Торфяники без грамотного руководства потушить практически нереально: можно летать на самолёте тысячу раз и сбрасывать воду, но многоочаговый пожар на торфянике площадью 1500 гектаров это не укротит. Средства для тушения подобных пожаров сейчас есть, нет специалистов, способных организовать этот процесс. Если помните, в 1972 году торфяники горели сильно, но потушили их быстрее.

P.S. Добавим, что в Московском государственном университете леса причины нынешней пожарной катастрофы тоже видят в действующем лесном законодательстве и администрировании. Но пока дело рук человеческих приписывается погоде. Гибель людей и леса можно было предотвратить: ещё в мае и июне в Нижегородской, Владимирской, Рязанской областях пожар уничтожил тысячи гектаров. Военных же подняли только после того, как начали гореть деревни.

Светлана Синявская

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы