|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Завлечь бизнес15 июля 2010 22:59
Российский бизнес ещё не привык к участию в конкурсах, подобных тому, который объявило в конце июня Минобрнауки по кооперации компаний с вузами. Слишком сжатые сроки, слишком сложная конкурсная документация. И в целом – слишком мало разрекламированы новые возможности, которые предоставляет государство компаниям, готовым заказывать у вузов НИОКР. Несмотря на эти сложности, в Российском аграрном госуниверситете им. К. А. Тимирязева смогли заручиться поддержкой бизнеса и готовят масштабный совместный проект, который, без преувеличения, затрагивает интересы всех россиян и большинства аграриев, – по улучшению качества зерна. Сила Тимирязевки в том, что, находясь едва ли не в центре Москвы, вуз располагает собственной производственной базой. В его распоряжении огромный лес, поля, пруды, пасеки. Эффективно работает центр точного земледелия – на уровне самых высоких технологий, которые позволяют из космоса следить и управлять сельскохозяйственной техникой. Например, при уборке урожая детальнейшим образом (точность поразительная – до нескольких сантиметров) фиксируется, на каком клочке поля получено его меньшее количество. И на следующий год по сигналу из космоса большая доза удобрения направляется именно на это место, чтобы компенсировать недостаток питательных веществ. В Тимирязевке выращивают такие сорта клубники, которые не подвержены заболеваниям. Работы ведутся под руководством Ольги Аладиной. Интересные результаты достигнуты Григорием Монахосом в селекции новых сортов овощных культур, в том числе капусты, которые хорошо хранятся. По своим качествам они могут потеснить на рынке голландские сорта. Ещё одно продвинутое направление РГАУ-МСХА – молекулярная биотехнология. В центре с одноимённым названием, который возглавляет Геннадий Карлов, по заданию селекционеров добиваются определённых качеств и свойств культур, что значительно сокращает процесс традиционной селекции. У вуза много интересных и перспективных разработок, которые можно предложить бизнесу, утверждает проректор по научной и инновационной деятельности Российского аграрного госуниверситета Алексей Голубев и рассказывает о планах учебного заведения по участию в новых конкурсах Министерства образования и науки России. – В конкурсе взаимодействия с бизнесом мы планируем участвовать с ОАО "Объединённая зерновая компания" (ОЗК). Нашли общие интересы. Надеемся, конкурс повысит интенсивность наших научных контактов, что положительно отразится и на образовательном процессе, целевой подготовке кадров для ОЗК. Если быть точными, то тема нашего совместного проекта звучит так: "Разработка и внедрение механизмов регулирования зернового рынка России и повышения конкурентоспособности российской зерновой продукции на основе современной экспортно ориентированной логистической инфраструктуры от сельхозпроизводителя до конечного потребителя". Мы не случайно остановились на этой теме, поскольку она затрагивает коренные интересы большинства российских аграриев, которые занимаются производством зерна и хотели бы его реализовывать по более выгодным ценам. Данное направление будет работать не только на экономику АПК, но и в целом на экономику страны, поскольку оно связано с повышением экспортного потенциала России при производстве важнейшего возобновляемого продукта – зерна и поступлением дополнительных доходов в госказну. Это всеобъемлющая задача, которая, без преувеличения, затрагивает интересы всех россиян, так как все они – потребители зерна. Наша цель в этом проекте – создать базу данных: кто и где производит зерно, в каком количестве и какого качества, где хранит, каковы потенциальные потребители за рубежом и в России, как с максимальной выгодой для сельхозпроизводителей его продать и кому. Благодаря этой базе удастся повысить эффективность производства и реализации зерна. Если получится создать информационную систему, на какие показатели может выйти Россия по зерновому экспорту? – Это касается, главным образом, не количественных параметров, потому что экспортный потенциал у нас достаточно высок. Он исчисляется десятками миллионов тонн. Так, в прошлом году было продано 30 миллионов тонн, в этом году речь пойдёт о меньшем количестве из-за неурожая и сильнейшей засухи. В перспективе этот экспортный потенциал будет расти. Проблема заключается в том, что российское зерно недостаточно качественно, поэтому мы зачастую не можем его продать по надлежащим ценам. Одна из основных задач состоит в том, чтобы разработать стандарты, согласованные с зарубежными потребителями зерновой продукции, и довести их до российских производителей зерна. То, что зерно у нас за последние годы (и даже десятилетия) в большинстве случаев стало низкокачественным, объясняется рядом причин. В частности, не хватает удобрений, что снижает почвенное плодородие. Производители не понимают, на какие качественные параметры зерна надо выходить: у нас они одни, за рубежом – другие. В ряде стран действуют свои стандарты, которые надо согласовывать с нашими. Если вы хотите получить такие-то цены на таком-то рынке – скажем, в Африке, Азии или Европе, то выполняйте тот набор требований, который выдвигают эти страны. Если мы доведём до производителей эти сведения, предоставим ориентир, то им будет проще реализовывать свою продукцию – не вслепую, по нашим внутренним стандартам, как зачастую это происходит сейчас, а по тем нормам, которые рассчитаны на экспорт. Кроме стандартов требуется ещё решить и другие проблемы, связанные с качеством продукции. Количество реализуемого зерна во многом зависит не только от его первоначальных свойств, но и от того, как оно хранится, транспортируется и прочее. В частности, мы будем работать над созданием более прогрессивных технологий его хранения. Как ваши бизнес-партнёры реагируют на конкурсы Минобрнауки? Что у них вызывает вопросы или, может быть, опасения? Устраивают ли их условия? – Опасения связаны с вопросами софинансирования. Для многих компаний в середине года сложно найти деньги под новые проекты. Да и конкурс проводится в очень сжатые сроки. Вузы уже привыкли работать в таких условиях, а бизнес – ещё нет. Много трудностей вызывает оформление конкурсной документации. Без нашей помощи компании вряд ли её подготовят. По их оценкам, она чрезмерно усложнена. Не всегда нагромождение отдельных позиций, зачастую формальных, идёт на пользу дела. В данном случае надо исходить из самого посыла и устремлений компании – каких результатов она может достичь, а не подсчитывать, сколько у неё научных сотрудников и какие раньше были договора с вузом. Эти мелочи могут выхолостить саму суть, и в конкурсе выиграют какие-то незначительные темы, которые будут давать положительные ответы на все позиции конкурсной документации. Темы же, имеющие огромное значение для экономики России, а не только для отдельных отраслей, могут быть отодвинуты. В то время как всё должно быть наоборот: предпочтение следует отдавать научной разработке, которая принесёт пользу экономике страны, а не отдельно взятой компании. Наш вуз не мыслит себя вне конкурса. Но в данном случае всё зависит не от нас, а от компаний, которые подают заявки. Они не привыкли к таким формам работы, требующим предельной концентрации, детализации. Отмечу, что Тимирязевка традиционно участвует во всех конкурсах. Достаточно сказать, что в 2007 году мы победили в конкурсе инновационных программ нацпроекта "Образование" и получили несколько сот миллионов рублей на оборудование и оснащение. По Вашим оценкам, насколько активно бизнес будет участвовать в этом конкурсе? Есть ли интерес у компаний в аграрной сфере? – Интерес есть, но, я думаю, всплеска активности не будет. Бизнес ещё надо приучать к таким формам взаимодействия. Прежде чем запускать такие проекты, надо вести подготовительную работу, разъяснять бизнесу его выгоду, мотивировать его. В общем, нужно активнее рекламировать и пропагандировать новые возможности. Заинтересован ли ваш вуз в конкурсе инновационной инфраструктуры, и чего, на Ваш взгляд, в этом направлении не хватает университету? – У нас есть свой бизнес-инкубатор, единственный в отрасли АПК. Конечно, его ещё надо будет дооснащать, так же, как ряд раскрученных в научном и инновационном отношении лабораторий, центров. Мы сейчас оцениваем, у каких лабораторий наиболее заметные достижения. Если вуз победит в конкурсе, то они получат необходимое оборудование. Недавно мы провели комплексную проверку эффективности использования научного оборудования, приобретённого по нацпроекту "Образование". Тщательно проанализировали, как оно эксплуатируется, какие достигнуты успехи в учебном процессе, науке; какова экономическая отдача от его использования. Мы уверены: эти лаборатории – лидеры, им надо помогать, ведь они будут обеспечивать прорыв по приоритетным для аграрного производства направлениям.
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |