Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Миллиарды против недоверия

09 июля 2010 16:36

Директор Департамента стратегического развития Игорь Реморенко. Фото с сайта www.strf.ru
Директор Департамента стратегического развития Игорь Реморенко. Фото с сайта www.strf.ru
О новых инструментах, призванных сделать вузы центральным звеном прикладной науки, переломив недоверие бизнеса к их исследовательским и партнёрским компетенциям, рассказали чиновники Минобрнауки Алексей Пономарёв и Игорь Реморенко на брифинге, состоявшемся в четверг, 8 июля. Алексей Пономарёв – известный специалист по госполитике в высокотехнологичной промышленности, выпускник МФТИ и ГУ-ВШЭ, создатель Межведомственного аналитического центра. Недавно перейдя на работу в Минобрнауки, он в ранге замминистра курирует стратегическое планирование и взаимодействие с бизнесом. Профильный департамент стратегического развития возглавил Игорь Реморенко, ранее руководивший департаментом образования.

1. Программы инновационного развития

Первая из озвученных мер не стоит правительству ни гроша и целиком основана на принуждении. Минэкономразвития по поручению президента разрабатывает требования к программам инновационного развития, которые должны в короткие сроки представить крупнейшие государственные и частные компании. Минобрнауки добавит в число этих требований кооперацию с вузами и НИИ, участие в формировании технологических платформ. По прогнозу Пономарёва, в ближайшем времени кооперацию с вузами начнёт 20–30 компаний из тех 54, кому предстоит разработать инновационные программы.

2. Технологические платформы

Этот заимствованный у Евросоюза инструмент также напрямую не подкреплён госсредствами. Речь о консультационных площадках, формируемых ключевыми заказчиками и исполнителями НИОКР по определённым проблемам. Например, в случае ЕС это платформы по фотовольтаике или по ветряным электростанциям. Участники платформ занимаются планированием и прогнозированием, исследованиями рынка и выработкой госполитики.

Как это будет выглядеть в российских условиях, предположить пока сложно. Известно лишь, что из правительства в министерство спустилось поручение вести официальный список таких программ. В качестве примера замминистра привёл дискуссионную и партнёрскую площадку по биотехнологиям, складывающуюся вокруг – нет, не вуза – Института биохимии им. А. Н. Баха РАН.

3. Инновационная инфраструктура вузов

Данный инструмент уже предусматривает федеральное финансирование: 8 миллиардов рублей (из них 3 миллиарда – в 2010 году) получат по конкурсу 50–60 вузов, среди которых, по словам Пономарёва, большинство составят федеральные и национальные исследовательские университеты, МГУ и СПбГУ – они "обязаны включиться в систему", заявил чиновник. Размер субсидий – до 50 миллионов в год на три года. Деньги можно тратить на создание и модернизацию всяческих бизнес-инкубаторов и технопарков, оснащение их оборудованием, патентование, консультации экспертов и повышение квалификации инновационного менеджмента вузов. Конкурс уже объявлен, заявки принимаются до 26 июля.

4. Субсидии бизнесу для заказа НИОКР в вузах

Самый масштабный инструмент, появившийся в распоряжении министерства, – субсидии промышленным компаниям для работы с вузами. На это выделяется 19 миллиардов, 6 из них – в 2010 году. В конкурсе могут участвовать любые предприятия, в том числе иностранные, которые представляют на рассмотрение свои проекты заказа НИОКР у вузов. Субсидия выделяется на срок от 1 до 3 лет, в сумме до 100 миллионов в год. Компания должна предоставить софинансирование не меньше полученной от государства суммы.

Последний срок приёма заявок – 20 июля, но, как уверил Пономарёв, вузы и компании были предупреждены заранее.

Важная особенность этих двух инструментов, как и стоящего особняком конкурса приглашения ведущих исследователей: они не подпадают под действие закона о госзакупках. Напомним, 94-ФЗ не подходит для финансирования НИОКР из-за чрезмерной бюрократизации и широкого простора для демпинга. Новых победителей будут определять по так называемому "творческому конкурсу". Уже сформированы конкурсные советы, в которые вошли, например, Владимир Мау, Альбина Никконен и Исак Фрумин.

А как же ФЦП?

Именно по 94-ФЗ проходят конкурсы по популярным у учёных федеральным целевым программам. Одна из них, "Исследования и разработки" (2007–2012), содержит мероприятия, сильно напоминающие новые инструменты – с той разницей, что доступ к ним открыт не только вузам, но и НИИ. Например, на мероприятие 3.2 "Осуществление проектов коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом" предполагалось потратить более 10 миллиардов. Правда, в кризис программу приостановили. Когда появились первые новости о вузовских миллиардах, возникли опасения, что "Исследованиям и разработкам" пришёл тихий конец.

Замминистра прояснил нам ситуацию так: "Данная ФЦП продолжается. Конкурсы по ней приостановлены лишь по одной причине: произошло резкое уменьшение лимитов финансирования [из федерального бюджета]. Мы подготовили и продвигаем предложения по дальнейшему развитию этой программы. У меня нет сомнений в том, что она будет не только существовать, но и развиваться. Акцент будет на хорошо зарекомендовавших себя мероприятиях, в частности, по поддержке взаимодействия с бизнесом. Дублирования тут нет, новые инструменты – другого типа.

Мы в последнее время довольно много сил потратили на разъяснения вузам, НИИ и бизнесу разницы в подходах между новыми инструментами и ФЦП. В рамках ФЦП курс был на выявление и стимулирование сильных научных коллективов и заделов, существующих у нас в стране. Причём концентрации на исследованиях в вузах не было. Исследования по мероприятию 3.2 проводились по инициативе бизнеса. Компании выходили на конкурс с таким посылом: “нам кажется, что мы готовы воспринять результаты НИОКР, которую бы провести, но не совсем за наши деньги, а с софинансированием. Если вы привлечёте исполнителей, мы оплатим свою половину”. Среди исполнителей в массовом порядке выступали не столько вузы, сколько НИИ.

Мне кажется, это было очень полезное мероприятие, оно серьёзно оживило среду взаимодействия, многому научило. В подготовке новых инструментов мы учли опыт ФЦП, те риски, которые там возникали. Отличий много: сейчас мы предлагаем финансирование не вузу, а непосредственно заказчику, существенно ужесточая систему управления деньгами на НИОКР, приближая её к реальной действительности. Второе: в ФЦП мы ориентировались и будем ориентироваться на выявление перспективных идей и проектов. В новом конкурсе наличие таких проектов – обязательное условие. Мы будем поддерживать только те проекты, которые обеспечат долговременное участие вуза в технологическом развитии компании".

Иван Стерлигов

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы