Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Идейный диктат новой КПСС

21 октября 2006 21:10


"Единая Россия" сегодня – это КПСС вчера. Подобные сравнения давно уже перестали казаться оригинальными и перешли в разряд политических банальностей. Но, если прямые параллели с монстром советских времен у политического монстра современной России действительно присутствуют, то не менее очевидны и расхождения. КПСС опиралась не только на разветвленный парт – и госаппарат, не только на могущественную полицейскую машину, но и на детально разработанную идеологию. "Единая Россия" же до недавнего времени гордилась своей надидеологичностью, которая, по ее мнению, выгодно отличала "ЕР" от других партий.

Ситуация начала изменяться буквально в последние месяцы. Появился наделавший шума "шедевр" Алексея Чадаева "Его идеология", событиями общественной жизни стали программные выступления Владислава Суркова и сопутствующая им дискуссия в политологическом сообществе. Но, главное, единороссы почувствовали угрозу своему политическому монополизму. С объявлением о слиянии трех оппозиционных партий, провозглашающих приверженность левой идеологии, политические позиции "Единой России" рискуют серьезно пошатнуться. Союз Российской партии ЖИЗНИ, "Родины" и Партии пенсионеров может стать могильщиком "ЕР" как новой КПСС.

Преимущество, которым обладают "Родина" и РПЖ, помимо доверия избирателей к их независимой позиции, заключается именно в наличии идеологии. К этой идеологии можно относиться по-разному, но одно несомненно – левая идеология действительно востребована народом России. По этой причине новая левая партия обладает большими шансами стать второй по влиянию партией в стране.

Некоторое ослабление "Единой России" заставило ее кураторов переключить внимание на сферу, незаслуженно обойденную властью, – сферу идеологии. Суть методологии единороссовского идеологического творчества – навязывание Кремлем общих правил игры всем участникам политического процесса посредством использования языкового (то есть смыслового-терминологического) стандарта. Как нетрудно догадаться, партийные идеологи выступают не только авторами текстов, но и творцами новой семиотической реальности.

Программным выступлением "Единой России" стала речь Суркова под названием "Суверенное государство в условиях глобализации: демократия и национальная идентичность", прочитанная на "круглом столе", который состоялся 30 августа в редакции "Российской газеты". Содержание и самый язык этого проекта заслуживают пристального рассмотрения, поскольку они дают достаточно ясное представление о методологии идеологического творчества "Единой России". Очень симптоматично, что каждая из заявленных проблем – будь то вопрос расовой сегрегации в Соединенных Штатах или формула российского суверенитета – рассматривалась сквозь призму проблемы понятийно-категориального аппарата. По утверждению автора доклада, "вопросы смыслообразования, вопросы терминов, вопросы производства образов, – это признак действующей нации, признак актора истории". Трудно не согласиться и со следующим утверждением: "у нас должна быть своя версия политического языка. Иначе мы обречены на то, как говориться, "кто не говорит, тот слушает". А тот, кто слушает, тот слушается".

Однако масштабы затеянной "реформы языка" гораздо значительней. Язык – это, прежде всего, инструмент идеологии: "если мы в России не создадим свой дискурс, свою публичную философию, свою приемлемую хотя бы для большинства, а желательно для всех наших граждан, идеологию (я не говорю о государственной идеологии, я говорю о национальной идеологии, хотя мне не нравится термин "национальная идея")..., с нами и не будут разговаривать". Но этим функции языка политического в представлении Суркова не ограничиваются. Очень удачно заявлено в его выступлении: "задача нашей культуры в широком смысле слова – и художественной ее части, и политической культуры – создать свою систему образов и смыслов. Это поможет и поддерживать целостность нации, поскольку она административно держаться не может, а сейчас она скорее скреплена на скорую административную руку, пусть и довольно сильную".

Было бы наивностью ожидать от идеологов "партии власти" философствования ради самого философствования. В этой связи идеологические штудии "Единой России" интересы тем, что в них проходят первичную интеллектуальную обкатку идеологические проекты Кремля до того, как они будут вынесены на базарную площадь.

Если провести контент-анализ приведенных текстов, окажется, что в их основании лежат две значимых идеи: национализм (мягкая версия политического или гражданского "россиянского" национализма, антитезы русского этнокультурного национализма) и левоцентризм. Первый необходим для консолидации общества для отпора внешнему врагу – агрессивной глобализации, агрессивной Америке, агрессивному исламскому терроризму. Подобного рода национализм – продукт исключительно внутреннего потребления. На внешней арене он не используется, поскольку там Россия позиционируется как часть (пусть и специфическая) "общемировой (читай: западной) цивилизации", как некий щит, прикрывающий Запад, демократию и цивилизацию от дикой азиатчины.

Едва ли есть нужда доказывать, как далеки от действительности обе эти трактовки русской судьбы. Приведенные здесь идеологические модели – с одной стороны, грубый и циничный пиар (то есть обман) власти, с другой – самообман той же власти, безуспешно пытающейся докричаться до Запада: "Мы свои!". Однако пример Горбачева или Шеварднадзе показывает, как охотно сдает Запад "своих".

Деятельность и политические амбиции конкурентов (прежде всего, союза РПЖ, "Родины" и Партии пенсионеров), использующих левую идеологию и левый политический язык заставляют и нынешнюю "партию власти" (вообще-то позиционирующую себя как российский аналог западноевропейского неоконсерватизма, то есть, право-либеральную партию) эксплуатировать образ "левых". В текстах единороссовских идеологов проведена смысловая (но, между прочим, далеко не очевидная) параллель левой идеи и идеи социальной справедливости. По сути, кремлевская версия демократии, усиленно навязываемая всему политикуму, отныне носит левоориентированный характер. Одни сопротивляются экспансии левой идеи (твердолобые догматики-либералы из СПС, не умеющие учиться даже на собственных ошибках). Другие пытаются придать ей более динамичное звучание. Ранее альтернативный догматичному левому курсу КПРФ проект олицетворяла собой "Родина". Теперь на роль новой левой патриотической силы претендует большая партия – союз "Родины", Партии пенсионеров и Партии ЖИЗНИ.

Ранее "Родина" заявляла о своих амбициях добиться 25-30-процентного результата на выборах в Государственную Думу, за которым может последовать не менее оглушительный успех на выборах региональных. Хорошо известно, какие грязные и грубые приемы применяло чиновничество и "Единая Россия" (слова-синонимы), чтобы не допустить "Родину" к региональным выборам. Теперь те же методы используются против РПЖ. Будут применяться они и в отношении новой левой партии, созданной из трех самостоятельных партийных проектов.

Однако на сей раз традиционная для "Единой России" тактика едва ли сработает. "Единая Россия" обоснованно боится молодого и сильного конкурента, с которым связано будущее левого проекта в России. Если Партия ЖИЗНИ, "Родина" и Партия пенсионеров сумеют в рамках единой партии обосновать свою приверженность "левой" идее, 30-процентный потенциал вполне может быть преодолен.

Многочисленные социологические опросы населения свидетельствуют о популярности идеи социальной справедливости. "Единая Россия" же чем дальше, тем сильнее ассоциируется с ее противоположностью: засильем наглых и коррумпированных чиновников, раковой опухолью на общественном организме "демократической" России. И неизбежный крах партии чиновников и бесцветных политиков не остановят даже идеологические наработки талантливых политтехнологов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Эдуард Попов

источник: Новая политика

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы