Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Фурсенко не хочет ответственности

23 июня 2010 21:23

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Министр образования РФ Андрей Фурсенко уверен: многие российские вузы вполне конкурентоспособны и даже могут "завлечь" зарубежных студентов . Однако ректоры не столь оптимистичны. По их мнению, качество российского высшего образования оставляет желать лучшего.

На сегодняшний день в Россию за знаниями приезжают всего 3-5% иностранных студентов — на порядок меньше, чем в другие страны. Как повысить престиж российского образования и упрочить его конкурентные позиции на международном уровне? Об этом шла речь на сессии "Образование в России: сможет ли российское образование стать глобально конкурентным?" в рамках Петербургского экономического форума.

Система высшего образования России должна готовить технологов, ученых, инженеров и руководителей, которые будут востребованы на международном уровне. Тогда в страну поедут иностранные студенты, а российские дипломы будут котироваться в мире. По мнению ректоров, сейчас на пути к "этому светлому будущему" постоянно встают разные проблемы — то демографический кризис, то экономический. Но главной "головной болью" остается, как это ни пародоксально, низкое качество образования в России.

"То, что в России самое лучшее образование в мире, — миф. Спрос на качественное образование у нас упал еще лет 40-50 назад, когда был взят курс на индустриальное массовое обучение, — считает ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау. — Лучшим советское образование было до 30-х годов прошлого века. Сейчас оно лучшее, пожалуй, лишь для ликвидации безграмотности в Африки".

По мнению Мау, спрос именно на некачественное образование будет высоким до тех пор, пока в России существует, в том числе, и система призыва в армию. Молодые люди стремятся поступить куда угодно, лишь бы "закосить" от службы. А это порождает "халтуру" в самих вузах.

"Даже в Китае студенческая аудитория мотивирована, — согласен ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. — У нас же она расслаблена. Почему? Да потому, что в Китае только 15% выпускников идут в высшие учебные заведения, там в вузы попадают только те, кто действительно заинтересован в учебе. У нас же государством поставлена планка в 60%. Посмотрите, в половине инженерных вузов страны большая часть студентов — это троечники по математике".

По словам ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге Олега Хархордина, в XX веке больше всего были восстребованы социальные науки и биология, а сейчас — математика, физика и химия. Однако никто в России не "торгует" ими на английском языке. А это значит, что англоязычным студентам русских профессоров просто не понять. С другой стороны, не дают конкурентоспособных знаний и существующие объемы преподавания иностранных языков в российских вузах — и это тоже огромная проблема.

"Сегодня мы конкурируем уже не только с США и Англией, но и с Китаем, Сингапуром и даже северной Европой, — говорит проректор СПбГУ Валерий Катькало. — Значит, необходимо учитывать их опыт роста. Это и формирование брендов российских университетов, и внедрение инноваций, и изменение внешних критериев отбора лучших студентов — в том числе, внедрение международных тестов по английскому языку".

Российским вузам необходимо уходить от отраслевой направленности, уверен ректор Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" Дмитрий Ливанов. По его мнению, образовательные учреждения должны стремиться к исследовательской работе и иметь для этого возможность. "Чтобы сделать образование конкурентоспособным, необходимо предъявлять серьезные требования к квалификации преподавательского состава, — заявил он. — В своем университете мы провели специальное исследование. Оказалось, что 10-15% педагогов не соответствуют уровню вуза, с ними нам придется расстаться. 20% педагогов вошли в "повышенную категорию", они получат эксклюзивные условия труда и оплаты. Остальные — так называемая "средняя категория", с ними мы будем работать в плане переподготовки и повышения мотивации".

"Средняя зарплата преподавателей в 20 тыс. рублей заставляет их имитировать хорошую работу, — считает Кузьминов. — Но и повышать зарплату всем без исключения невыгодно. Нужно вести селективную работу, которая "отсеет" непрофессионалов и выделит настоящих педагогов-исследователей".

Министр образования РФ Андрей Фурсенко не так пессимистичен в своих оценках российского высшего образования. Он полагает, что в стране все-таки есть вузы, которые и сейчас способны дать фору зарубежным университетам. Однако в высшей школе России существует серьезное "расслоение". "Есть вузы, которые могут составить конкуренцию мировым университетам, а есть невостребованные учебные заведения, которые борются за каждого студента, — заявил министр. — Пока профессиональное образование у нас будет отождествляться с высшим, качество образования будет оставаться низким. Необходимо добиться социальной преемственности другой траектории профессионального образования, сделать университеты научной организацией, а преподавателей — не просто квалифицированными учителями, а учеными", — убежден Фурсенко.

По мнению министра, большинство российских вузов "проедают" свои бренды. Причем делают это они очень быстро, и в ближайшее время могут опуститься "на дно".

"Нужно давать больше свободы университетам, — уверен Фурсенко. — В среднесрочной перспективе идти на предоставление университетам права выдавать свои дипломы, свои степени. Но в то же время и предоставлять право самим определять, кому из профессоров какую зарплату давать, прекрасно понимая, что это будет вызывать социальную напряженность. И ответственность за эту социальную напряженность тогда должен нести ректор, а не министр, как сейчас".

Наталия Буш

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы