|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Платное образование – неразвенчанный миф11 июня 2010 22:28
В четверг в Москве прошла акция в поддержку подготовленного оппозицией законопроекта о признании утратившим силу недавно принятого закона о реформе бюджетных учреждений. Цель акции, по словам организаторов, "призвать власти оставить попытки лишить россиян права на бесплатное образование и медицинское обслуживание". Проблема в том, уверены обеспокоенные родители и педагоги, что "государство превратилось из гаранта фундаментальных прав, закрепленных в Конституции, в их спонсора и изменения в правовом статусе бюджетных учреждений предвосхищают введение в нашей стране платного образования и здравоохранения". В целом данный пикет является продолжением тех акций протеста против коммерциализации школ, которые охватили в конце мая – начале июня многие города России – Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Барнаул, Саратов и т.д. "НГ" уже описывала суть претензий противников реформы бюджетных учреждений. Одновременно с этим пикетом в РИА Новости чиновники из Минобрнауки и Минфина пытались развенчать мифы, возникшие в обществе вокруг бюджетной реформы. Самым главным мифом, считают они, является утверждение, что образование в России, согласно закону, станет платным. "Ни одного слова в законе о платности нет. Гарантии бесплатного общего образования, начального профессионального, а на конкурсной основе и среднего и высшего профессионального образования закреплены в Конституции РФ. Никто эти нормы не менял и не собирается менять", – заявил замминистра образования и науки Владимир Микушевский. Более того, "количество предметов и часов, которые школьник должен изучать в рамках бесплатного курса основной образовательной программы, закреплено в госстандарте… И если вдруг какая-то школа перестает оказывать услугу по госстандарту, который утвержден, у нее просто приостанавливается лицензия", – продолжил он. Однако, уточняют чиновники, в скором времени старые госстандарты будут заменены на новые, "новые же еще не все готовы, они пока активно разрабатываются". Интересно, что такие уверения чиновников почти слово в слово воспроизводят опубликованные на сайте президента Дмитрия Медведева аргументы в пользу бюджетной реформы. Тот факт, что новый закон воспринимается как шаг к платному образованию в России, очень удивил президента: "Кто там нашел хотя бы строчку, что среднее образование в нашей стране будет платным? Да нигде этого нет! Возможность прийти в школу и получить необходимый набор образовательных услуг были, есть и будут в нашей стране бесплатными. Внимательно закон читайте". Замминистра финансов Татьяна Нестеренко посоветовала родителям тех школьников, у которых вымогают деньги под прикрытием нового закона о бюджетных учреждениях, обращаться в прокуратуру. Еще один путь воздействия на общеобразовательные учреждения – перевод ученика в другую школу. Нормативно-подушевое финансирование, привязанное к ученику, предполагает, что чем больше будет учеников в школе, тем ей это выгоднее. Поэтому школы будут заинтересованы в предоставлении именно бесплатного качественного образования. Ведь если образовательное учреждение не сможет соответствовать главным требованиям учеников и родителей, то соответственно и учеников в такое учреждение будет приходить все меньше, что тут же ударит по его финансированию. Первый проректор Высшей школы экономики, один из разработчиков закона Лев Якобсон добавил, что в этом законе нет ничего такого, чего надо бояться, но он и не решает волнующие людей вопросы. Миф о платности образования, по словам Якобсона, стали вычитывать в законе, который совершенно про другое. Это "скромный финансовый закон" о статусе бюджетных учреждений. "Данный закон, по сути, лишь легализует и закрепляет те изменения, которые уже произошли, вносит ясность", – уверен Якобсон. Но реформа затронула "больное место, напомнив о той беде, которая много лет не идет со двора, – это недофинансирование бюджетной сферы, а также – крайняя неэффективность использования госсредств, это теневая приватизация, которая вовсе не этим законом вводится, но которая полным ходом шла в 90-е годы в бюджетной сфере и от которой не удалось уйти до сих, это безответственность учреждений по отношению к потребителям, это неясность перспективы". Неясность перспективы – судя по всему, бич и самих инициаторов реформы. "Любой миф сможет развеять только практика. Снятие страхов возможно только в процессе правильного применения новых норм", – парирует критикам закона Нестеренко. Главный же вопрос, по ее мнению, вопрос не к закону, а к будущим программам и стратегиям государственной деятельности. Описать в деталях процесс реализации нового законодательства чиновники Минфина и Минобрнауки вчера не смогли. "Сейчас создаются механизмы государственной программы образования. В ней должно быть все: стандарты, контроль, платность, неплатность, количество детей и т.д.", – рассказывает замминистра финансов. Получается, что ответ на вопрос о платности образования даст не принятый недавно закон, а некая госпрограмма, которая пока еще только разрабатывается. В ответ на проделанное ведомствами "развенчание мифов" председатель движения "Московские родители" Галина Шнайдер в беседе с корреспондентом "НГ" заявила вчера, что все озвученные чиновниками аргументы в пользу реформы уже давно известны и совсем не убедительны. Поэтому главное требование инициативной группы от родителей и преподавателей – полная отмена противоречащего Конституции и вынуждающего россиян платить за образование закона – остается в силе. В итоге попытка чиновников разъяснить последствия принятия нового закона фактически провалилась. В большой степени потому, что и сами чиновники не до конца осознают, как именно будет проводиться эта реформа и к чему именно она приведет.
Анастасия Башкатова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |