|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Как работодатели "затачивают" образование10 июня 2010 21:28
Многие представители вузов, где есть нанотехнологические специальности или направления, на вопрос о месте работы выпускников отвечают обычно – "в “Роснано”". Корпорация рассматривается ими как очень крупный работодатель. Это действительно так? – Во-первых, нужно сказать следующее: нанотехнологии и "Роснано" – это не одно и то же. Нанотехнологии применяются во всех отраслях. Это не отраслевая, а сквозная технология. Она есть в машиностроении, металлургии, химии, в электронике – где угодно. Соответственно, специалисты, владеющие современными технологиями, могут находить применение фактически на любых предприятиях и в любых компаниях, которые действительно занимаются инновациями, где меняют технологии, переходя на новые материалы, связующие, покрытия и т.д. И в этой связи рынок достаточно широкий для потенциального использования тех знаний и навыков, которые ребята получают по соответствующим специальностям. Правда, здесь есть одна особенность, которая присуща российскому профессиональному образованию, суть которой состоит в следующем: образовательные программы зачастую отстают от современных технологий, применяемых на производстве. И поэтому те программы, которые делает "Роснано" (я подчёркиваю, корпорация разрабатывает главным образом программы повышения квалификации, а не программы подготовки бакалавров и специалистов), сформулированы на основе требований к компетенциям, навыкам и знаниям специалистов, применительно к конкретным рабочим процессам тех компаний, которые мы поддерживаем. Специалисты, которые получают первое образование, учатся по учебному плану, сформированному университетом. И далеко не всегда они готовы с первого же дня точно соответствовать тем требованиям, которые сегодня действуют в этих компаниях. Мы озаботились этой проблемой и занимаемся разработкой профессиональных стандартов, которые описывают все характеристики специалиста, необходимые для работы в тех или иных направлениях, связанных с нанотехнологиями. Корпорация взаимодействует с Российским союзом промышленников и предпринимателей, который является общероссийским объединением работодателей, и в рамках методологии, которая нами выработана, предполагается утверждение этих профессиональных стандартов после обсуждения экспертным сообществом. На основе утверждённых профессиональных стандартов будет происходить коррекция учебных программ, образовательных программ вузов, колледжей – в зависимости от уровня профессионального образования. Поскольку профессиональный стандарт уровневый, он рассчитан не только на высшее профессиональное образование, но и на среднее специальное. Поэтому, с одной стороны, мы стараемся оказать влияние на академическое и университетское сообщество через выработку таких стандартов и соответствующую коррекцию образовательных программ. С другой стороны, мы готовим под конкретные задачи специальные образовательные программы, которые в основном связаны с переподготовкой специалистов. Хотя у нас есть две магистерские программы.
Справка STRF.ru: Коррекция образовательных программ уже идёт в соответствии с утверждёнными выработанными профессиональными стандартами для нанотехнологов? – В настоящий момент профессиональные стандарты утверждены не по всем направлениям, но это не означает, что нет никаких условий для коррекции существующих образовательных программ. Если вы знаете, то новое поколение стандартов в этой области предполагает вариативность образовательных программ. Так, в магистратуре – 70 процентов вариативности, в бакалавриате – 50 процентов. Что это означает? Университет должен взаимодействовать с рынком труда и подстраивать свои учебные планы в рамках своих полномочий под те запросы, которые идут с рынка труда. Да, безусловно – есть проблемы, связанные с тем, что не всегда эти запросы достаточно точно сформулированы. Но это процесс. Целый ряд университетов работает именно так, как я говорю, – взаимодействуя с корпорациями, компаниями, корректируя свои учебные планы, привязки к спросу на специалистов этих секторов рынка. И там, в этих университетах, выпускники не "мечутся", а уже точно после третьего курса определяются, где они впоследствии будут работать. И "затачивают" этих ребят именно под потребности данных компаний. Каковы промежуточные итоги в работе над стандартами? – На данный момент разрабатываются стандарты для таких специализаций, как наноинженерия, метрология, материаловедение. В их выработке участвуют специалисты-учёные, практики, наши проектные компании, компании, работающие на этом рынке, представители РАН, РНЦ "Курчатовский институт", вузовские профессора. Это совместная работа. Стандарты ещё не утверждены, идёт первое обсуждение. Что именно нужно изменить в образовательных программах вузов по нанонаправлению? Коррекция касается базовых дисциплин, специальных? – Нас интересуют конкретные знания конкретных технологий, которых зачастую в образовательных программах не существует. С такими программами часто получается как с теми генералами в штабах, которые готовятся к прошедшей войне. Как это изменить? Это всеобщая задача. Не может одна корпорация в одиночку эту проблему решить. Так же, как университет в одиночку не может справиться с ней. Проблема взаимодействия, организация эффективного взаимодействия – это основная задача. Условия для её решения сейчас созданы. Есть права у работодателей, есть влияние на содержание программ, есть интерес университетов (особенно с учётом нынешней демографии) взаимодействовать с работодателями. Поэтому я рассчитываю на результаты. Целый ряд университетов таким образом работает. В Рыбинске запущено производство с участием "Роснано", и ещё раньше было объявлено, что Рыбинская государственная авиационная технологическая академия (РГАТА) будет готовить специалистов для него. Как идёт процесс их обучения? – Образовательная программа разработана. Среди её участников – РГАТА, РНЦ "Курчатовский институт", МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГТУ "Станкин", Центр коллективного пользования научным оборудованием "Диагностика микро– и наноструктур" в Ярославле. То есть это совместная программа. Построена она по модульному принципу. Соответственно, мы сейчас вводим требование ко всем программам – международное участие, чтобы в них были учтены передовые технологии. Так, в программе в Рыбинске будут задействованы профессора из Германии, Швейцарии, Польши. Она, на мой взгляд, вполне сбалансирована с требованиями работодателей. Сейчас, буквально через неделю, начнётся подготовка 25 человек из числа сотрудников инженерно-технического состава ЗАО "НИР".
Справка STRF.ru: Есть ли выпускники у ваших программ повышения квалификации? Какие об этих специалистах мнения? – Выпусков ещё нет, они будут в этом году. Как вы отбираете вузы, с которыми предполагаете сотрудничать? – Вузы для всех 20 программ, которые одобрены (их список есть на сайте), мы отбираем на конкурсе. Мы не приходим к конкретным организациям и не говорим: "Мы эту программу будем делать с вами". Напротив – мы объявляем конкурс, публикуем информацию в открытом доступе в интернете. Немногие вузы участвуют в этих конкурсах. Знаете, почему? Потому что мы выставляем довольно жёсткие требования. И технические задания, как говорят представители вузовской общественности, существенно серьёзнее, чем те, к которым они привыкли. Более того, здесь постоянно идёт мониторинг со стороны корпорации и проектных компаний, к чему они тоже не очень привыкли. Поэтому условия некомфортные. Но те, кто удовлетворяет этим требованиям, имеет перспективы. Они, в том числе и за счёт "Роснано", получают дополнительный интеллектуальный ресурс и могут его применять в своих программах подготовки специалистов основного высшего профессионального образования.
Справка STRF.ru: С целью обеспечения растущих кадровых потребностей проектных компаний в 2010 году начался отбор образовательных программ, сочетающих специфические для компаний инженерно-технические знания с формированием менеджерских и предпринимательских навыков в области коммерциализации технологий, организации и ведения высокотехнологического бизнеса. Эти образовательные программы предусматривают активное вовлечение международного опыта: стажировки, приглашение ведущих зарубежных специалистов, создание совместных программ. Первая программа по управленческой проблематике в настоящее время разрабатывается, и первые занятия пройдут в сентябре 2010 года. Слушателями этой программы станут сотрудники таких проектных компаний "Роснано", как ЗАО "Галилео Нанотех" (Москва), ООО "Данафлекс-Нано" (Казань), ЗАО "ОптоГан" (Санкт-Петербург), ОАО "Авангард" (Санкт-Петербург). Переподготовку пройдут инженеры этих компаний, которые будут, главным образом, получать компетенции менеджера инновационной компании. Помимо этого каждая подгруппа освоит специальные модули, направленные на развитие профессиональных знаний и умений, связанных с конкретными технологиями. Программу ведут признанные вузы: управленческий блок – Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, технологический блок – исследовательский университет "Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики" (ИТМО). По информации пресс-службы "Роснано"
Беседовала Татьяна Пичугина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |