Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 27 ноября 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Школьный тест бессмертен

08 июня 2010 21:15

Президент США Барак Обама. Фото с сайта www.ru.wikipedia.org
Президент США Барак Обама. Фото с сайта www.ru.wikipedia.org
Еще во время своей предвыборной кампании будущий президент США Барак Обама критиковал школьное образование в США. И обещал, придя к власти, провести соответствующую реформу. Политика его предшественника Джорджа Буша в области образования основывалась на тесном увязывании результатов работы школы с тестированием школьников. Школы с плохими результатами подвергались высоким административным штрафам, хорошие – поощрялись. Но Обама решил пойти дальше своего предшественника.

Здесь важно заметить, что в отличие от России в США нет единой федеральной программы школьного обучения. Вопросы учебного плана, набор предметов, вопросы школьного расписания решаются на уровне отдельных штатов, вернее, на уровне созданного в каждом штате совета по образованию. Такова школьная американская демократия в действии – образование школьника практически полностью сосредоточено в руках простого учителя и зависит от его персональной подготовки.

Ежегодному тестированию подвергается каждый американский ученик начиная с третьего класса школы вплоть до ее окончания. По результатам теста оценивается работа школы и курирующего ее совета по образованию. Результаты тестов учитываются при поступлении в колледжи и университеты (вычисляется средний балл оценок, полученных при школьном тестировании). Зачисление в колледж осуществляется по результатам специального общефедерального теста на интеллектуальные способности выпускников (SAT – Scholastic Aptitude Test) и среднему баллу оценок по основным предметам школы. В дополнение к тесту ученик пишет эссе – что-то вроде автобиографического повествования. На практике особого значения эссе не имеет.

Подавляющее число тестов проводится в двух формах: в виде вопросов и ответов к ним, данным на выбор. Или же в форме вопросов, требующих ответа "да" и "нет". В идеале SAT – это комбинированный тест. Первое, что он измеряет, – наличие знаний у выпускника по предмету. И второе – он должен выяснить способности ученика к математическому или логическому мышлению. Второе должно бы стать наиболее важным при приеме в высшие заведения. Но не всегда получается на деле так, как задумано. Содержание тестов в американском обществе тоже вызывает скепсис, тревогу и критику.

Чем выше результаты SAT, тем более вероятно для абитуриента поступление в наиболее престижные университеты страны. Поэтому SAT – повод для настоящей родительской истерии.

В 30-е годы прошлого века президентом Гарварда Джеймсом Конантом был придуман план для взращивания новой элиты. И появился тест, который, по планам создателей, способствовал бы отбору талантливых людей и превращению в итоге классового общества в бесклассовое. Случилось наоборот. Тест оказался мощным и надежно закрепляющим средством поступления привилегированных студентов в престижные высшие заведения. И чаще всего получается, что тест лишь определяет приобретенные навыки, а не врожденные способности, как планировали ранее. Главный итог американского теста: чем богаче семья, чем лучше школа и социальное окружение, тем выше результаты экзамена.

Так вот, президент США Обама, приняв во внимание этот конечный итог тестирования и удостоверившись, что черное население стабильно показывает результаты в школьном образовании слабее белого населения, решает в первую очередь ликвидировать разрыв в образовании между школами. Сделать это можно, уверен он, приняв единые стандарты образования по всей стране.

При этом, "подняв планку высоко вверх", говорит Обама в своей речи к Конгрессу, необходимо оставить школе академические и финансовые свободы, позволив ей самой решать, как этих высот достичь. И основное внимание американский президент намерен уделить так называемым чартерным школам (аналог автономных школ в РФ, с государственным финансированием и полной свободой распоряжения школой своими финансами). Тестирование, таким образом, перестанет быть делом только самого штата и станет своего рода американским ЕГЭ. Стандартизация тестирования – это предполагаемая цель правительства Обамы. Таким образом, президент США планирует поставить школьное образование на соревновательные рельсы.

Вообще, то, что сегодня происходит в мире, – это стремление к соревнованию образовательных систем. Нужно это все для освоения (или завоевания) международного образовательного пространства. Компания МсKinsey, сравнив образовательные системы разных стран мира, подготовила доклад для министров образования ведущих стран, где определила признаки хорошей системы образования.

Хороша та система, которая, во-первых, отвечает международным стандартам. Следовательно, та, которая изучает стандарты обучения в других странах, сравнивает их результаты со своими и понимает причины своего отставания. До последнего времени в США и Австралии разрабатывали стандарты с учетом собственного опыта. Изменения начались в США только после того, как правительство США призналось во всеуслышание, что школьное американское образование отстает.

Вторым главным признаком хорошей образовательной системы считается зависимость качества образования от работающих в ней людей. Тщательный отбор учителей, их подготовка и переподготовка – вот что нужно хорошей образовательной системе. Система поощрения хороших учителей и наказание плохих – то, что происходит сегодня и в РФ, и в США.

И третье – наличие в школах хорошего менеджмента, академических и финансовых свобод. Это опять же пытаются сделать в США и в РФ.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тест как оценивание результатов работы школы вряд ли уйдет с арены любой образовательной системы, стремящейся к международному сотрудничеству и соперничеству. Но… По-другому надо понимать тест (ЕГЭ) как вступительный экзамен в вузы. В США элитные вузы принимают абитуриентов, учитывая оценку их личностных качеств. И выходят за рамки критериев, которые предлагает SAT. Хотя справедливый набор в вузы – головная боль и там. Так что Нобелевская премия наверняка ожидает того, кто изобретет совершенную систему приема...

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы