Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Россия становится космической "служанкой"

04 июня 2010 21:47

Фото с сайта www.postsovet.ru
Фото с сайта www.postsovet.ru
Вчера, 3 июня, в Институте медико-биологических проблем РАН стартовал широко разрекламированный эксперимент "Марс-500", в рамках которого шесть человек проведут 520 дней в изоляции – примерно столько, сколько потребуется для полета до Марса и обратно с использованием перспективных ядерных двигательных установок. Чуть раньше, в конце мая, стало известно об одобрении Научно-техническим советом РКК "Энергия" проекта нового отечественного пилотируемого корабля. Это должна быть универсальная многомодульная машина, рассчитанная на доставку людей и грузов к различным типам пилотируемых комплексов.

Подобные шаги, предпринимаемые в рамках отечественной космической программы, могли бы создать впечатление о возрождении сильной, независимой национальной космонавтики, если бы не одно "но". Космический корабль, каким бы перспективным он ни был, в современных условиях выполняет лишь вспомогательную функцию, доставляя людей и грузы на борт пилотируемого комплекса. Данный комплекс предстает либо в виде околоземной станции, либо собираемой на земной орбите пилотируемой многомодульной системы, предназначенной для полетов в "дальний космос".

Однако единственная на данный момент околоземная станция МКС прекратит свое существование в 2020 году. При ударных темпах создания новый корабль не будет готов к регулярной эксплуатации раньше чем через 6–7 лет. Это значит, что он начнет летать к МКС лишь "под занавес" ее эксплуатации, что, безусловно, не оправдает очень больших средств, вложенных в его проектирование и постройку.

Аналогичная ситуация и с экспериментом "Марс-500". Он может быть оправдан лишь постольку, поскольку Россия действительно ставила бы задачу полета к Марсу. Однако самая "грандиозная" цель, более или менее четко определенная Роскосмосом, – это ОПСЭК (орбитальный пилотируемый сборочно-экспериментальный комплекс). Это "новое слово" в космонавтике – абсолютно аморфное с точки зрения поставленных перед ним целей и задач сооружение, необходимость постройки которого не доказана ни теоретическими расчетами, ни практическим опытом. Никаких экспериментов в изоляции для подготовки к осуществлению этой мертворожденной идеи не требуется и в помине. Проект "Марс-500" нужен лишь для отработки миссий в дальний космос.

Однако реализовать подобные миссии возможно лишь с помощью техники типа той, которая разработана в РКК "Энергия". Речь идет о так называемом "Межпланетном экспериментальном комплексе" (МЭК). Ему под силу добраться до околомарсианской орбиты, вернуться обратно и даже какое-то время работать в качестве околоземного комплекса, дожидаясь нового экипажа, чтоб вместе с ним отправиться в повторный полет к Красной планете.

Именно для обслуживания МЭКа можно было бы создать корабль, а для подготовки экипажа комплекса осуществить "Марс-500". Но в официальных планах Роскосмоса на обозримое будущее нет ничего подобного ни МЭКу, ни какой-либо другой системе, предназначенной для исследования и освоения дальнего космоса.

Напрашивается вывод: Роскосмос "благословил" новый корабль и "Марс-500" с надеждой, что и на то и на другое найдутся иностранные клиенты, готовые заплатить за использование российской техники и знаний. Непонятно, правда, кто эти клиенты. США из этого списка можно исключить. В настоящее время NASA рассматривает четыре варианта нового американского корабля – "сменщика" шаттлов, и можно не сомневаться, что один из них будет реализован до конца нынешнего десятилетия. Индия планирует запустить свой корабль к 2015 году, а Европа и Япония, если не создадут собственную технику для полетов на околоземную орбиту, то с большой долей вероятности традиционно прибегнут к услугам США, а не России.

Что же касается эксперимента "Марс-500", то даже США – единственная страна, официально нацелившаяся на миссии в дальний космос не позднее 2025 года, – не проявила особого интереса к участию в этом эксперименте, показателем чего стало отсутствие американца среди тех, кому предстоит пробыть в изоляции больше полутысячи дней. (Правда, Национальный исследовательский институт космической биологии и медицины США все же будет наблюдать за ходом проведения "Марса-500".) Даже пресловутый ОПСЭК, видимо, был задуман как "сборочный цех" для космической техники других стран, ибо России нечего будет на нем собирать.

Юрий Юрьевич Караш – доктор наук (Ph.D.) США по специальности "Космическая политика и международные отношения", член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского.

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы