|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Дефекты отечественного экономического образования27 мая 2010 22:26
Согласно статистике, спрос абитуриентов на экономические специальности поистине неиссякаем: стать экономистом стремится чуть ли не каждый третий школьник в российских городах. В стране практически не осталось ни одного вуза, который не открыл бы у себя факультет по экономическим специальностям. Парадокс перепроизводства в стране "номинальных экономистов" тревожит как потенциальных работодателей, так и преподавателей вузов. "Нынешняя ситуация избытка сомнительных дипломированных специалистов особенно удивительна на фоне высокой потребности в квалифицированных экономистах, которую сегодня остро ощущают уже не только крупные фирмы, но и средние", – отмечали участники дискуссии. Оценивая ситуацию, ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев посетовал, что само слово "экономист" имеет много значений, а в России – особенно. По данным Гуриева, в России сегодня есть сотни факультетов экономики – по разным данным, от 600 до 1 тыс. Но с точки зрения экономической науки и экономического образования Россия находится по-прежнему позади Бельгии и Нидерландов. "Среднее качество образования довольно низкое, – сообщил Гуриев. – Но по-другому и быть не может. Откуда можно взять в России десятки тысяч преподавателей?" Тем не менее, по его словам, спрос на хороших экономистов очень велик. В свою очередь, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев привел данные статистики, согласно которым в 1986 году доля специалистов в области "экономика и управление" в общем выпуске специалистов составила 8,5%, в 1990-м – 15,8%, в 1995-м – 20,4%, в 2002-м – 26,7%, в 2009-м – 31,2%. "То есть у нас сегодня почти каждый третий выпускник – специалист в области экономики и управления, что вполне сопоставимо с мировыми показателями, – констатировал он. – Как работодатель могу сказать, что меня нынешнее качество образования не удовлетворяет. Такое впечатление, что лет 7–8 назад ситуация была даже лучше". Причин для этого, по мнению Николаева, несколько. "Главная – настоящего спроса на независимую экономическую аналитику в России сегодня нет. Второе – недостатки образования – его недостаточная фундаментальность, – перечисляет аналитик. – Третье – ущербная мотивация выпускников: есть ориентация на получение административно-статусной ренты, когда студенты откровенно говорят о том, что зарплата их не интересует, главное – статус. И последнее – политика внушения студентам-экономистам их элитарности, которая происходит в ведущих вузах". По его мнению, первым признаком положительных изменений станет качественное изменение в лучшую сторону экономической политики государства. Гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко считает, что вузам следует быть более клиентоориентированными.
Комментируя ситуацию, гендиректор компании "ФинЭкспертиза. Консалтинг" Дмитрий Шустерняк отметил, что экономистов в России сегодня много, проблема в том, что хороших – мало. "Причина – низкий уровень преподавания. Вслепую копировать западные методики в наших условиях непрактично, а нарабатывать собственные – это серьезный труд, – считает он. – Хороший экономист – тот, кто хорошо управляет деньгами и знает им цену. Но в России крупные предприятия недостатка в деньгах не испытывают, так что и повышать эффективность расходов необязательно. А если случается кризис, то ищут стрелочника. Вот и все объяснения".
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |