|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Без Кремля не управлять!27 мая 2010 22:13
Дмитрий Медведев подписал распоряжение о согласовании кандидатур представителей государства в советах директоров стратегических предприятий. Полное название документа – "О согласовании кандидатур представителей государства в органах управления стратегических акционерных обществ". Первым пунктом распоряжения устанавливается, что правительство должно согласовать кандидатуры в советы директоров (наблюдательные советы) акционерных обществ, включённых в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, с Администрацией президента. "Указанные проекты решений направляются на согласование в АП не позднее чем за 30 дней до окончания установленного законодательством Российской Федерации срока выдвижения этих кандидатур", – говорится в тексте распоряжения. Правительство также будет должно согласовывать директивы представителям государства в акционерных обществах по голосованию на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) "по вопросам избрания и прекращения полномочий председателей советов директоров (наблюдательных советов) этих обществ, наделения полномочиями единоличных исполнительных органов и прекращения полномочий единоличных исполнительных органов этих обществ, а также по вопросу передачи функций исполнительных органов указанных акционерных обществ управляющим организациям". Иными словами — как голосовать представителям государства по кандидатуре гендиректора или предправления госкомпаний, включенных в перечень от 2004 года. В перечень этот входит на данный момент, как указали в администрации президента, 213 акционерных обществ (на момент принятия перечня в 2004 году было более 500). В их числе – "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "Алроса", РЖД. Выбыла после реформирования РАО ЕЭС (ее место в госсекторе заняли ФСК и "ИнтерРАО"). Центробанку рекомендовано согласовывать кандидатуры в коммерческих банках, в капитале которых участвует государство (прежде всего, Сбербанк и ВТБ). Официально решение принято "в целях усиления координации действий государственных органов в реализации решений, направленных на повышение эффективности работы государственного сектора экономики, усиление её позитивного воздействия на экономическое и социальное развитие страны, обеспечение перехода российской экономики на инновационный путь развития". Кроме того, как говорится в справке Государственно-правового управления, "порядок согласования кандидатур существовал и раньше, однако круг акционерных обществ, в отношении которых он действовал, не был чётко обусловлен особенностями современного этапа социально-экономического развития страны, стоящими перед ней вызовами и угрозами". То есть — порядок формализуется — все принципиальные решения по госкомпаниям должны будут приниматься по согласованию с администрацией президента и никак иначе. Как бы ни хотелось поверить в плановую и согласованную работу "правящего тандема", сдается, что администрации Медведева не хватает рычагов влияния — как в деле провозглашенной модернизации, так и в деле сохранения реальных властных полномочий накануне 2012 года и после. Ведь 2012 год — это же вызов, "стоящий перед страной"? В "Транснефти" сидит коллега Путина по ГДР Николай Токарев, в РЖД — Владимир Якунин (тоже вполне путинский кадр). "Роснефть" практически подчиняется вице-премьеру Игорю Сечину (много лет работал помощником Путина). Ему же — энергетически активы государства. В Сбере и ВТБ — тоже соратники Владимира Путина — Греф и Костин. "Газпром" представляет собой "государство в государстве". Модернизационно-ииновационная повестка может ими легко игнорироваться. Как и политика администрации Медведева вообще. Распоряжение — это и попытка вернуть госкомпании под контроль администрации. Кого конкретно оно может коснуться — не вполне ясно. Ясно, что годовые собрания акционеров и (заседания советов директоров по подготовке собрания акционеров уже прошли) с отчетами по году проходят в июне — то есть менее чем через месяц, обозначенный в распоряжении. 18 июня в Петербурге соберутся акционеры "Роснефти". Сбербанк и ВТБ проведут собрание акционеров двумя неделями ранее – 4 июня. Акционеры "Газпрома" будут голосовать ровно через 30 дней — 25 июня. Отсечка дана — отсчет пошел. Низкую долю НИОКРов в бюджетах госкомпаний постоянно критикуют, в том числе и публично. Однако, как представляется, методом снятия одних директоров и назначения других задачу решить невозможно. Во-первых, сложно себе представить генерацию неких инновационных директоров коммерческой компании, которым интересы извлечения прибыли менее милы, нежели венчурные проекты. Во-вторых, специфика государственных бизнес-империй в повторении государственных методов управления всего и вся. В таких условиях можно на НИОКРы из инвестпрограммы половину выделить — что-то утащат, что-то уйдет в пустоту(на исследование проблем уфологии, например). Пока не включится режим ручного управления и предправления Миллер (президент Богданчиков, президент Якунин) не прикажет срочно "инновировать". Чем новые члены будут лучше? По степени эффективности — ничем. Однако смысл имеется. Все перечисленные чиновники и госменеджеры — сильные лоббисты, торгующие основным ресурсом — близостью к телу Владимира Путина. Всю мощь их амбиций и ресурсный потенциал можно было наблюдать во время общения Владимира Путина с "простыми россиянами" в декабре. Теперь, по крайней мере формально, им придется согласовывать кадровую и иную политику с администрацией президента. Иначе есть риск лишиться своих постов и сфер влияния. В распоряжении президента де-факто имеются рычаги к перехвату власти в госкомпаниях и "выселению" оттуда путинской когорты менеджеров. Это бы дало Дмитрию Медведеву и его администрации реальную власть над государственной собственностью и финансовый ресурс, независимый воли путинских управленцев. Каковые ресурсы можно было бы направить на любые задачи, вплоть до выигрыша чемпионата мира по футболу или сохранения/приобретения реальной власти Дмитрием Медведевым. Безусловно, реализация такого сценария означала бы разбалансировку сил, поэтому он представляется невероятным. Однако даже как возможная угроза — распоряжение может оказаться действенным в деле реализации проекта "Медведев-президент в 2012 году". Ну или в перенаправлении финансовых потоков нефтегазовых госкомпаний на какие-нибудь инновации, на худой конец.
Михаил Захаров
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |