Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 24 апреля 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Религия в школе: можно договориться?

21 апреля 2010 20:12

Заместитель министра образования и науки РФ Исаак  Калина. Фото с сайта www.strf.ru
Заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Согласно исследованию, проведённому фондом "Общественное мнение", 63 процента россиян положительно относятся к введению в школах данного курса, 17 процентов — отрицательно. Участники опроса считают, что этот предмет будет способствовать культурному и духовному развитию детей: школьники получат знание о религиях, станут более дисциплинированными и будут более уважительно относиться к старшим. Ещё россияне надеются, что изучение предмета сделает их детей более религиозными, у них появится вера в Бога. Среди отрицательных последствий введения курса респонденты назвали увеличение нагрузки на школьников. Они опасаются, что ребятам будут "навязывать религию", а предмет — некорректно преподавать плохие педагоги. Более половины респондентов (53 процента) считает, что этот курс должен преподаваться в школе в качестве факультатива, 20 процентов — что он должен быть обязательным для всех, а 11 уверены, что его вообще следует убрать из школьной программы

Сможет ли курс "Основы религиозных культур и светской этики" решить возложенную на него сверхзадачу, обозначенную лозунгом: "Мы разные, но мы граждане одной страны"? Научатся ли дети слушать и уважать друг друга, если в мире взрослых они сами этого не будут наблюдать?

Уже лет десять в России не прекращаются споры о целесообразности введения в школах обязательного курса по религии. Попытки организовать его изучение всякий раз заканчивались скандалом. Изначально предполагалось, что ученики будут знакомиться с основами православной культуры, но это вызвало возмущение других религиозных объединений. Стали думать, как можно угодить всем. Дебаты, наверное, продолжались бы долго, если бы президент страны не поставил в этом вопросе точку. Летом 2009 года Дмитрий Медведев предложил провести эксперимент по изучению основ религиозных культур.

В нашумевший эксперимент по введению "Основ религиозных культур и светской этики" вовлечены около 300 тысяч школьников и 15 тысяч учителей

Для апробации курса выбрали 19 регионов. С 1 апреля этого года у четвероклассников появился новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики". Ученикам на выбор предложили изучать один из шести модулей:

— Основы православной культуры;

— Основы исламской культуры;

— Основы буддийской культуры;

— Основы иудейской культуры;

— Основы мировых религиозных культур;

— Основы светской этики.

Первый и последние четыре урока будут одинаковыми для всех модулей, то есть в начале и конце курса четвероклассники будут учиться вместе — рассчитано нововведение на две четверти. Младших школьников будут учить добру, милосердию и ответственности на примерах из Библии, Корана, Талмуда и других священных книг. А в рамках светской этики им расскажут о семейных ценностях и праздниках, познакомят с дворянским кодексом чести, моралью защитника Отечества, нравственными традициями предпринимательства.

И хотя среди целей программы значится "формирование общества, основанного на согласии и понимании", курс по-прежнему вызывает множество споров, разногласий, а главное — вопросов.

Многие не знают, какой смысл у этого нововведения. Почему дети поставлены перед таким странным выбором — между основами религиозных культур и светской этикой? Разве их можно соотнести друг с другом?

И неужели верующим людям не нужно знать этику? В ущерб чему вводится новый курс, если постоянно говорится о перегрузке учеников? Эксперты отмечают, что общество оказалось не готово к введению нового предмета, именно поэтому он вызывает столько критики и пессимистичных прогнозов.

Постараемся объективно и беспристрастно (насколько это возможно в таком сложном и деликатном вопросе) разобраться, какие риски влечёт за собой данный эксперимент и как избежать перегибов в преподавании нового предмета.

А учить-то некому

Кто должен преподавать основы религиозных культур в школах — один из самых спорных вопросов нового эксперимента. В Минобрнауки заверяют: беспокоиться не из-за чего — педагоги прошли хорошую подготовку.

К принципиально новому для российских школ предмету учителей готовили в течение месяца. В каждом из 19 регионов, участвующих в эксперименте, были организованы курсы повышения квалификации. Занятия вели тренеры, которых в свою очередь столько же времени обучали в Москве на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Независимо от того, какой модуль будет преподавать учитель, каждого из них на курсах познакомили со всеми шести, чтобы дать целостное представление о новом предмете.

"Поначалу многие педагоги не в полной мере понимали предназначение нового курса, его цели, задачи, что вызывало в их среде тревогу, — рассказывает первый проректор Академии повышения квалификации Алексей Рытов. — В ходе занятий им стало понятно, что это культурологический курс, что он носит абсолютно светский характер, направлен на то, чтобы дети лучше понимали окружающий мир, который не представляет собой некую мономассу".

Как отмечает Рытов, в эксперименте согласились участвовать те регионы, в которых тематика духовно-нравственного воспитания детей находится на серьёзном уровне, то есть в том или ином виде этот предмет там уже преподавался. И они могут апробировать новый курс на базе имеющихся заделов.

"Основы религиозных культур и светской этики" будут вести в основном учителя начальных классов, истории, обществознания, русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки.

По мнению министра образования Андрея Фурсенко, культуру религий и этику в будущем могли бы с успехом преподавать даже учителя физики и математики

Смелые заявления министра поддерживают не очень многие. "Проблема учителей очевидна: они не готовы к преподаванию этого предмета, — считает Владимир Лавров, руководитель центра религии и церкви в России Института российской истории РАН. — Среди тех, кто проходил курсы повышения квалификации (я встречался с ними), есть люди, которые готовы преподавать всё что угодно, лишь бы им платили деньги. Есть некоторое количество верующих людей: на глаз их — пять процентов. Большинство просто интересуется этой темой. Это хорошо, но их знаний и компетенций очевидно не хватает".

Эту точку зрения разделяет сотрудник сектора философии религии Института философии РАН Антонина Лазарева: "Месячных курсов явно недостаточно, чтобы освоить такой глубокий материал и передавать эти знания детям. Хотя они им и преподносятся самые поверхностные, учителю всё равно требуется двух– или трёхлетняя подготовка, чтобы разбираться в теме".

Преподаватель курса "История религии" Литературного института им. А. М. Горького Ольга Зайцева считает, что подобного рода предметы должны вести подготовленные специалисты. Не историки, не литераторы, а именно специалисты по религии. В идеале это должен быть вузовский преподаватель, который способен работать с детьми. Понятно, что это очень узкая группа людей. Но их подготовкой следовало бы озаботиться прежде, чем вводить в школах такие предметы.

Внешние оценки экспертов кому-то могут показаться слишком резкими и необъективными. Чтобы убедиться в обратном или, напротив, подтвердить эту точку зрения, мы поговорили с некоторыми педагогами, которые начали вести новый курс.

На все руки мастер

В школе № 4 Шадринска Курганской области модуль "Основы светской этики" преподаёт Светлана Винтовкина, учитель, по её меткому выражению, "многопрофильной специальности". За 30 лет, что она посвятила любимой профессии, она работала учителем математики, физики и информатики(!). Последние полгода она находилась на пенсии. Когда в школе возникла необходимость преподавать новый предмет, Светлане Викторовне позвонила директор и попросила выйти на работу.

"По натуре я человек, который любит всё новое, поэтому решила попробовать, — говорит Светлана Винтовкина. — Хотя я не гуманитарий, но очень интересуюсь вопросами этики, в школе много лет вела факультативы по этике и психологии семейной жизни. А сейчас прошла 9-дневные (!) курсы в Кургане и начала работать. Думаю, в первый год будет сложно: к каждому уроку придётся готовиться не по одному часу, а может, и не по одному дню. Но я настроена оптимистично. Думаю, года два точно проработаю".

В школе — четыре четвёртых класса. Ученики выбрали три модуля: "Основы православной культуры", "Основы религиозных культур" и "Основы светской этики". На последнем выбор остановило большинство учащихся, так что Светлана Винтовкина будет работать с двумя группами: по 30 человек и 25.

Ещё в одной школе, участвующей в эксперименте, — Второй новосибирской гимназии — дети выбрали только один модуль "Основы светской этики". "У всех четырёх классов занятия будет вести преподаватель Педагогического университета, которая прошла очень серьёзную подготовку в Москве, — говорит директор гимназии Ирина Михно. — Важно, что этим предметом займётся не просто учитель начальных классов.

Когда школа сталкивается с экспериментами, всем управляет неподготовленная “Марья Ивановна” — одни и те же учителя занимаются самыми разными проектами

А это вряд ли можно считать успешной практикой. Я доверяю нашему опытному и грамотному преподавателю, поэтому спокойно отношусь к новшеству. Мы можем половину класса отправить на информатику или хореографию, а другую — на светскую этику".

Пока идёт апробация курса, в этой работе задействовали лучших педагогов, цвет учительства, считает Лада Сыроватко — калининградский учитель из гимназии № 49, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса "Лучший учитель" в рамках нацпроекта "Образование" (2006 год). Она также будет участвовать в эксперименте. По её мнению, если предмет будет внедрён широкомасштабно, то возникнет серьёзнейшая проблема с преподавателями: "Я не хочу никого обидеть, но для большинства учителей начальных классов эта проблематика (основы религиозных культур и светской этики — прим. ред.) слишком сложна. Они не готовы к ней так, как, например, историки, литераторы или даже естественники, если они занимались вопросами философии. Хотя есть отдельные учителя начальной школы, которые удивительно талантливы и могут вести и этот курс. Но в целом его должны преподавать учителя-предметники".

На сам эксперимент Лада Сыроватко возлагает большие надежды. Она считает, что этот курс должен повысить роль учителя, вернуть ему предназначение наставника и собеседника, которое в последние годы начало утрачиваться, и педагог стал восприниматься исключительно как путеводитель по информации.

Не начались бы бои в школе…

Качество учебников по "Основам религиозных культур и светской этики" — ещё одна излюбленная тема для противников эксперимента. Пособия доверили написать представителям конфессий. Причём, сделать это они должны были в очень сжатые сроки — буквально за 2—3 месяца. В связи с этим некоторые авторы взяли за основу иностранные учебники.

Отношение к религии в школе не должно быть вероучительным, считает Александр Кондаков, генеральный директор ИД "Просвещения", выпустившего учебники по новому курсу. По его словам, при их подготовке авторы ориентировались на познавательное отношение к религии. Книги выполнены красочно (здесь учитывался возраст учащихся), содержат большое количество иллюстраций. Пособия дополняет специальная брошюра для родителей, в которой рассказывается, что представляет собой курс. Кроме того, подготовлены и отдельные пособия для учителей.

Как утверждают представители конфессий, их учебники лишены миссионерского начала, поэтому детям на уроках не будут "навязывать религию", просить заучивать отрывки из Священных Писаний или молитвы

В обществе недоверчиво относятся к таким заявлениям. "Учебники готовили священнослужители, которые преподают либо в духовных образовательных структурах, либо в воскресных школах, где имеют дело с верующими учащимися. Так что есть опасность, что при работе над книгами они воспринимали школьников как паству", — рассуждает Баатр Китинов, и. о. заведующего кафедрой всеобщей истории Российского университета дружбы народов, автор учебного пособия для школьных педагогов по "Основам буддийской культуры".

Преподаватели нового курса уверены, что опасаться нечего: на уроках будут говорить об истории религии, красоте храмов, традициях. Агитировать ребят за то, чтобы они пополнили ряды верующих, никто не собирается, это строго-настрого запрещено, иначе учителя лишатся работы.

"Курс не имеет миссионерской направленности, — подчёркивает первый проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Алексей Рытов. — Надо видеть пособия, знать программу. Все тексты проходили перекрёстную экспертизу: учебники одной конфессии отдавались в другую, оценивались учёными из РАН, РАО. В результате была утверждена и определённая структура уроков. Педагоги не могут по своему желанию изменить её и, например, заставить детей заучивать молитву “Отче наш”".

Возможность выбора курса (пусть и добровольная) может привести к разделению школьников по религиозному принципу и к неизбежным конфликтам на этой почве

На протяжении многих веков религии помогали одним народам выживать среди других, под религиозными знамёнами шли воевать и защищать собственные земли. "Не начались бы бои в школе из-за неделикатного подхода к этому вопросу, — опасается философ Антонина Лазарева. — Нужно объяснять детям, что религия не знает национальностей, она сверхнациональна, но усваивается она “по-национальному”, в связи с национальными идеалами".

То, что дети в многоконфессиональных регионах начнут выбирать для изучения разные модули, будет способствовать только их разобщению, считают эксперты. А между тем, организаторы программы ставят цель налаживать взаимопонимание в обществе. Зампредседателя Совета муфтиев России, ректор Московского исламского университета Марат Муртазин говорит, что "главная цель курса — добиться того, чтобы дети лучше знали, уважали и любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы — граждане одного государства". Вопрос только в том, как добиться этой цели?

Не логично ли было ввести единый предмет, который максимально объективно и отстранённо рассказывал бы об истории возникновения разных религий, их сути, влиянии на культуру человечества?

В Минобрнауки считают, что введение общего курса могло привести к тому, что получилось бы "всё — обо всём, и ничего — о главном". Для тех семей, которые не хотят, чтобы их дети изучали одну из религиозных культур, в качестве альтернативы и предлагается светская этика.

Светская этика как компромисс

Пока в экспертной среде не утихают споры, как следовало бы организовать преподавание нового предмета, родители, опасаясь, что курс превратится в Закон Божий, предпочли выбрать нечто нейтральное — светскую этику. В некоторых экспериментальных регионах её будут изучать более половины учащихся.

Больше всего учебников напечатали по светской этике — свыше 120 тысяч экземпляров. По основам православной культуры — около 80 тысяч, мировых религиозных культур — почти 60, основам исламской культуры — порядка 40, буддийской и иудейской — более 10 тысяч

Такой значительный "перевес" в пользу светской этики для многих оказался неожиданным. Голосование родителей происходило под давлением, заявил автор учебного курса "Основы православной культуры", профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев (на пресс-конференции в РИА "Новости" "Церковь и молодёжь — проблемное поле" — прим. ред.). Выбор модулей — это результат "политического заказа одной из кремлёвских башен, которым выгодно занизить рейтинг Русской православной церкви", отметил он. Кроме "заказа", на выборе учащихся сказалась и лень чиновников на уровне школ и завучей, которые не захотели разъяснять родителям и детям цели курса.

Защитники "Основ светской этики" считают, что её введение в качестве альтернативы привело на практике к изучению православия (как и остальных религиозных культур) фактически на уровне факультатива, что могло существовать и раньше вне всяких экспериментов и дополнительных программ.

Введение в курс школьной программы основ православной культуры — это как преподавание русского языка — проводят аналогию специалисты, то есть освоение определённого фундамента российской культуры и цивилизации. Когда в качестве его альтернативы предлагают изучение основ каких-то иных религиозных культур, то это то же самое, как если бы в российской школе вместо русского языка предложили изучение какого-то другого — в качестве варианта. Введение же светской этики в этой аналогии — это даже не предложение "учить другой язык", это замена языка на другой предмет, например, математику.

Организаторы эксперимента призывают не драматизировать ситуацию и не расценивать выбор учениками светской этики как победу над религиозными культурами

Не надо сравнивать, в каком регионе победил один модуль, а в каком — другой. Никто ни с кем не сражался. Всем родителям объяснили, что это их свободный выбор. А то, что многие предпочли светскую этику, видимо, связано с тем, что подспудно у взрослых, имеющих атеистическое прошлое, сработал защитный механизм. Когда разговор зашёл о том, что в школах будут преподаваться "Основы религиозных культур", многие испугались прихода в классы "попов с кадилами"…

"Детские и школьные годы родителей нынешних четвероклашек пришлись на момент распада Советского Союза, так что их мировоззрение по отношению к религиозным культурам неустойчиво, — считает профессор РУДН Баатр Китинов. — В стране была одна идеология, она ушла, сейчас формируется новая, в которую религиозно-культурный компонент входит как органичная часть. Требуется время, чтобы это осознать. По большому счёту, общество оказалось не готово к введению этого курса. И хотя разговоры идут давно, но они были общие. А сейчас мы имеем дело с конкретным предметом, его определённым содержанием. Видимо, нужно было более основательно подготовить общество, объяснить, чему конкретно посвятят весь курс и отдельные его модули".

И возраст не тот, и времени мало

Кроме споров о необходимости вводить в школах данный курс, возникает масса вопросов и с его апробацией. Например, готовы ли четвероклассники воспринимать такие сложные темы.

Учёные — историки, философы, религиоведы — чуть ли не в один голос твердят, что для изучения предмета выбраны слишком маленькие дети. "Религия — очень сложная наука, — говорит ведущий научный сотрудник группы религиоведения Института этнологии и антропологии РАН Гиви Цулая. — И в том или ином виде этот предмет обязательно должен быть в школьной программе. Но изучать его надо начинать не ранее, чем с восьмого класса, когда учащиеся могут более-менее осознанно подходить к восприятию того, что хочет донести до них педагог. Тогда они хотя бы смогут задуматься о тех проблемах, которые существуют в этой области. Внутри религий идёт недоверие друг к другу. Один известный православный иерарх, доктор исторических наук, в 1990-х годах перешёл в мусульманство и издал две книги: ”Евангелие глазами мусульманина” и “Преодоление язычества”, в которых утверждает, что в христианстве и, в частности, в православии сильны пережитки язычества. Одним из главных показателей этих пережитков является вера в Троицу. Как тут разберутся учащиеся?".

Данный предмет надо изучать в 10—11 классе, когда ученикам по 15—16 лет, считает Владимир Лавров. Это наиболее оптимальный возраст, когда они сами могут сделать выбор в пользу того или иного модуля, а не их родители, администрация школы или какие-то местные власти.

Однако педагоги считают, что курс основ религиозных культур надо вводить как можно раньше. В принципе, их можно понять. С подростками работать сложнее, у них уже развито критическое мышление, поэтому им просто боятся читать такой курс, который может вызвать не только искренний интерес, но и активное его неприятие.

Кроме слишком юного возраста слушателей курса, специалистов смущает и ничтожно малое время, которое отведено для его изучения. За две четверти нельзя привить любовь к культуре, это какой-то поверхностный подход, уверена философ Антонина Лазарева. Люди, даже верующие, в XIX веке усваивали обрядность, но очень плохо понимали саму веру.

Чего же добьёмся мы? Чтобы у детей сложилось отрывочное, узкое представление в области религиозных культур?

Эксперимент на детях

Сколько бы ни спорили эксперты, сколько бы ни возмущались родители, дело сделано: в регионах курс уже активно преподаётся. Спорить, наверное, уже бесполезно.

Перед стартом эксперимента замминистра образования Исаак Калина признался журналистам, что введение новых предметов всегда отдаёт некой искусственностью. Необходимость в "Основах религиозных культур и светской этики", возможно, и не возникла бы, если бы вопросам религии и этики уделялось больше внимания в рамках других школьных курсов, если бы не было такой катастрофической ситуации с морально-нравственным воспитанием учащихся. Как полагают некоторые эксперты, появление в школьной программе данного курса говорит о том, что власти фактически расписались в собственном бессилии в вопросах поддержания нравственно-этических норм населения, поэтому взвалили эту задачу на религию.

Вопрос в том, сможет ли курс, где первый и последний уроки, согласно задумке, объединяют за партами учеников, изучающих разные модули, решить возложенную на него сверхзадачу, обозначенную лозунгом: "Мы разные, но мы граждане одной страны"?

Смогут ли дети научиться слушать и уважать друг друга, работать вместе, если в мире взрослых они этого не будут наблюдать? Как справедливо заметил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата РПЦ, епископ Зарайский Меркурий, "в состоянии ли мы, взрослые, своим примером, сотрудничеством, взаимным уважением преподать детям основы нравственной и духовной культуры?". Эксперимент, по его мнению, должен стать тестом на демократическую и гражданскую состоятельность нашего общества.

Что ж, время покажет, способно ли общество справиться с этим тестом. Эксперимент, или апробация на детях нового курса уже в разгаре.

Комментарии:

Владислав Носырев: "Как отец двух детей и педагог с 30-летним стажем, я утверждаю, что религии, под каким бы соусом её нам не преподносили, не место в светской школе. Во внеурочное и внешкольное время — пожалуйста, возражений нет.

Самое разумное, что можно было сделать авторам идеи продвижения религии, — это расширение курса школьной истории и введение в учебники главы “История мировых религий” для старших классов.

На практике мы видим полнейшее несовпадение: с одной стороны — показ по центральному телевидению эпатажного сериала “Школа”, несущего сплошной негатив, а с другой — хилые попытки внедрения религиозного курса. На первом этапе все исполнители этого эксперимента будут согласно кивать головами, но, как только политический вектор изменится, все начинания в этой области сойдут на нет".

Ольга Зайцева: "Сама по себе идея недурная, но никуда не годится её реализация. Тут плохо и то, как выглядит структура курса, и то, что ученикам надо выбирать модули, и то, что этот предмет будут вести чуть ли не учителя младших классов, и наличие какой-то непонятной “светской этики”. Если эта затея направлена на то, чтобы дети познакомились с религией, то почему надо выбирать только одну? В общем, я не знаю, зачем это всё делается. Не исключено, что это, скорее, идеологическая вещь, подтверждающая “для галочки”, что государство занимается и духовно-нравственным воспитанием учащихся".

Владимир Лавров: "Безусловно, история религий должна изучаться в средней школе. Однако, на мой взгляд, это должен быть факультативный курс. Если его навязывать, то результат будет исключительно отрицательный. У нас есть дореволюционный опыт, когда насильно заставляли изучать Закон Божий и даже учить молитвы, что вызывало только отторжение. Не надо наступать на одни и те же грабли. Никакого насилия, никаких оценок! А я уже вижу — тесты продаются. Как могут быть тесты по таким глубоким духовным вопросам? Идёт бюрократизация даже такой тонкой материи".

Светлана Карлова, директор краснодарского лицея № 64: "Хотя наш регион попал в число экспериментальных, в нашем учебном заведении мы не стали вводить этот предмет. Хотя на базе начальной школы и 5 класса у нас есть факультатив “Основы православной культуры”. Ребята с удовольствием его посещают. Ведут его учителя начальной школы.

К обязательному изучению религиозных культур я отношусь настороженно. Во-первых, в школе обучаются ребята разных национальностей, и их разделение может привести к конфликтам. Во-вторых, должны быть заранее подготовлены специалисты, которые будут преподавать этот предмет. Высококвалифицированные кадры — одна из главных проблем. И её надо решить, прежде чем втягиваться в такие рисковые эксперименты. Поэтому и существуют пилотные регионы, школы, где этот проект обкатывается. После чего решается, насколько целесообразно вводить новый предмет во всех учебных заведениях".

Баатр Китинов: "Этот курс или ему подобный должен быть в программе школы, причём — как обязательный. Если посмотреть на учебные программы на Западе или Востоке, то там преподаются религия или культура. Допустим, в Непале обязательным является пребывание детей (мальчиков) в монастыре в течение некоторого времени.

К сожалению, мы демонизировали понятие религии, когда долгое время она воспринималась как опиум для народа. И это до сих пор на нас сказывается. Именно отсюда — и экзистенциальный кризис нашей современной культуры, так называемый “гламур”, культ “лёгкой” жизни. Курс буддийской культуры нацелен в итоге на то, чтобы мы воспринимали нашу жизнь с позиций любви и сострадания, позитивно мыслили и стремились к самореализации".

Справка STRF.ru:
Курс "Основы религиозных культур и светской этики" будут преподавать в школах Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечни, Чувашии, Камчатского, Красноярского, Ставропольского краёв, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях и Еврейской автономной области

Марина Муравьёва

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы