Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Возвращение кукурузного мышления

14 апреля 2010 12:57

Иллюстрация с сайта www.ng.ru
Иллюстрация с сайта www.ng.ru
Институт психологии РАН совместно с Высшей школой психологии провели в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований "Наука и политика" экспертный опрос 40 ведущих отечественных науковедов, работающих в научно-исследовательских институтах и вузах. Респондентам, в частности, был задан вопрос о целесообразности переноса нашей академической науки в вузы с предложением обосновать свое мнение.

Положительное отношение к этой регулярно поднимаемой реформаторами отечественной науки идее высказали лишь два респондента. Один из них в своих комментариях отметил: "Без этого не будет ни науки, ни образования", а второй – что это "поднимет уровень науки и преподавания в вузах", ничего не сказав о том, что перенос даст академической науке.

Существенно большее количество – 23% респондентов – ответило, что видит в переносе и положительные, и отрицательные стороны. Среди положительных сторон вновь отмечалось главным образом плодотворное влияние академической науки на вузовскую, а не улучшение первой под влиянием вузовской среды. Впрочем, один респондент и упомянул, что "общение со студентами полезно для ученых".

Но гораздо чаще отмечалось обратное – преподавание отнимает у ученых время, которое было бы лучше посвятить науке. Акцентировалось также, что объемы учебной нагрузки у зарубежных и отечественных преподавателей совершенно несопоставимы. Если зарубежные в среднем уделяют студентам около четырех часов в неделю, то у российских, многие из которых преподают в нескольких вузах, на научные исследования просто не остается времени.

Немало опрошенных выбрали и ответ "другое", что в принципе говорит о слишком категоричной формулировке основных вариантов ответа. Их позиция преимущественно сводилась к тому, что надо всячески стремиться к интеграции академической и вузовской науки, но не путем переносов. Идея такого переноса вызывала аналогию с проектом переноса сибирских рек в Среднюю Азию. Были проведены аналогии и с "кукурузным мышлением" нашего известного политического деятеля.

Основная часть опрошенных уверенно высказалась против переноса. Помимо упомянутых были акцентированы следующие основные аргументы:

– вопреки распространенному у нас мифу основная часть западной науки сосредоточена не в университетах, а в федеральных научных центрах, исследовательских корпорациях и т.д. (например, из 2500 университетов США лишь около 10% проводят научные исследования);

– некоторые западные страны, такие как Япония, явно не удовлетворены университетской моделью организации науки и создают структуры, напоминающие РАН;

– та часть западной науки, которая сосредоточена в университетах, эффективна не благодаря, а вопреки этому, поскольку преподавание, даже при небольшой учебной нагрузке, отнимает у ученого время и не способствует повышению его творческого потенциала;

– ученые РАН, которые имеют склонности к преподаванию, и так им занимаются, при академических институтах создано большое количество вузов, и нелепо "ломиться в открытую дверь";

– по таким показателям, как количество опубликованных работ, индекс цитирования и т.д., наша академическая наука намного продуктивнее вузовской, и ее перенос в вузы существенно понизит ее уровень;

– перестраивание отечественной науки на западный манер напоминает плавание против течения, поскольку подобные схемы реформирования российского общества, реализовывавшиеся в 1990-е годы, дали негативные результаты и наша страна явно движется в обратном направлении.

Таким образом, опрос показал, что основная часть отечественных науковедов, хорошо знающих, как на самом деле организована наука разных стран, относятся к идее переноса нашей академической науки в вузы очень отрицательно. Ощущается и убедительность аргументов contra, и отсутствие внятных аргументов pro.

А главное, малопонятно, в чем состоит смысл этого переноса – в усилении вузовской науки с помощью внешней прививки, в ослаблении академической науки путем ее опускания до вузовского уровня (такие вузы, как МГУ, естественно, представляют собой исключения) или в том, чтобы все у нас было, как на Западе, несмотря на то что почти 20 лет российских реформ продемонстрировали нелепость и неосуществимость этой установки.

Андрей Владиславович Юревич – заместитель директора Института психологии РАН; Татьяна Николаевна Савченко – кандидат психологических наук, ректор Высшей школы психологии.

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы