Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Наперегонки с Индией и Китаем

06 апреля 2010 14:04

Президент компании "Боинг — Россия и СНГ" Сергей Кравченко. Фото с сайта www.strf.ru
Президент компании "Боинг — Россия и СНГ" Сергей Кравченко. Фото с сайта www.strf.ru
"Развивай свои сильные стороны, вместо того чтобы пытаться улучшить слабые", — в разное время писали Бернар Вербер и Карлос Кастанеда. Это мнение разделяет и Сергей Кравченко, президент компании "Боинг — Россия и СНГ", в прошлом — профессор в структуре Российской академии наук. Он считает: Индия и Китай обходят нас в высокотехнологичных производствах и дешёвом сервисе, так давайте использовать то, в чём сильны мы, — разрабатывать инновационные продукты и решения.

До работы в корпорации "Боинг" Сергей Кравченко был научным сотрудником. И то, что происходит в сфере российской науки и высоких технологий, он воспринимает близко к сердцу, "просто душа болит", говорит он. В "Боинге" Кравченко работает 18 лет и считает опыт развития инноваций в структуре американского авиагиганта (а также его поставщиков) небесполезным для России.

Раньше с каждым новым самолётом мы отправляли тонны бумажной технической документации. Ситуация изменилась, когда в ParallelGraphics создали виртуальные инструкции по обслуживанию и ремонту самолёта

"В мире высоких технологий в последнее время выстроилась своего рода пирамида, — говорит Сергей Кравченко. — На её вершине находится то, что ведущие компании всегда оставляют себе, — продажи и маркетинг. В основании пирамиды — сервис и производство, которые постепенно перемещаются в Индию и Китай. В её середине — разработка инновационных продуктов".

Индия и Китай делают скачок за счёт того, что миру нужно быстро выводить продукцию на рынок. В этих странах сосредоточены высокотехнологичные производства (преимущественно в Китае) и сервисы (преимущественно в Индии). И, похоже, мы от обеих стран здорово отстали. Поэтому, полагает Кравченко, России стоит сосредоточиться именно на середине этой пирамиды — разработке инновационных продуктов и решений (в его терминологии — интеллектуальных сервисов) и их экспорте на Запад. Это вначале, а затем эта модель должна заработать и на внутреннем рынке. По словам Кравченко, когда инновационный бум охватил Индию, то вновь создаваемые компании, в подавляющем большинстве айтишные, на 98 процентов работали на Запад. Прошло 10 лет, и эта цифра стала равняться 80. Инновационная революция не проходит даром — внутри страны появляются структуры, в которых есть спрос на интеллектуальные активы.

Итак, интеллектуальные сервисы — это потенциальный конкурентоспособный рынок российской экономики. Сейчас его доля в стране не так уж и велика, по оценке Кравченко, ежегодно создаётся продукции примерно на 1 миллиард долларов, и в этом бизнесе работают несколько крупных транснациональных корпораций — Boeing, Intel, Motorola, Samsung, Daimler, EADS/Airbus. Однако это микроскопически мало по сравнению с той же Индией — там интеллектуальной продукции, в основном IT-сервисов, экспортируют на 32 миллиарда долларов тысячами компаний, утверждает Кравченко.

В качестве примера работы интеллектуальных сервисов Сергей Кравченко привёл "Боинг" и его компании-поставщики. В конструкторском центре "Боинг" в Москве — более 1000 российских инженеров, нанимаемых по аутсорсингу из партнёрских компаний, которые работают над проектированием узлов американских самолётов. По словам Кравченко, такая бизнес-модель была принята российским подразделением компании ещё в 1990-х годах, когда оказалось, что сотрудничество напрямую с бывшими флагманами советского авиастроения не очень эффективно. "Стало ясно, что через государственные предприятия (это был конец 90-х) мы не можем вернуть в высокотехнологическую промышленность людей, которые из неё ушли. Они работали таксистами, продавали мороженое, сидели в обменных пунктах, самые счастливые из них занимали должности программистов в банках. Тогда мы пошли к небольшим частным компаниям, которые были нам знакомы по каким-то другим проектам. Мы попросили их создать для нас небольшие подразделения, которые могли бы принимать на работу этих инженеров и потом посылать их к нам в центр, в нашей инфраструктуре создавать новые самолёты. Эта бизнес-модель очень удобна, потому что „Боинг“ фактически имеет доступ к инженерам, которые приходят к нам, оставаясь сотрудниками российских компаний. Они живут, работают и развиваются в российском бизнесе", — рассказывает Кравченко.

Сергей Кравченко считает, что России стоит сосредоточиться на разработке инновационных продуктов и решений и их экспорте на Запад

"Боинг" работает и с государственными предприятиями. По мнению президента компании, пример интеллектуального сервиса, который можно назвать одним из самых успешных опытов за последнее время, — это сотрудничество с Центральным аэрогидродинамическим институтом в Жуковском (ЦАГИ).

Новый самолёт Boeing 787 Dreamliner поднялся в небо 15 декабря 2009 года. Это первый самолёт, корпус которого целиком сделан из композитных материалов и титана. Ввиду этого Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) потребовало беспрецедентно большой объём сертификации композитных конструкций, они не верили расчётам и требовали испытаний фюзеляжа, крыла и даже отдельных панелей. "Боинг" заказал эти испытания ЦАГИ. В Жуковском была смонтирована огромная установка, на которой почти два года на композитные панели размером 3,5? 3,5 метра накладывалась нагрузка, моделирующая условия полёта. По словам Кравченко, этот опыт был настолько успешен, и FAA теперь настолько доверяет ЦАГИ, что открыло при нём своё представительство. А институт получил ценный опыт по испытанию современных авиаконструкций, который потом был использован при тестировании узлов уже российского самолёта — Sukhoi Superjet 100.

Ещё один интеллектуальный сервис — компания ParallelGraphics, разрабатывающая сложное программное обеспечение. Для "Боинга" там сделали электронные заменители технической документации на самолёт. "В прошлом с каждым новым самолётом мы отправляли тонны бумаги", — говорит Кравченко.В ParallelGraphics создали виртуальные инструкции по обслуживанию и ремонту самолёта. С их помощью на экране можно увидеть любой узел или агрегат машины в 3D, а также рассмотреть процесс замены, сборки-разборки или ремонта в трёхмерном формате. По словам президента компании, с этими программами время обучения персонала сокращается на 20—30 процентов.

В России не самые хорошие самолёты, но лучшие инженеры

"В экспорте интеллектуальных сервисов есть ещё одна очень большая позитивная идея, — поясняет Кравченко. — Это великолепный способ получения компетенций (технологий — прим. ред.) Запада.

Компетенцию можно либо украсть, либо получить легально. Предпочитаешь второй вариант — постарайся продать своих инженеров, учёных или программистов, и заказчик тебя научит. Создавая новый продукт вместе с заказчиком, получишь компетенцию, которая будет лучше стартовой, и она у тебя останется. Тот опыт, который приобрела компания ParallelGraphics, работая с „Боингом“, позволил ей экспортировать программное обеспечение в Siemens, Airbus, продать его на внутреннем рынке в „Гражданские самолёты Сухого“.Идеи создания новой экспортной экономики интеллекта, интеллектуальных сервисов — это большой плюс, но для этого должен быть соответствующий заказ. Если у вас нет внутреннего заказа, связанного с холодной войной или каким-то стратегическим противостоянием, ничего страшного, что он идёт с Запада".
По словам президента "Боинг-Россия и СНГ", в РФ не самые хорошие самолёты, но "у нас инженеры самые лучшие. Давайте сначала инженеров продадим, обучим их, а потом используем для того, чтобы в будущем собрать самые лучшие самолёты". Он убедился в работоспособности модели интеллектуальных сервисов на примере компании, где трудится уже много лет и верит в её большие возможности в масштабах страны.

Иван Охапкин

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы